«Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи»
Белякова Татьяна Дмитриевна,
воспитатель МБДОУ № 41
п. Ясная Поляна Ставропольского края
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», законе «Об образовании» и др.
Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
Дошкольное учреждение не только воспитывает детей, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей в семье. Воспитатель детского сада не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. К сожалению значимость и содержание семейного воспитания по-разному понимаются дошкольным учреждением и родителями воспитанников. За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Семья и дошкольное учреждение – это два берега одной реки. И надо если не свести их вместе, то хотя бы сократить между ними расстояние, чтобы можно было взаимодействовать. Чтобы налаживать отношения «двух берегов», необходимо иметь некоторые представления о том, что такое семья и что понимается под «работой с семьей». Это словосочетание звучит довольно часто. Если исходить из того, что семья – это «комплект» из семи человек, и выстраивать методику работы на этом основании, можно сильно просчитаться, так как иногда ребенок включает в состав семьи и домашнего кота или собаку, иногда и друга семьи. Как ребенок представляет себе семью, такая она и есть.
Что касается взрослых, то они дают различные определения. Одни по старинке называют семью «ячейкой общества». Другие, что Семья – это контракт, заключенный при рождении ребенка и длящийся вечно. Важно не количество «я». Важно само «Я». «Я» ребенка. Осознавая истину о том, что наиболее значимой для ребенка остается семья, поэтому педагогу необходимо направить весь свой профессионализм на поддержку и помощь семье в успешном родительстве, давно и успешно преодолев желание указывать и наставлять.
Сотрудничество педагога и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.
Надо не работать с семьей, а понимать семью. Семью каждого своего воспитанника, ее особенность, проблемы. Это самое сложное в работе педагога. Но без этого понимания никуда не продвинуться. Родители высоко ценят эту позицию, доверяют, советуются, внимательно относятся к предложениям педагога.
Существует множество методик, позволяющих выстраивать отношения с родителями. Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. В основе выбираются те, которые помогут узнать, что родитель ждет от детского сада, что детский сад может предложить его ребенку и как эти желания и возможности объединить для успешного развития ребенка.
Так шаг за шагом, родители, дети, педагоги детского сада становятся ближе друг другу, живя одними проблемами и стремлениями. Дети с радостью спешат каждый день в свой любимый детский сад, а родители с доверием относятся ко второму дому своих детей. А секрет взаимопонимания прост. Просто детей надо любить такими какие они есть, раскрывая самые яркие и радостные стороны детской души. И родители здесь не гости, а самые первые и важные участники этого необыкновенного, интересного процесса под названием воспитание. И именно поэтому здесь царит атмосфера добра, радости и необыкновенного единения.