Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Патриотическое воспитание дошкольников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Красота родного края, открывается

благодаря сказке, фантазии,

творчеству – это источник любви к Родине.

Понимание и чувствование величия, могущества

Родины приходит к человеку постепенно

и имеет своими истоками красоту.

Сухомлинский В.А.

Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина. Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.

Культура, если она впитана с детства, становится неотъемлемым достоянием человека, она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками.

В старшем дошкольном возрасте у ребят расширяются возможности умственного развития – это ведёт к увеличению объёма знаний об общественных явлениях. Взрослые, руководя процессом усвоения ребёнком системы новых знаний, формируют у старших дошкольников способности к анализу и сравнению, познавательные интересы, направленные в том числе на социальные явления. В этом возрасте закладывается деятельное отношение к Родине: стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для других, беречь труд других людей, бережно относиться к природе, быть ответственным за свои поступки. Появление мотивов социальной направленности деятельности – это основа формирования нравственно-патриотических качеств маленького гражданина.

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Эмоциональное восприятие своей страны, своего народа - это особое свойство сознания. Эмоции в патриотическом сознании выполняют побуждающую и оценивающую функции.

Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие нравственных представлений и духовного мира учащихся и формирует у детей образное мышление. Поэтому необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно - патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность. 

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров – умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей невозможна, если мы не будем говорить об этом абстрактно, не вводя детей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшее качество национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой Родине, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это являют нам творения народных умельцев.

Эффективность патриотического воспитания детей повышается при использовании взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга традиционных и нетрадиционных форм воспитательной работы. Применение игровых форм организации патриотической деятельности учащихся, создание игровых ситуаций в процессе этой деятельности значительно увеличивает заинтересованность учащихся.

В своей работе с детьми принимаем активное участие в различных патриотических конкурсах «Живописная Россия», «День защиты детей». А так же проводим календарные праздники: «Покров», «Синичкин день», «Праздник русского платка», «Масленица» и др.

Разработана и внедрена программа «Русская изба», где на каждую неделю прописаны занятия: «Русский национальный костюм», «Народные промыслы», «Русская матрешка», «Дымковская игрушка». Рассказывая про быт людей, знакомя с игрушками (деревянными, глиняными, тряпочными), которыми играли в прошлом. Эти игрушки необычны и привлекают внимание детей. Через них дети легко познакомятся с культурой русского народа. Изготавливая своими руками игрушки, куклы обереги дети запоминают полученную ими информацию на долгие годы. Знакомим детей с народной декоративной росписью: городецкая, хохломская, филимоновская и др. Она способно увлечь детей к национальным изобразительным искусством. Знакомим с декоративно прикладным искусством. Показываем как изготовить и раскрасить посуду, попробовать прячь на прялке.

В патриотическом воспитании большую роль играет семья. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребёнок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения её членов, отношения к событиям – всё это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир. Поэтому важно именно родителям поведать детям про традиции в их семье. Очень важны рассказы бабушек и дедушек о своей жизни – коллективизация, индустриализация, участие в Великой Отечественной войне и пр. Это их сопричастность к истории Родины. А значит и сопричастность семьи. Эти рассказы помогут детям понять тягость жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших.  Приучить ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объяснить им, что в каждую вещь вложен труд многих людей.

Детям интересно играть с народной игрушкой, им нравится узнавать новое про свою страну, интересные факты из жизни народов. Показывайте и объясняйте события и факты, поощряйте любознательность, развивайте способность наблюдать и анализировать явления. Читайте малышам хорошие умные книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И результаты не заставят себя долго ждать. Все это ведет к активному формированию чувства патриотизма у детей.


Ганжа, Н.И.Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства.2015г.
О.Л. Князева, М. Д. Маханева. “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2010.

М. В. Тихонова., Н. С. Смирнова. Красна изба…“Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада”. – СПб. : «Детство-Пресс», 2004.

Чебан А. Я. ; Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурной,М.,Сфера.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области