Индивидуальная программа самообразования
воспитателя МБДОУ «Детский сад 128»
Журавлевой Марины Викторовны
Сроки работы над темой:
сентябрь 2019 - май 2021 гг.
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в социуме».
Цель:
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения задач по формированию у воспитанников основ безопасного поведения в социуме.
Задачи:
1.Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о безопасном поведении в окружающем социальном мире.
2.Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО, основной образовательной программой дошкольного образования и рабочей программой педагога.
3.Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах формирования у воспитанников представлений о правилах дорожного движения, безопасного поведения на улице и дома.
4.Разработка комплекса дидактических игр, заданий и упражнений по формированию безопасного поведения в социуме.
5.Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми представлений о правилах безопасного поведения.
6.Организация педагогического просвещения родителей по вопросам обеспечения безопасной и психологически комфортной социальной среды для детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы:
1.Знания о правилах безопасного поведения в социуме (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
2.Умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
3.Понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности;
4.Разработан комплекс дидактических игр, заданий и упражнений по формированию безопасного поведения в социуме;
5.Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе;
6.Повысился уровень знаний родителей по формированию у детей дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности.
Актуальность выбранной темы:
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Ребенок попадает в разные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с папой и мамой, а завтра он станет самостоятельным.
Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.
Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующее его особенности:
• стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно
оценивать свои силы и возможности;
• недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.
Если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.
Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.
План деятельности по теме самообразования
Направления | Вид деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
Научно-методическое обеспечение | Обучение по теме самообразования | -обучение на семинарах; - изучение опыта других педагогов по данной теме | Сентябрь Октябрь 2019г. |
Ознакомление с научной и методической литературой по теме. | -посещение библиотеки, книжных магазинов; - поиск литературы в сети Интернет. | Ноябрь- Декабрь 2019г. | |
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | разработка: -учебно-методического комплекта; -картотеки «опасные ситуации»; -конспектов образовательной деятельности; - проектов, развлечений; -рекомендаций и консультаций для родителей и педагогов; -буклетов, папок-передвижек. | Январь- Февраль 2020г. | |
Проектирование деятельности | -разработка перспективных и тематических планов; -составление программы деятельности по теме. | Март- Апрель 2020г. | |
Мониторинг деятельности | -проведение диагностических наблюдений; - обработка полученных данных; -отслеживание промежуточных результатов; -соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. | Май 2020г. | |
Психолого-педагогическое обеспечение | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды | -проведение ситуаций позитивного общения; -поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; -поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности; -ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; -применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. | Сентябрь-май |
Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | -проведение круглого стола с родителями по данной теме - консультации -разработка безопасного маршрута от дома до детского сада. -семейный проект «Безопасность наших детей» -проведение совместных развлечений по теме. -привлечение к наглядности: буклеты , папки передвижки, стенды, выставки. | Сентябрь-май | |
Условия реализации методической темы | Создание развивающей предметно-пространственной среды | - оформление отдельных помещений или развивающих зон в группе; -оснащение пространства группы новым оборудованием; - создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по теме. | Сентябрь-май |
Обобщение результатов | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме: - презентаций; - проектов; - выступлений; - создание и обновление уголка безопасности (фотоотчет); -проведение образовательной деятельности; - публикаций. | Апрель-май 2021г. |