Паспорт игрового дидактического пособия
«ВОЛШЕБНЫЕ ПЕРЧАТКИ»
Образовательное учреждение | МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 23 «Росинки» |
Название пособия | Дидактическое пособие «Волшебные перчатки» для детей младшего дошкольного возраста. |
Автор | Сартаева Земфира Саитсалимовна , воспитатель |
Номинация | «Мир открытий» |
Цель | Развитие познавательно – речевой активности дошкольников через театрально - игровую деятельность. |
Задачи | образовательные развивающие воспитательные |
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, а задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни.
При практическом взаимодействии, идёт общение между взрослым и ребёнком, развивается диалогическая речь, познавательные способности, таким образом происходит значительное увеличение запаса слов, формируются элементарные математические представления.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.
Важно разбудить восприятие ребёнка, научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и удивлять, размышлять, творчески мыслить. Для этого необходимо постоянно насыщать жизнь детей проблемными, практическими и познавательными ситуациями. В этом мне помогает игровое пособие «Волшебные перчатки».
Дидактическое пособие «Волшебные перчатки», просто в изготовлении. Оно представляет собой перчатку без пальчиков, на верхней стороне которой пришиты герои сказок , потешек и т.д.. Ребенок просовывает пальцы руки в перчатку.
Дидактическое пособие создано для детей младшего дошкольного возраста. При взаимодействии с дидактическим пособием создаются условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Образовательная деятельность в процессе работы с пособием построена на общении со сказочным персонажем.
Цель пособия: Развитие познавательно – речевой активности дошкольников через театрально - игровую деятельность.
Задачи:
- образовательные
- развивающие
2. Стимулировать речевую активность детей. Развивать навыки диалогической речи, тактильно – кинетическую чувствительность.
- воспитательные
Дидактическое пособие – «Волшебные перчатки», используется в индивидуальной и совместной деятельности с детьми. Методика работы заключается в том, что пособие может использоваться в разных игровых ситуациях. В процессе игровой деятельности с животными расширяются и обогащаются представления ребенка об окружающем мире, развиваются коммуникативно – речевые способности. Используя геометрические фигуры, ребёнок закрепляет название формы, цвета, величины; учится анализировать и сравнивать.
Игровая деятельность с пособием может осуществляться в различных формах:
В процессе общения со взрослыми ребёнок развивается, в основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребёнка.
Примеры игр, игровых ситуаций.
При знакомстве с дидактическим пособием «Волшебные перчатки», и обыгрываемыми персонажами, дети выполняют простые действия с ними: зайка прыгает, мишка топает и т. д. Все эти упражнения малыши проделывают сами пальчиками на столе.
- Нарядили ребятки
Свои пальчики в перчатки (растопыривают пальцы обеих рук ладонями наружу)
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимают – разжимают пальцы рук)
Надо всех пересчитать.
Воспитатель: посмотрите, мои пальчики могут прыгать и топать! (показывает). Покажите, как ваши пальчики умеют прыгать.
Ребенок начинает играть, повторяя действия и поведение животного, образ которого у него на руке. За счет активности работы пальцев «животное» двигается вперед, назад, вправо, влево, соединяет «лапки», и т.д.
Цель: Учить выполнять игровые задания, формировать правильное звукопроизношение, активизировать словарь (топ – топ, ф-ф-ф)
Описание: Воспитатель: послушайте, что это за звуки доносятся из корзинки: ф-ф-ф! кто это фыркает?
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте кто же это? (ежик)
Предлагает посмотреть! Достает из корзинки… Прикрепляет ежика на перчатку, обыгрывание стихотворения «Ежик» с выполнением игрового задания.
Пособие «Волшебные перчатки», применяется для обыгрывания потешек, песенок, стихов, содержание которых позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательными действиями. Дети проговаривают слова и сопровождают их движениями рук. Использование этого метода стимулирует мотивацию и способствует лучшему усвоению материала благодаря непроизвольному запоминанию. Эти произведения можно легко инсценировать даже тогда, когда дети ещё не владеют активной речью: под рассказ воспитателя изображают действия обыгрываемых персонажей.
Цель: Учить составлять группы отдельных предметов.
Описание: Воспитатель с ребятами выбирает себе по желанию на перчатку животного. Ребятам предлагается разделиться на группы в соответствии с выбранным животным (зайки к зайкам, мишки к мишкам и т.д.). Затем детям предлагается определить, сколько животных находится в разных группах и расселить их по домикам.
Произведения для драматизации подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Колобок», «Теремок» и т.д.). Проведению игр-драматизаций предшествует серия подготовительных игр.
Цель: Учить соотносить предметы по цвету, форме и величине.
Описание: Воспитатель предлагает детям надеть перчатки на обе руки, выбрать любую геометрическую фигуру и прицепить ее на одну руку, а на вторую руку найти пару из предложенных ему фигур разного цвета, формы и величины. Для усложнения задания и развития навыка ориентировки в пространстве закрепить понятия правая и левая рука.
Цель: Развивать умение последовательно выполнять действия, придерживаясь условных знаков (цвет, форма); сортировать предметы в условном порядке; ориентироваться в количестве предметов.
Описание: Игра с одним ребенком. Клоун Вася (воспитатель) предлагает надеть перчатку с «зайкой», выкладывает перед ребенком геометрические фигуры (круги и треугольники) разного цвета и спрашивает, что любит зайка? (морковку), а на что, она похожа? (треугольник). На треугольник какого цвета похожа морковь? (желтого). Предлагает выбрать нужные фигуры. После чего фигуры можно пересчитать.
Аналогично проводиться игра с «Ёжиком». А что любит ежик? (яблоки). Какую фигуру напоминают яблоки? (круг). Какого цвета бывают яблоки? (зеленого, красного, желтого). Предлагает выбрать нужные предметы для ёжика. Вопрос: Яблок какого цвета больше у ёжика? (счет и сравнение)
Цель: Развивать творческие способности, внимание, память, мышление, обогащать сенсорный опыт.
Описание: Ребята на примере уже знакомых им русских народных сказок придумывают свои оригинальные истории про геометрические фигуры.
Новизна и оригинальность пособия состоит в его многофункциональности. Это уникальный материал для совместной деятельности ребенка и взрослого. Удовлетворяет потребность в эмоционально насыщенных переживаниях, поддерживает самостоятельность, вовлекает детей в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками.
Таким образом, дидактическое пособие «Волшебные перчатки» может быть полезно педагогам в организации игровой деятельности с детьми: в утренние и вечерние часы, в индивидуальной и подгрупповой формах, совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. Можно рекомендовать родителям для совместного времяпровождения и общения, повышения эмоционального контакта с ребёнком.
Литература:
М.: ТЦ Сфера, 2006