Дидактическое пособие по развитию речи «Умные часы».
Авторское пособие по развитию речи. Воспитатель группы №10 МБДОУ № 60 Гарманова Ольга Ивановна.
ОПИСАНИЕ: Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи «Умные часы» предназначено для детей 5-7 лет. Используя игру можно решать ряд задач: закреплять правильное звукопроизношение, развивать фонематический слух, подбирать слова близкие по звучанию, определять наличие заданного звука в слове и другие. Игра рассчитана для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста.
Цель: Воспитание звуковой культуры речи.
1.Игра: «Назови первый звук».
Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове. Закрепить знания о животных. Воспитатель раскладывает в верхней части часов картинки с изображением животных. Назовите все картинки, выделяя первый звук в слове. Подберите букву, обозначающую этот звук, и поместите в пустой кружок, на который указывает стрелочка.
2.Игра: «Назови гласный звук».
Цель: Учить детей выделять гласный звук из состава слова.
Воспитателт помещает в верхнюю часть часов картинки: слон, кот, мышь, заяц, миша. Символы гласных звуков размещает в боковых кармашках. Затем называет слова, выделяя голосом гласный звук. Дети определяют на слух наличие того или иного звука, находят соответствующий символ и вставляют в кармашек напротив картинки
3.Игра: «Назови последний звук».
Цель: Упражнять детей в выделении последнего звука в слове.
Воспитатель помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает в боковые кармашки. «Белка» - какой последний звук? Звук А. Найдите картинку на этот звук. Поместите картинку в кармашек, куда указывает стрелочка. Затем детм самостоятельно называют предмет, определяют последний звук и подбирают картинку.
4.Игра: Найди пару».
Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. Воспитатель помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает на столе и сообщает детям.
Наши часы поделены на две части В верхней части размещены картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а другая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку, которая звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка. Воспитатель указывает стрелкой на картинку, ребенок проговаривает это слово и подбирает сходное по звучанию из предложенных картинок. (Мишка – миска, коза – коса).
Уголок по развитию речи в подготовительной группе «Ягодка»
Тематические выставки книг в уголке по развитию речи к литературно-творческим викторинам по произведениям детских писателей: С.В. Михалкова, К. И. Чуковского, А.Л. Барто и др.
Перечень игр по развитию речи.
Игры по звуковой культуре речи.
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определять место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.
Игра «Замени звук»
Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Игра «Какого звука не хватает?»
Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
«Измени слово»
Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
«Третий лишний»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
«Чудесный художник»
Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
«Кто больше?»
Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.
«Услышишь — хлопни»
Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цель: Развивать фонематические представления, внимание.
«Нужное слово»
Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
.
«Назови картинку и найди первый звук»
Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
«Ловушка»
Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.
«Цепочка слов»
Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.
«Эхо»
Вариант 1
Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.
Вариант 2
Цель: Автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память.
Вариант 3
Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).
Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.
«Загадки «поющих» звуков
Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.
«Какой звук чаще звучит?»
Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.
«Громко-шепотом»
Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
«Лодочка и пароход»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь,
развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
«Лови да бросай - цвета называй»
Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
«Какой это предмет?»
Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.
«Подбери словечко»
Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
«Угадай предмет»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
«Что общего»
Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.
«Запоминай-ка»
Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо - речевой памяти.
«Кто подберет больше слов?»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
«Семья»
Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
«Кто как разговаривает?»
Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции.
«Мяч бросай, четко фрукты называй» или
«Мяч бросай, транспорт быстро называй»
Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия.
«Я знаю три названия животных (цветов)» или
«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»
Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость.
«Рыбки»
Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Рыбы».
«Рыбы, звери, птицы»
Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».
«Что растет в лесу?»
Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные»
«Четыре слова»
Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.
Материал: Мяч.
«Подскажи словечко»
Цель: Развивать мышление, быстроту реакции.
Материал: Мяч.
«Кто где живет?»
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.
Материал: Мяч.
«Чье это жилище»
Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных.
«Как назвать того, кто...?»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
«Подбери действия к предметам»
Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.
«Кто может совершать эти движения?»
Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость.
Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)
Цель: Закреплять умение детей выделять общий признак в словах. Развивать способность к обобщению.
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
«Магазин посуды»
Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания.
«Куда положим»
Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.
«Чьё, чьё? – Моё»
Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.
«Скажи ласково»
Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции.
Материал: Мяч.
«Два брата ИК и ИЩ».
Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
«Кто это?»
Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
«Найди картинке место»
Цель: Учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
«Хорошо - плохо»
Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.
«Где начало рассказа?»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
«Какая картинка не нужна?»
Цель: Учить находить лишние для данного рассказа детали.
«Составь два рассказа»
Цель: Учить различать сюжеты разных рассказов.
«Что изменилось?»
Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.