Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 33 «Родничок»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
ВЫСТУПЛЕНИЕ
для педагогов на тему: «Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» в рамках семинара- практикума «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»
Подготовила и провела:
старший воспитатель
______________О.Н.Неделько
Дата проведения:
«____» ________ 2020 г.
2020-2021 учебный год
Театр – это волшебный мир.
Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…
Советский психолог Б.М. Теплов
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще один важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.
У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет. Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Возраст 5–7 лет – оптимальное время для первого знакомства с основами финансовой грамотности. Знать эти основы так же необходимо, как уметь пользоваться вилкой и ножом. Очень важно, чтобы дети не только имели представление о финансах, но и умели о них говорить. Театральный мини-спектакль – один из самых эффективных методов обучения, обогащающих внутренний мир ребёнка; обучающая сказка – благоприятная среда для раскрытия и роста творческого потенциала. Основные достоинства театральных постановок– доступность содержания, возможность обсуждения и короткая продолжительность, не позволяющая нестойкому вниманию детей рассредоточиться. Обучение происходит в процессе знакомства с увлекательными историями и забавными сказочными зверями, так же как и дети, изучающими окружающий мир. Театральные постановки учат рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, помогают развивать творческие способности, память, наблюдательность, внимание и усидчивость, знакомят с азами финансовой грамотности, счётом в пределах десяти. Погружаясь в сказку, отвечая на вопросы, ребёнок легко усвоит основные понятия и получит знания, которые станут основой для дальнейшего формирования его финансовой культуры. Обучение финансовой грамотности через театральную деятельность призвано выработать у детей начальные навыки обращения с деньгами, научить принимать свои первые финансовые решения, соотносить «хочу» и «могу», познакомить с такими понятиями, как
- трудиться, работать и зарабатывать;
- тратить, расходовать, покупать;
- откладывать, копить, сберегать;
- одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
- планировать, экономить, транжирить.
- количество
- признаки и свойства предмета
- умение сравнивать по признакам: больше, меньше, поровну
- умение мыслить в пространстве (пространственное мышление)
Все эти понятия формируются в быту и в играх, но особенно полезно закреплять их с помощью сказок. Волшебные детские произведения наглядно отображают финансовые понятия, особенно, если их разыграть, например, в настольном театре или через сказку изучается детьми ненавязчиво, легко и весело.
Как и какие сказки отражают математические понятия.
Математика в сказках ― эта не та обычная математика, к которой мы привыкли к школе. Здесь нет цифр и знаков, зато есть волшебная история, которая чему-то учит. А, наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваивают математические понятия. Предлагаю посмотреть на конкретных примерах, как происходит изучение математики через сказку.
Давайте возьмем, к примеру, венгерскую народную сказку ㅡ «Два жадных медвежонка». Она научит не только тому, что жадность не приведет ни к чему хорошему, но и таким понятиям как «поровну», «больше», «меньше». Эти же понятия отлично закрепит любимая многими малышами сказка ㅡ «Три медведя». В ней сравниваются размеры стульев, тарелок с ложками и кроватей.
В сказке «Репка» наглядно показан первый математический ряд в жизни ребенка: от большего ㅡ к меньшему, от большой-пребольшой репки с дедкой ㅡ до малюсенькой мышки.
Благодаря сказке «Теремок» или похожей на нее «Рукавичке» малыш получит первые уроки сложения «+1»: «Стали они вдвоем жить, затем втроем и т.д.»
Всеобщий любимец «Колобок» формирует необходимый навык пространственного мышления. Попробуйте нарисовать с малышом карту путешествия колобка: где его путешествие началось, где он встретил зайца и т.д. В принципе, все сказки или истории про путешествия развивают ориентацию в пространстве. Это и «Гуси-лебеди», и «Кот в сапогах», и «Приключения Незнайки и его друзей», а также «Волшебник изумрудного города». По ним тоже будет полезно нарисовать карты.
Раз уж мы заговорили об авторских сказках, то нельзя не упомянуть «самую математическую» сказку, написанную математиком и логиком ㅡ Льюисом Кэрроллом. Речь идет, конечно, об «Алисе в стране чудес». С ней происходят различные превращения: она то уменьшается, то увеличивается. А различные преобразования — это первый шажок на пути к математическим функциям. Аналогичные преобразования встречаются во множестве сказок — нужно только уметь их замечать.
Математика в русских народных сказках
Перейдем к волшебным русским сказкам. Вот уж, где научат делать что-то по алгоритму! Помните, где хранилась смерть Кощея Бессмертного? «На море, на океане — есть остров. На том острове дуб стоит, под дубом — сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — игла» — говорится в сказке.
У героини русской народной сказки «Хаврошечка» есть три сестрицы: одноглазка, двухглазка и трехглазка. Ей приходится считать глаза сестер, чтобы усыпить: «Спи глазок, спи другой». А, чтобы все у несчастной сиротки получалось, необходимо было выполнить условие: влезть в одно ушко любимой коровушке, а из другого — вылезти. Выполнение любого условия — тоже математика.
О соблюдении условий для получения результата расскажет и сказка «Бобовое зернышко». В ней курочке, чтобы принести петушку водицы, пришлось немало потрудиться: для водички нужен листочек, а для листочка — ниточка, для ниточки — гребень и т.д.
Игры и сказки — прекрасная альтернатива карточкам и прописям. Они интересны детям и развивают как память, внимание и речь, так и формируют основные навыки математического мышления. Изучение математики через сказку доступно совсем маленьким детям, проходит легко и гармонично. Сказка — это поистине удивительное сокровище, имеющее огромный потенциал для обучения и развития ребенка.