Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


конспект урока по русскому языку по теме "Омонимы" 3 класс

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект урока «Значение слова» Синонимы. Антонимы. Омонимы

Содержательный анализ темы:

Лингвистический:

Лексикология - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики

Омо́нимы— одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова.Значения омонимов понятны только в словосочетаниях и предложениях.Эти слова имеют различное значение и различное происхождение, но случайно совпавшие в своем звучании.

Признаки:

1)одинаковые по звучанию и написанию;

2)эти слова имеют различное значение и различное происхождение;

Психолого-дидактический анализ:

Предмет усвоения: понятие омонимы

Компонент содержания образования: знание

Вид знания: понятие

Для понятия:

Термин: омонимы

1. Характеристика понятие

Содержание:одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова. Значения омонимов понятны только в словосочетаниях и предложениях. Эти слова имеют различное значение и различное происхождение, но случайно совпавшие в своем звучании

Родовое отношение: лексика русского языка.

Видовые признаки: одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова.

2. Средства усвоения: знание лексического значения слов

3. Этап усвоения: восприятие, осмысление

4. Форма умственного действия: материализованная, в ГР

5. Характер деятельности: репродуктивный

Цели:

Обучающие: сформировать понятие омонимы; закрепить знания о антонимах и синонимах.

Развивающие: развивать речь, через активную работу на уроке с омонимами.

Воспитательные: создать атмосферу сотрудничества учителя и учащихся через обсуждения.

Формируемые УУД:

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, через организацию работы над словарными словами; умение структурировать знания, через работу на уроке.

Коммуникативные:

Формировать умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, через диалог при выполнении заданий на уроке по теме «Омонимы» .

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, через планирование своей работы на уроке; формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в ходе выполнения заданий и осуществления самопроверки.

Оборудование: Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь.

Класс: 3

Ход урока.

I этап. Постановка целей и задач урока.

ВР: Минутка чистописания.

ДЗУ: закрепить написание строчной буквы «с».

УЗ: Сейчас мы вспомним алгоритм написания строчной буквы «с» и потренируемся её писать.

ПЗ: Для этого рассмотрим букву «с», вспомним алгоритм написания, после чего каждый пропишет букву «с» у себя в тетради.

ОД: Внимательно посмотрите на букву, и соотнесите правильность ее написания по критериям, которые представлены в таблице (у каждого ученика есть таблица). Работаем все вместе.

ОК: Внимательно слушайте друг друга, исправляйте, дополняйте.

Критерии

Оценка(+; -)

Наклон буквы

Прямая на себя ровная

Нижнее закругление касается нижней линейки рабочей строки

Нижнее закругление плавное

Плавная линия находится на небольшом расстоянии от прямой на себя

Учитель: Ребята на доске буква «с», давайте вспомним алгоритм.

Ученики: начинаю писать чуть ниже верхней линейки рабочей строки, закругляю влево, касаясь нижней линейки рабочей строки, пишу полуовал, чуть не доводя до нижней линейки рабочей строки закругляю вправо, касаясь нижней линейки рабочей строки, заканчиваю писать чуть выше нижней линейки рабочей строки.

Учитель: Пропишите у себя в тетрадях строчку буквы с. Не забываем следить за правильной посадкой и правильным расположением тетради.

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учащихся: Ученики оценивают написание своей буквы по критериям, которые у них есть в таблице, ставят себе плюсик за каждый критерий и делают вывод, насколько хорошо они умеют писать эту букву, какие ошибки допускают.

Контроль со стороны учителя: Учитель ходит по рядам и смотрит, как ребята прописывают букву, следит за их посадкой и расположением тетради.

Оценочно – результативный:

Учитель: У всех получилось написать буквы? Легко было писать букву?

Учитель: Какие возникли трудности?

Учитель: Какие ошибки допускали в написании буквы?

Ученики: буква не всегда получается написанной точно по алгоритму.

2ВР: Словарная работа.

ДЗУ: правописание слов с непроверяемыми орфограммами, изучить новое словарное слово.

УЗ: Сейчас мы изучим написание нового словарного слова.

ПЗ: Для этого распределите слова в два столбика:

ОД: Каждый самостоятельно запишет слова в тетрадь и выделит буквы, написание которой нужно запомнить.

в первый столбик – с глухими согласными на конце слова

во второй – со звонкими согласными на конце слова

овощ, троллейбус, рисунок

Огурец, хоккей, вокзал, потом

СК: Работа со словарным словом РИСУНОК

Учитель: С написанием какого слова мы еще не знакомы?

Дети: рисунок

Учитель: Рисунок- это нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем. 

У: Делаем звуковой разбор слова рисунок

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учителя: учитель ходит по классу, смотрит в тетради учеников.

Контроль со стороны учащихся: контролируют, правильно ли написали слова, указывают орфограмму, затем проверяют в словаре.

Оценочно-результативный:

Учитель: Слова есть в словаре.

Учитель: Постарайтесь запомнить написание.

3 ВР: Актуализация

ДЗУ: Актуализировать знания детей

УЗ: Ребята, давайте вспомним что такое синонимы, что такое антонимы.

ПЗ: Для этого на доске есть карточки, нужно соединить понятие и определение. Затем выполним задание

ОД: Фронтальная

CК:

Антонимы- слова имеющие прямо противоположные значения.

Сино́нимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Омо́нимы— одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова. Значения омонимов понятны только в словосочетаниях и предложениях. Эти слова имеют различное значение и различное происхождение, но случайно совпавшие в своем звучании.

Учитель: Как мы соединим?

ПЗ: Работа со словарем

Учитель: в статьях толкового словаря дети отыскивают синонимы указанных слов и записывают их парами: наивный – доверчивый; наивный – неопытный; опрятный – аккуратный; опрятный – чистый ; затем в статьях толкового словаря дети отыскивают синонимы указанных слов и записывают их парами

1.Синонимы словам

наивный – доверчивый

наивный – неопытный

опрятный – аккуратный

опрятный – чистый

2.Антонимы подбирают к данным словам: ( печатная тетрадь)

наивный –недоверчивый

наивный – опытный

опрятный – неопрятный

опрятный – неаккуратный

опрятный – нечистый

К-Р:

Со стороны учителя: Учитель контролирует, чтобы все ученики работали и верно отвечали на поставленные вопросы.

Со стороны учащихся: Ученики контролируют друг друга, исправляют

Оценочно-результативный:

Учитель: Мы с вами вспомнили, что такое синонимы и антонимы

Трудно ли вам было?

Ученики: Нет!

4ВР: постановка целей и формулирование темы урока.

ДЗУ: подвести учащихся к формулированию темы и целей урока, формировать положительную мотивацию.

УЗ: сейчас мы с вами сформулируем тему урока.

ПЗ: Для этого ответе мне на вопрос.

ОД: фронтальная.

СК:

Учитель: карточка с каким словом осталась?

Ученики: Омо́нимы— одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова. Значения омонимов понятны только в словосочетаниях и предложениях. Эти слова имеют различное значение и различное происхождение, но случайно совпавшие в своем звучании.

Учитель: правильно. Знакомое нам слово?

Ученик: нет

Учитель: Какая тема нашего урока?

Ученики: Омонимы.

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учителя: учитель контролирует, чтобы все ученики работали и выполняли задание.

Контроль со стороны учащихся: отслеживают правильность ответов, следят за ответами друг друга.

Оценочно-результативный:

Учитель: Теперь, когда мы узнали, чем мы будем заниматься на уроке, давайте продолжим работу.

II этап. Восприятие и осмысление

ДЗУ: сформировать понятие омонимы

1 УЗ.

УЗ: Выясним, что такое омонимы. Выполним упражнение С. 38. Упражнение 37. устно по учебнику.

ПЗ: Прочитаем отрывок стихотворения.

ОД: Работаем все вместе.

ОК: Внимательно слушайте друг друга, исправляйте, дополняйте.

СК:

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

Учитель: Какие слова выделены?

Ученики: град и город.

Учитель: Что они означают?

Ученики: слова град и город означают одно и то же, но отличаются тем, что первое слово употреблялось раньше, а второе – сейчас. Это синонимы.

Учитель: Давайте откроем словари и прочитаем значение слова град.

Ученики: сравнивают значения слов град (город) и град≫ (осадки) и понимают, что это разные слова, не имеющие ничего общего в значении, но звучащие одинаково. Это омонимы

Учитель: Слова "град" (город) и "град" (осадки) – это разные слова, которые звучат и пишутся одинаково. Такие слова называются омонимами

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учителя: следит за активностью каждого ученика и правильностью выполнения задания.

Контроль со стороны учащихся: внимательно слушают ответы друг друга, исправляют, при необходимости.

Оценочно-результативный:

Учитель: Ребята, что мы узнали, выполнив это задание?

Ученики: Узнали, что такое омонимы.

2 УЗ.

УЗ: Сейчас будем работать с упражнением в учебнике

ПЗ: Выполняем упражнение 38 в тетради

ОД: Работать будем индивидуально, каждый в своей тетради

ОК: Внимательно работайте с упражнением.

СК: Упражнение 38.

В Толковом словаре дети находят словарную статью к слову свежий , читают ее и

подбирают антонимы к 1-му и 2-му значениям: свежий – испорченный (прокисший) свежий –грязный (несвежий)

Выполняя следующее задание этого упражнения, дети находят и читают в толковом словаре статьи к словам: ток, экипаж, язык.

Учитель: Как можно доказать, что эти слова – омонимы?

Ученики: Это можно сделать, составив с ними предложения, из которых будет ясно, что слова имеют разные значения, но одинаково пишутся и произносятся. Например, такие:

Монтер включил электрический ток

Весной глухариный ток оживает.

Крестьяне привезли зерно на ток

Тройку породистых лошадей запрягли в экипаж

В полете экипаж

самолета действовал слаженно и четко.

У хамелеона очень длинный язык

Вы говорите на французском язык

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учителя: следит за правильностью выполнения задания, ходит по классу, смотрит, все ли записывают слова в тетрадь.

Контроль со стороны учащихся: проверка по словарю.

Оценочно-результативный:

Учитель: Справились с заданием.

Ученики: да/нет.

Учитель: Какие были трудности?

3 УЗ.

УЗ: Поработаем в печатной тетради.

ПЗ: напишите что такое омонимы, антонимы, синонимы приведите примеры

ОД: Каждый индивидуально в тетради.

СК:

Учитель: Хорошо, у кого-нибудь есть другие слова?

(разбирают устно в классе)

Учитель: правильно.

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учителя: следит за выполнением задания, контролирует дисциплину.

Контроль со стороны учащихся: внимательно слушают ответы друг друга, сравнивают со своими словами.

Оценочно-результативный:

Учитель: это способствует развитию нашей речи.

4 УЗ.

УЗ: Поработаем с текстом в учебнике

ПЗ: читают объяснение Волшебницы на с. 40, отвечают на ее вопросы.

ОД: фронтально

СК:

Из объяснения дети узнают о происхождении и значении слов синоним, антоним, омоним, симфония, симметрия и делают вывод, что все эти слова сложные.

Далее детям предлагается еще более трудное задание: перевести на русский язык слова

омофоны и антифоны и другие. Зная значения греческих корней этих слов, дети могут попробовать сделать это: ом + фон = одинаковый + звук = омофон (слово, звучащее одинаково); ант + фон = противоположный + звук = антифон (слово, звучащее противоположно). После этого дети переводят слово антипатия: ант + патия = противоположный + чувство = антипатия (проявление негативного, плохого отношения к кому-либо или к чему-либо). Наконец, ученики определяют значение слова синоптик: син + оптика = охватывающий все + приборы, позволяющие лучше видеть = синоптик (охватывающий все с помощью приборов, позволяющих лучше видеть). Омофоны – слова с одинаковым звучанием; антифоны – слова с противоположным звучанием; антипатия – чувство неприязни; синоптики – специалисты (метеорологи), дающие прогноз погоды.

Учитель: Хорошо

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учителя: следит за активностью , контролирует дисциплину.

Контроль со стороны учащихся: внимательно слушают ответы друг друга, сравнивают со своими словами.

Оценочно-результативный:

Учитель: Эти знания развивают нашу речь

5 УЗ.

УЗ: Выполним задание, которое просят авторы учебника

ПЗ: Нам нужно составить предложения с этими словами.

ОД: фронтально

СК: С. 41. Упражнение 39.

Сначала они делают это устно, а затем некоторые предложения учитель предлагает записать в тетрадь. Предложения могут быть, например, такие:

Оркестр исполнял симфонию Петра Ильича Чайковского.

Молодой человек испытывал симпатию к девушке.

Узоры на ковре составляют симметрию.

Профессор испытывал антипатию к беспорядку.

Синоптики предсказывают приближение грозы.

Учитель: Хорошо

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учителя: следит за активностью , контролирует дисциплину.

Контроль со стороны учащихся: внимательно слушают ответы друг друга, сравнивают предложения

Оценочно-результативный:

Учитель: Справились с заданием.

Ученики: да/нет.

Учитель: Какие были трудности?

IV этап. Подведение итогов урока.

ВР: Рефлексия.

ОДЗ: провести рефлексию, формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

УЗУ: организовать рефлексию

УЗ: Ребята, давайте проверим, чему вы научились на уроке.

ПЗ: для этого мы с вами ответим на вопросы

ОД: Я буду читать вам вопрос, а вы будете давать ответ.

СК:

Как называются слова одинаковы по написанию, но разные по лексическому значению? (омонимы)

2. Как называются слова схожие по лексическому значению, но разные по написанию? (синонимы)

3. Как называются слова противоположные по лексическому значению? (антонимы)

4.Могут ли быть выражены слова синонимы разными частями речи? (не могут)

5. Можно ли назвать слова "вода" и "огонь" антонимами? (можно)

6. Можно ли назвать слова "жаркий" и "солнечный" синонимами? (можно)

7. Можно ли назвать слова "родниковый КЛЮЧ" и "ключ от двери" омонимами? (будут)

8. Будут ли слова "тихий" и "громкий" омонимами? (не будут)

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учителя: следит за активностью детей, контролирует правильность ответов детей.

Контроль со стороны учащихся: слушая утверждение, выбирают нужную сигнальную карточку; следят за ответами друг друга.

Оценочно-результативный:

Учитель: А теперь давайте подведем итог. Сейчас каждый из вас поделится своим мнением о сегодняшнем уроке.

Учитель: Спасибо, ребята. Мне было приятно с вами работать.

Домашнее задание: упражнение 225

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области