Сюжетно-ролевая игра как средство социализации младшего дошкольника.
В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Однако в последние годы дети стали меньше играть вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности.
Учитывая все это, мы определили приоритет в своей работе, целью которой является: освоение детьми первичных представлений социального характера в процессе сюжетно-ролевой игры.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) показать детям способы ролевого поведения;
2) содействовать возникновению игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений;
3) формировать умение взаимодействовать во время игры;
4) развивать интерес к окружающему миру.
В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею.
В раннем возрасте, когда сюжетно-ролевая игра только начинает складываться, очень важно, что бы взрослый побуждал детей к игре, подталкивал их к совершению различных игровых действий. Работая по данной теме, мы разработали планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей раннего возраста.
В сентябре дети адаптируются к детскому саду. Самое главное для воспитателя – завоевать доверие малыша, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. В этот период происходит знакомство с предметно-развивающей средой, в том числе и уголками для сюжетно-ролевых игр. Учитывая особенности адаптационного периода, сюжетно-ролевые игры возникают спонтанно в зависимости от ситуации и эмоциональных потребностей ребенка.
В октябре, когда большинство ребят уже завершило процесс адаптации к детскому саду, мы приступили к последовательному обыгрыванию куклы.
Сюжетно-ролевая игра «На празднике у куклы».
Задачи:
• Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
• Обогащение жизненного опыта детей.
• Обогащение игрового опыта детей.
• Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи.
• Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
• Расширять и закреплять представления об использовании предметов посуды.
• Воспитание культуры поведения во время еды.
• Развивать познавательные способности детей.
Сюжетно-ролевая игра "Наша кукла заболела".
Задачи:
• Уточнить знания детей о работе врача;
• Закрепить знания о медицинских принадлежностях, инструментах;
• Закрепить знание цветов;
• Обогащение жизненного опыта детей.
• Воспитать уважение к работе врача;
• Развивать внимательность, наблюдательность.
Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская".
Задачи:
• Знакомить детей с профессией парикмахера и правилами поведения в парикмахерской;
• Закрепить знания о предметах в парикмахерской;
• Активизировать словарь: расчёска, бант, заколка, крем;
• Обогащение жизненного опыта детей;
• Закрепить знания цветов, величины;
Развивать внимательность, наблюдательность.
Сюжетно - ролевая игра "Магазин".
Задачи:
• Уточнить знания детей о работе в магазине;
• Закрепить знания о предметах торговли;
• Закрепить знания о продуктах;
• Закрепить знание цветов;
• Воспитать уважение к работе продавца;
• Обогащение жизненного опыта детей;
Развивать внимательность, наблюдательность
Немаловажным условием является создание предметно-развивающей среды, способствующей социальному развитию детей в сюжетно-ролевой игре. Принцип организации такой среды-дети действуют в специально созданных тематических игровых зонах: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Дом», а так же имеют возможность моделировать, создавать новые в соответствии со своими игровыми интересами.
Таким образом, результатом нашей работы явилось развитие у детей:
умение взаимодействовать друг с другом и с другими людьми;
умение брать на себя роль и развивать ее в рамках соответствующего ролевого поведения, что, несомненно, повышает адаптивность ребенка в окружающем социуме.