Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Информация о проведении профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Основные направления работы ДОУ по ПДД

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Информация о проведении профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» находится в двух зданиях, расположенных по адресам: г. Миаасс ул. 8 Марта д.82, ул. 8 Марта д.147. В настоящее время его посещают 240 детей от 1,0 до 8 лет. Образовательное учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами и обслуживающим персоналом. В детском саду созданы оптимальные условия для охраны жизни и здоровья воспитанников.

На протяжении нескольких лет в ДОУ ведется систематическая, планомерная работа по обучению детей правилам дорожного движения по формированию у дошкольников осознанного поведения на улицах города. Большое внимание уделяется работе с  детьми по повышению  компетенции в знаниях правил дорожного движения.

Разработаны и утверждены образовательная программа «Дорожная азбука» и паспорт дорожной безопасности с подробными схемами. Каждый год составляется и утверждается годовой план работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в соответствии с планом ГИБДД г. Миасса. Ответственным лицом за организацию работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма у дошкольников назначен старший воспитатель ДОУ Н. А. Рязанская (приказ № 50 от 20 мая 2020 г.).

Воспитателями дошкольных групп разработаны перспективные планы для каждой возрастной группы по ПДД. На протяжении многих лет в ДОУ реализуется программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н. Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б. раздел «Ребенок на улице» и образовательная программа «Дорожная азбука» МБДОУ № 15, содержание которого следующее:

Выполнение данной программы осуществляется в деятельности организованной воспитателем на НОД и в совместной и в самостоятельной деятельности детей.

В детском садусозданы организационно- педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса.

1. Оснащение методического кабинета по разделу.
«Изучение правил дорожного движения»:

-комплекты дорожных знаков;

-макеты улицы с транспортными средствами;

-наглядно-иллюстративный материал;

- методическая и детская художественная литература;

-картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц;

-подборка мультфильмов по ПДД;

-площадка для изучения ПДД с разметкой;

-сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспекты занятий и развлечений по пропаганде дорожной азбуки;

- фотоальбом, детские рисунки;

- материал по работе с родителями.

2. Материально-техническая база детского сада по разделу
«Изучение правил дорожного движения»:

Развивающая среда в группах оформлена с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Педагогами оформлена наглядная агитация: стенды «Детям о правилах дорожного движения» во всех группах, заметки в уголках для родителей «Ремень безопасности», «Для чего нужна зебра», «Как учить детей переходить улицу».

Проведены консультации с родителями: «Родителям о правилах дорожного движения»; разработаны памятки для родителей по воспитанию грамотного пешехода, соблюдение правил в автомобиле; организована фотовыставка «Автомобильное кресло»; акция «Водитель! Сохрани мне жизнь!».

Основные направления работы с детьми:

Обучение правилам дорожного движения проводятся не только на специально организованных занятиях, но и в разных видах деятельности по образовательным областям:

Художественно - эстетическое развитие - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала; выставки детских рисунков и поделок.

Речевое развитие - использование стихов, рассказов, загадок; чтение художественной литературы, беседы, составление рассказов, театрализация.

Физическое развитие - использование подвижных игр, физкультминуток, развлечения по ПДД.

Познавательное развитие – экскурсии, ориентировка на местности, история транспорта, разработка и презентация проектов, моделирование, целевые прогулки.

В процессе организации совместной деятельности взрослых и детей проводятся тематические занятия, анализ проблемных ситуаций, дидактические игры «Светофор», «Знаки на дорогах»,

«Внимание дорога» и подвижные игры. Организуются творческие продуктивные виды деятельности: аппликация «Машины на нашей улице», «Светофор», конструирование «Гаражи», «Машины».

Для совершенствования работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения внедряем инновационные педагогические технологии в работу детского сада.

Педагоги детского сада в своей работе по обучению детей правилам дорожного движения используют технологию ТРИЗ. Например, изучая работу светофора, начинают с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрѐстке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трёхглазый? и др. Далее проводим экспериментирование или игровой тренинг, во время которых выясняем функции светофора, как средства регулирования движения пешеходов и транспорта на перекрёстках.

Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении.

Выясняем с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т.д.

На целевых прогулках и экскурсиях с дошкольниками нами используются различные приемы, активизирующие детскую фантазию – оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение и уменьшение степени воздействия объекта и т. д. Например: предлагаем детям оживить улицу, перекрёсток, светофор – «Кто его мама? Кто его друзья? О чём спорят светофор и пешеход, улица и перекрёсток или перекрёсток и светофор, улица и пешеход?».

Сознательное отношение к изучению правил дорожного движения формирует приём – эмпатии. Предлагаем детям представить себя на месте наблюдаемого: - «А что, если ты превратился в пешеходный переход (светофор, в дорожную разметку, нерегулируемый перекрёсток и т. д.)?

О чём ты мечтаешь? Кого (чего) ты боишься? С кем бы ты подружился? Какие советы ты бы дал пешеходам, транспортным средствам? Что бы ты изменил в дорожной ситуации?».

Метод «мозговой штурм» позволяет нам получить максимальное количество новых идей в минимальное время и снять психологическую инерцию. Он в нашем учреждении проводится как со взрослыми, так и с детьми. С детьми «мозговой штурм» может возникнуть стихийно при решении какой – либо познавательной задачи, во время игры – занятия.

Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

С целью воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста применяем игровые технологии, т.к. они являются основным видом

активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорожной безопасности педагоги широко используют самые разнообразные игры:

с элементами физических упражнений и спорта;

ролевые игры;

театрализованные и игры-драматизации;

дидактические;

с использованием макетов;

компьютерные;

интеллектуально-познавательные.

Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.

Сюжетно - ролевая игра – это форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы - пассажиры», «Регулируемый перекрёсток» и др.), в которых могут показать практические навыки и умения. Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, интервью журналиста, опрос инспектором, затем ведущий программы «Главная дорога» сообщает о происшествиях дорожной безопасности и даёт советы).

Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводится играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак», такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок»

(пособие из картона с прорезями), в него дети собирают дорожные знаки, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие.

Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторина» и т.д.

К игровым технологиям относим также моделирование дорожных ситуаций. В каждой группе имеются макеты улиц города. Используя фигурки пешеходов и транспорта, педагоги наглядно показывают, что может произойти, если нарушать ПДД. Дети объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют разнообразные дорожные ситуации.

При организации работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма огромное внимание уделяем использованию информационно – коммуникативным технологиям. Это позволяет организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.

В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Такая инновационная технология увеличивает объем памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. Данную технологию начинаем вводить с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас. Дети составляют сказки и рассказы на темы по правилам дорожного движения, используя лексику и соблюдая общие принципы построения сюжета, разучивают стихотворения. В результате использования технологии дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте, увеличивается словарный запас.

Для реализации прoграммных требований, в ДОУ оборудована площадка ПДД - место для обучения правилам дорожного движения. Используя площадку, дети упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить дорoгу только по пешеходному переходу. По «дороге с разделительной полосой» дети ездят на велосипедах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора.

С этой же целью в дошкольных группах ДОУ созданы макеты улиц города с дорожными знаками, на которых дети также моделируют различные дорожные ситуации и отрабатывают правила поведения на дороге.

Занятия по изучению правил дорожного движения проводятся по следующим по темам: «Улица и пешеход», «Пешеход и перекресток», «Светофор и регулировщик» и др. Регулировщика-милиционера, пешеходов и водителей городского транспорта с удовольствием изображают сами дети. Имеется оборудование для игры «Правила движения»: светофор с автоматическим режимом переключения сигналов, набор дорожных знаков, жезл регулировщика.

Педагоги МБДОУ активно участвуют в мероприятиях различного уровня:

- в муниципальных конкурсах в течение 2018-2019 гг. «Флешмоб» (Лысенкова Г.А., Кучина В.М., Павлова Н.В., Гришина М.В. -воспитатели);

«Лучшая дидактическая игра по ПДД» - диплом 3 степени (Кучина В.М., Гришина М.В.- воспитатели старшей группы);

«Памятка по ПДД» - два педагога (Селезнева С.О., Рязанская Н.А.),

«Игра-дело серьёзное» (Кучина В.М., Павлова Н.В., Гришина М.В. -воспитатели) публикации на сайте ЧИПКРО;

- интернет конкурсы и публикации по данной теме:

«Олимпиады с детьми по ПДД» победы (Селезнёва С.О. -инструктор по физической культуре);

Публикация на сайте «Портал педагога» конспект деловой игры по обучению детей ПДД (Рязанская Н.А. – ст. воспитатель).

Работа с педагогами:

Обучение педагогов правилам дорожного движения:

Семинар-практикум: Изготовление дорожных знаков для уличной площадки «Островок безопасности»; деловая игра «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста».

Создание предметно-развивающей среды:

- конкурс среди возрастных групп ДОУ по оснащению развивающего центра по безопасности дорожного движения (2018 г.);

- конкурс «Лэпбук по ознакомлению с правила дорожного движения» (2019 г.);

- конкурс поделок «Светофорик» (2016 г.)

Взаимодействие с семьями воспитанников

Работа ДОУ по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями, которые являются непосредственными участниками образовательного процесса.

Для повышения интереса родителей и детей к дорожной азбуке, мы организуем различные виды совместной деятельности: викторины, конкурсы, праздники. Хорошей традицией стало проведение конкурса на лучший рисунок по безопасности дорожного движения «Мой друг - Светофор!», конкурса чтецов «Дорожная азбука», акций «Водитель! Сохрани мне жизнь!», театрализованных представлений, где обязательным требованием является участие родителей (законных представителей) и детей.

С родителями проводятся консультации по правилам дорожного движения: «Азбука пешехода», «Безопасность детей на дорогах города», «Внимание, дети!»; викторины «Я, моя семья и улица», «Наш друг Светофор»; в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды: «Каждый взрослый и ребенок должен знать это с пеленок», «Внимание наступила зима!», «Взрослые вам подражают»; родительский дорожный патруль - раздаются памятки «Безопасное поведение на улице», «Обучения детей наблюдательности на улице», «Осторожно, гололёд», «Правила перевозки детей в автомобиле»; акция «Водитель, сохрани мне жизнь».

Данные мероприятия очень важны, ведь родители и дети выступают единой командой, а в каких-то случаях дети выступают учителями своих родителей. Как признались многие родители, они никогда раньше не задумывались над проблемой детской безопасности на дороге.

Одной из форм обучения детей и родителей в детском саду стала «Минутка безопасности». Родитель может ознакомиться с её содержанием, в то время, когда ребёнок одевается, и поговорить на данную тему по дороге домой.

Таким образом, ребенок учится правильно поступать в той или иной ситуации, тренируя навык правильного поведения, доводя его до привычки.

Используемые в ходе работы и обучения приемы и средства, позволяют сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать.

Сегодня, в век информационных технологий, образовательная деятельность не должна стоять на месте. Педагогические инновации необходимы для совершенствования системы образования по вопросам обучения детей правилам дорожного движения.

Для того чтобы обеспечивать высокий уровень культуры поведения на дорогах, мы будем продолжать искать новые перспективы и пути их развития:

поиск новых социальных партнеров для дальнейшей реализации поставленных целей по ознакомлению детей с правилами дорожного движения;

совершенствование методического обеспечения;

поиск и использование современных технологий с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области