Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Тренинг для родителей "Играйте с детьми в музыкальные игры"

Повышение компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей посредством использования музыкальных игр в домашних условиях.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Жосан О.В.

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №30»,

п. Карьер – Известняк

Тренинг для родителей "Играйте с детьми в музыкальные игры"

Слово «тренинг» происходит от английского «to train», что означает «обучать, тренировать».

Что же такое тренинг для родителей и для чего он необходим? Какую цель мы преследуем, проводя тренинг для родителей?

Итак, тренинг – это специальная форма организации деятельности, преследующая конкретные и прогнозируемые цели, которые могут быть достигнуты в относительно короткий срок.

Часто родители спрашивают о том, как играть с ребёнком, в какие игры, сколько игрушек ему необходимо, какие игрушки нужны, что делать, если ребёнок скучает. Однозначных ответов на эти вопросы не существует, потому что каждый ребёнок индивидуален. Однако общие рекомендации могут быть полезны для родителей.

Цель нашего тренинга – повышение компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей посредством использования музыкальных игр в домашних условиях.

Ход тренинга

- Здравствуйте, уважаемые родители! Хотелось бы начать нашу встречу со слов австрийского композитора Р. Шумана: «Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей.     Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной». Как вы понимаете смысл высказывания Р.Шумана?

Ответы родителей……

А кто насытит ребёнка этой духовной пищей, конечно же, вы – родители, семья. Сегодня мы пригласили вас пообщаться, а также передать вам некоторый опыт интересного общения с детьми, который будет полезен вам в воспитании ваших детей. А тема нашей встречи – «Играйте с детьми в музыкальные игры».

Игра — основной способ обучения и  воспитания дошкольников. Это не преувеличение. Игра — планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит. Его способ познания мира. Дети любят играть где угодно и во что угодно, а если к их играм подключаются еще и родители, то игра становится не просто игрой, а источником радости потому, что по средствам игры у ребенка и родителей происходит общение. А музыка и музыкальные игры в условиях семьи являются эффективным средством профилактики неврозов, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения. Музыка и музыкальные игры помогут развить многие способности и таланты ребят, положительно влиять на развитие и личностное становление дошкольника:

- так как подобного рода игровая деятельность требует предварительного выучивания текста песни, потешки, ребенок тренирует речь и память;

- музыкальные игры в большинстве своем подразумевают наличие правил, которые дисциплинируют дошкольника;

- в процессе игры развивается образное мышление ребенка, так как приходится «вживаться» в ту или иную роль: быть паучком, зайчиком, ёжиком, птичкой, великаном и гномиком, морской волной, снежинкой и прочее.

- малыш учится слушать и слышать музыку, становится более внимательными и сконцентрированным;

- у двигающегося в такт музыке ребенка развиваются ладовое и музыкально-ритмическое чувства, а также взаимосвязь между ними.

Польза музыкальных игр для детей

Музыкальная игра способна доставить ребенку немалое удовольствие потому, что он:

- наслаждается самой музыкой (получает эстетическое удовольствие);

- общается с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса (взаимодействие);

- имеет возможность выражать свои эмоции;

- имеет возможность двигаться.

Существует даже целое направление – музыкальная терапия. Всемирно известный детский гештальт – терапевт Вайолет Оклендер часто использует в своей работе музыкальные игры.

И сейчас вы на себе ощутите чудодейственные свойства музыки. Я хочу рассказать и показать вам, как можно играть при помощи музыки. Без скучных обучений нотам и прочему. Итак, начнём……

Для дальнейшего проведения тренинга педагог приглашает родителей, включиться в игру.

1 блок. Игры дома для детей и родителей

«Рисуем музыку»

Включайте классическую музыку и слушайте вместе с ребенком. Спросите ребенка, как ему

кажется, про что эта музыка. О чем думал музыкант, когда писал или играл ее.

Ставьте композицию на повтор и рисуйте. Всё, что приходит в голову, когда слышите эту музыку. Вы – на своем листочке, ребенок – на своем.

Рекомендую брать для этой игры композиции из детских альбомов классиков. Интересно слушать разные по настроению и ритму мелодии. К примеру, «Баба Яга» и «Мама» П.И.Чайковского. Под них рождаются совсем разные образы (лучше не сообщать ребенку названий, чтобы он мог «родить», услышать что-то свое).

Чем полезна эта игра? Она развивает эмоциональную сферу (ребенок учится слышать настроение), фантазию, воображение, усидчивость, внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику.

Родители рисуют.

«Играем вместе»

Эта игра для компании детей, взрослых, для всей семьи. И для неё понадобятся музыкальные инструменты. Подойдут как раз те, с которыми играет ребёнок: ксилофон, барабан, маракасы, ложки и др.

Каждый участник игры выбирает себе по инструменту, и все начинают играть.

Первый этап: все играют вместе, оркестром.

Второй: по очереди, по часовой стрелке (будет удобно, если вы сядете в круг на полу).

Третий: играют только те, кого называет ведущий, остальные ждут (называть можно как одного человека, так и сразу двоих, троих).

Заканчивается игра тем, что ведущий называет всех присутствующих, и все снова играют вместе, оркестром.

Чем полезна эта игра? Кроме того, что она весёлая и семейная, она учит ждать своей очереди. Ребёнок учится «молчать», пока звучит другой, проявляя уважение к «звучанию» других и сам при этом встречается с тем же: все молчат, когда он играет. Это бывает очень полезно в формирующейся группе на занятиях.

В продолжение оркестра, игра«Музыкальный антракт»

Организуйте оркестр из самодельных музыкальных инструментов. Их можно изготовить из того, что есть дома. Положив в металлическую банку из-под чая маленькие камешки, пуговицы или стеклянные шарики, вы получите музыкальный инструмент. Металлический звук уже есть, теперь нужно поискать небольшие кусочки дерева или деревянные предметы (например, деревянную ложку, доску для сыра, деревянные формочки или прищепки для белья). Ударяя друг о друга двумя деревянными предметами, медленно или быстро, сильно или осторожно, вы извлекаете звуки, подходящие для танцевальной музыки. Включив музыку, ребенок может поддерживать ритм мелодии, играя на своих инструментах. А звуки оркестра вполне можно записать для последующего прослушивания.

«Танцуй так же, как я»     

Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребенка, точно их повторить. Маленькие дети вообще любят подражать. Игровой момент усиливается, если вы заранее объявляете, кто танцует. Например, Баба-Яга, Золушка, или другой сказочный персонаж или зверь. Ребёнок становится старше, и круг танцующих персонажей всё более расширяется. Особенно азартный характер приобретает игра, если в ней участвует двое или более детей. Тогда вы или дети оценивайте, кто станцевал лучше, и кто становится «заказчиком». Игра помогает развитию координации движений под музыку, развивает фантазию, воображение. 

«Узнай песенку»     

Вы играете, напеваете или насвистываете известную песенку ребёнку. Он должен угадать, какая это песенка. В случае правильно ответа — одобрение и аплодисменты. Игры, в которых победитель зарабатывает очки или баллы, начнутся чуть позже.      

«Слушаем тишину»     

У детей повышена эмоциональность, и они всё делают громко: не говорят, а кричат, если радуются, то визжат от восторга, если огорчаются — рыдают навзрыд. Это нормально. Они иначе не могут. За это их нельзя ругать. Но иногда предложите им присесть, остановиться, замереть и послушать… тишину. Которую они не слышат. Не умеют слышать. Это можно сделать и дома, но лучше где-нибудь на природе. В поле, в лесу, в парке, около реки. Или просто на улице или во дворе. Итак, условия игры.— Тише, — говорите вы. — Ещё тише. Совсем тихо. Давай сыграем — кто лучше услышит тишину и назовёт больше звуков. Говорим по очереди.— Вот машина прошла. Вот птичка пропела. Гудок поезда. Чей-то разговор. Деревья прошелестели ветками.Ребёнок вслушивается в тишину, в окружающие звуки. Начинает понимать, что среди этих звуков есть и такие красивые и завораживающие, как пение птиц, шум леса, реки или моря. Кстати, тишина, пауза — вполне музыкальная категория. Выдержать точно паузу (ещё мгновение и она оборвётся) — большое искусство. Как в музыке, так и в жизни…За каждый названный источник звука фишка продвигается вперёд. Побеждает тот, кто назвал большее количество таких источников.     

«Рассказ - игра»     

Любой из рассказов (например, о музыкальных инструментах) можно построить в виде игры. Для этого перед началом игры положите на стол уже приготовленную нами кружки с фишками и скажите малышу:— Сейчас расскажу тебе сказку о Барабане и Скрипке. Это игра. После рассказа я задам несколько вопросов. Если будешь слушать внимательно, то легко на них ответишь. В случае правильного ответа фишку двигаешь ты, неправильного — я. Победит тот, кто продвинется на большее количество кружков. После такого предупреждения ребёнок слушает рассказ с особым интересом и вниманием. Игра — это святое. Естественно, что рассказ должен быть коротким и, по возможности, занимательным. Вот, например, придуманная нами…    

«Сказка о Барабане и Скрипке»     

В одном царстве жил Барабан. В этом музыкальном царстве жили самые разные музыкальные инструменты: скрипки, фортепиано, аккордеоны. Но Барабан был одним из самых известных и любимых. Потому что его язык понимали все. Потому что он будил весь город по утрам своей звонкой и чёткой песенкой:

Встало солнце утром рано,

Слышен голос Барабана,

Тра-та-та-та-та-та-та-та.

Открывайте ворота.

Город просыпался, и все говорили: «Как хорошо, что у нас в городе живёт Барабан. Иначе мы могли бы опоздать на работу». Когда Барабан подрос, король этого царства — Рояль взял его на работу. Часовым. Теперь Барабан не только всех будил по утрам, но и охранял королевский дворец. А во время парада солдаты маршировали под его музыку. В этом же царстве у короля была дочь — Скрипка. Как только Барабан увидел Скрипку, так сразу полюбил её. Когда Скрипка проезжала в карете мимо ворот, которые он охранял, Барабан приветствовал её своим стуком. Принцессе Барабан тоже нравился. Однажды она подошла к нему и пропела на самой высокой из своих четырёх струн-«ми».              

До, ре, ми, фа, соль, ля,

Завтра бал у короля.

Приходи, ми, фа, соль, ля,

Ждать тебя там буду я!

Барабан надел новый кожаный мундир и пришёл на бал. Когда начались танцы, Скрипка заиграла весёлую музыку на всех своих четырёх струнах, а Барабан ей подыгрывал. Потом заиграли другие инструменты, а они танцевали вместе вальс и ещё больше друг другу понравились. Барабан предложил Скрипке стать его женой. Она согласилась. На свадьбе король Рояль на радостях сыграл «Свадебный марш» Мендельсона. Это была очень весёлая свадьба.

Неплохо, если после заключительных слов сказки вы включите эту популярную музыку Мендельсона. А теперь вопросы ребёнку. Например, такие: Что солдаты делали, когда играл Барабан? Почему жители города любили Барабан? Сколько струн у Скрипки? Как называется самая высокая струна? Какой танец играли Скрипка и Барабан на балу? Как называется музыка, которая прозвучала после свадьбы? Разумеется, вопросы могут быть другими. Как, впрочем, и сказка, которую вы, возможно, сочините лучше нас. Напоминаем, что ответивший на вопрос правильно, продвигает фишку вперёд. Благодаря подобным сказкам-играм ребёнок не только больше узнает о музыкальных инструментах, композиторах, музыкантах, но и разовьёт такое важное качество — умение сосредотачиваться. Вспомните, как мы в общеобразовательной школе на уроках пения из года в год без особого успеха учили ноты. Ребёнок же может выучить ноты в 3-4 года, что называется, играючи.

«Таинственные звуки»

Когда есть много свободного времени, которое не на что употребить, запишите на мобильный телефон разные домашние звуки и шумы (работа стиральной машины, журчание воды, кашель папы, скрип двери, стук клавиатуры, голоса всех членов семьи и пр.).

Похожим образом можно будет развлечься всей семьей, прослушивая записанные звуки и угадывая их источники.

«Эхо»

Повторите какой-либо звук (например, слог) несколько раз. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен на его способности, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.

«Разноголосица»

Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же в разной манере. Попробуйте так. Повторите алфавит или прочитайте детские стихи обычным голосом. Затем измените манеру речи: говорите очень быстро или очень медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове и т. д. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит.

«Угадай мою песню»

Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую. Если не узнает, продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас, как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.

 «Кто первый запоёт»     

Это игра для двух и более участников. Вы играете или напеваете мелодию известной песни. Кто из детей или взрослых, принимающих участие в игре, первый узнает песню и запоет ее?                              

«Простучи ритм»     

Вы стучите на бубне или хлопаете в ладоши ритм известной песни. Попросите ребёнка угадать песню. Теперь меняетесь ролями. Ребёнок стучит, а вы угадываете.             

 «Послание африканскому племени»     

Вы стучите на барабане определённый ритм-послание соседнему африканскому племени. Сообщаете ребёнку содержание послания. А лучше, если он придумает послание сам. Например, «на улице хорошая погода», «у меня скоро день рождения» и т.д. Ребенок должен точно повторить ритм. В этой игре также возможна смена ролей: ребёнок стучит послание — вы повторяете. Такого рода игры развивают не только ритмические способности, но и фантазию ребёнка.                            

«Кто лучше имитирует?»     

Кто лучше имитирует, изображая под весёлую музыку игру в мяч, в снежки, фигурное катание и т.п.                  

«Придумай танцевальные  движения»     

Кто больше придумает движений под различные танцы: цыганочку, польку, русский перепляс, быстрый современный танец и т.д.  

Танцевальная игра «Воробышек»     

Если у вас семейный праздник, пришли в гости дети, то в эту игру они сыграют с особенным удовольствием. Все встают в круг,  в центре»воробышек». Участники двигаются по кругу и напевают на произвольный мотив:Покажи, покажи, воробышек,Как девицы ходят. (Воробышек показывает, и все повторяют его движения) Покажи, покажи, воробышек,Как молодцы ходят. (Воробышек снова показывает)В течение игры водящему могут предложить изобразить походку не только зверей, героев мультфильмов и т.д., но и папы, мамы, бабушки, других близких и знакомых.

Музыкальные игры, связанные с движением, не только приносят детям и взрослым радость и хорошее настроение, но и улучшают координацию, развивают фантазию, воображение. Выбирать лучшего среди танцующих может как взрослый, так и другие дети.     

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.  

 «Кулачок»

Руки лежат на коленях ладонями вниз.

Как сожму я кулачок,

Сжать руку в кулак

Да поставлю на бочок.

Поставить кулак на колено большим пальцем вверх

Разожму ладошку,

Распрямить пальцы

Положу на ножку.

Вернуть ладонь на колено

 «Указочка»

Ротик мой умеет кушать,

Показать на губы

Нос – дышать, а уши – слушать.

Показать на нос и уши

Могут глазоньки моргать,

Поморгать

Ручки – всё хватать, хватать.

Изображать хватание

«Червячки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Ладони лежат на коленях или столе

Червячки пошли гулять.

Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы)

Вдруг ворона подбегает,

«Идти» по столу указательным и средним пальцами.

Головой она кивает,

Сложить пальцы щепоткой, качать ими вверх и вниз.

Каркает: «Вот и обед!»

Раскрыть ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх

Глядь — а червячков уж нет!

Сжав кулачки, прижать их к груди

3 блок: Играем в дороге

Долгая и скучная дорога в машине – это «испытание» для ребенка. Конечно, малыш совершенно не намерен смирно сидеть в кресле. Вот тут-то и приходится идти на разные хитрости, чтобы не дать ребенку заскучать.

Мои советы, это то, с чего можно начать. Постарайтесь придумать и другие занятия, и, если ребенку будет интересно, дорога покажется более короткой.

«Хор в автомобиле»

Поскольку вы едете в собственном авто, вы можете попеть в своё удовольствие. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни. Еще интереснее будет, если вы запишите на диктофон ваше хоровое семейное исполнение.

«Кто увидит первым»

Пусть ребенок придумает свои дорожные правила. Например, если увидите собаку – залаять, кошку – замяукать, петуха – прокукарекать и т.д. Смысл в том, что каждый раз надо первым верно выполнить правило. Тот, кто раньше всех наберет десять очков, выигрывает игру. В случае, если все реагируют одновременно, каждый получает очко.

4 блок: Хороводные и подвижные игры.

Ну и, конечно, нельзя забывать о хороводных и подвижных играх, обязательно нужно научить детей этим играм, передать какой-то свой опыт, научить играм, которыми вы сами играли в детстве. Я предлагаю вам поиграть в игру «Ручеек» ( встают в пары, выбирается водящий, водящий забирает  одного из пары, оставшийся, становится водящим, игра продолжается). И еще одна игра «Челночёк» (Челночек бежит, земля дрожит, встают парами, между парами пробегает водящий, по окончанию слов сжимают руки, если водящий попался, т он выбирает другого водящего). 

   От родителей не требуются специальные знания и умения. Главное разделить чувства и впечатления ребенка, его увлеченность, стремление по-своему передать образ, импровизировать в пении, игре, танце. Чтобы дети с удовольствием пели, танцевали, играли в различные игры, необходим педагогически правильный подход.

Музыкальные игры  помогают нам научить детей думать, тренировать внимание и память, а так же  петь выразительно и непринужденно двигаться. В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определённые чувства. В процессе музыкально – ритмических движений у детей развивается музыкально – слуховое восприятие.

 Пройдя через это, ваш ребёнок может понять, что, во-первых, его не всегда ждёт успех; во-вторых, что для успеха нужно работать, думать и многому учиться! Я думаю, что вы непременно что-то возьмете для себя и будете играть со своим ребенком дома. Потому что всестороннее развитие ваших детей - это наша общая задача. Я хочу подарить вам на память небольшие буклеты, которые будут не только напоминать вам о нашей встрече, но и будут небольшой подсказкой в воспитании вашего ребенка.

Желаю вам интересных, весёлых и познавательных игр с вашими детьми!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 21.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области