" Использование современных образовательных технологий в музыкальном образовании детей"

Обмен педагогическим опытом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка на тему:

Использование современных образовательных технологий в музыкальном образовании детей.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции, технология - на науке.

С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.

В.П.Беспалько - доктор

 педагогических наук, профессор

Современные педагогические технологии предоставляют широкие возможности для овладения приемами работы с информацией. Педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых результатов. Также педагогическая технология определяется как систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата. В узком смысле слова педагогическая технология - это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.

Обоснование выбора конкретных современных образовательных

технологий, используемых в практической деятельности,

и описание способов их применения.

Одна из главных задач - повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. В своей педагогической деятельности использую следующие современные образовательные технологии:

1 Технология развития ассоциативно – образного мышления учашихся.

2.Использование технологии проблемного обучения на уроках музыки.

3. Использование здоровьесберегающих технологий.

4. Технология проектной деятельности.

5. Технология развития критического мышления.

6. Информационно- коммуникативные технологии.

7. Технология целеполагания.

8. Использование игровых технологий.

9. Технология обучения в сотрудничестве.

10. Технология формирования певческой культуры учащихся.

Темы представленных образовательных технологий в разные годы моей педагогической деятельности были темами самообразования по предмету, поэтому, считаю целесообразным отразить всю работу по данным технологиям.

Урок музыки - урок творчества, и на таком уроке искусства может быть применима не одна технология. Применение нескольких технологий на уроке помогает сделать урок занимательнее, расширить кругозор учащихся, горизонты исполнительской деятельности, развивать музыкальные способности детей, формировать навыки активного восприятия музыки, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

1.Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников.

Система работы по данной технологии помогает развить у учащихся ассоциативное мышление, которое, в свою очередь, позволяет непосредственно вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствует пониманию множественности проявлений мира.

Задачи технологии:

-овладение языком музыкального искусства на основе музыкально- теоретических знаний и навыков,

-постижения сути музыки во взаимосвязи с другими видами искусства

- всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой

-раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции активизация познавательной деятельности учащихся

Ассоциативное мышление — это мышление, основанное на ассоциациях. Оно активно участвует в процессе обработки информации без использования логики. Процесс запоминания и понимания осуществляется на основе имеющегося опыта учащегося. Иначе говоря, если в изложении новых фактов находятся знакомые моменты, непосредственно или ассоциативно связанные с хорошо усвоенным и понятым материалом, то эти знания усваиваются весьма успешно .

Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников базируется на интеграции музыки с разными видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.

Интеграция искусств дает возможность осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств.

При этом категория «художественный образ» должна рассматриваться как общая платформа для взаимодействия искусства в процессе музыкальных занятий, а в интеграции искусств на уроках музыки главная роль должна принадлежать музыке.

В основе интегрированной системы обучения лежит интенсивное использование межпредметных связей. Привлечение на урок музыки  других видов искусства- это межпредметные связи- связи между отдельными науками в программе одного предмета.

В программу по музыке широко включены синтетические по своей природе жанры музыкального искусства, неразрывно связанные с художественной литературой, поэтическим словом, драматургией, изобразительным искусством (опера, оратория, кантата, романс, песня)
Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека, его духовным ценностям. Для целостного восприятия произведений искусства важно сочетать их разные виды на уроках.
Дети младших классов предрасположены к восприятию различных видов искусств.  Ребёнку необходимо помочь войти в сложный мир музыки (особенно классической). Одним из путей решения этой проблемы является использование на уроках произведений других, более доступных видов искусства и прежде всего - изобразительного  и художественной литературы.
Уже с первых уроков в 1 классе учащиеся прислушиваются к звукам природы, к самим себе. Вглядываясь в пейзажи художников, определяют, какая по характеру музыка подходит  для той или иной картины, накапливается багаж эмоциональных терминов (спокойно, нежно,  задумчиво, протяжно, плавно, напевно, радостно, звонко и т.д.)
Впервые знакомясь с фортепианным циклом М. Мусоргского «Картинки с выставки», свои музыкальные впечатления от «Балета невылупившихся птенцов» дети выражают в рисунках.
Кроме того, ряд внутренних тем освещает влияние содержания на музыкальную  интонационность,  на музыкальные формы (вариации, рондо).
Интерес к истории Отечества прививаю, обращаясь к темам патриотизма. Так, со 2 класса дети слушают главную песню России- гимн РФ.
Знакомятся ученики и с другими героическими персонажами русской истории. Дети узнают о подвиге Ивана Сусанина, пожертвовавшего собою ради спасения  Москвы от врагов.

Темы   в  3   классе - Дела давно минувших дней», «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет...», «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...» «Русский национальный герой Иван Сусанин», «Рождество Твое, Христе Боже наш...», «Колокольные звоны на Руси» связаны с многообразием музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка).
Ярким примером взаимосвязи  разных видов искусств является кантата «Александр Невский». На примере исторических событий в одном образе легендарного Невского, сливаются  кино, ИЗО и музыка.
На уроках  разучиваются патриотические песни «Солдатушки , бравы ребятушки», «Шёл ленинградский паренёк», «С чего начинается Родина».. и др. Эти  и другие песни связаны с историей страны, поэтому на уроках используются репродукции разных войн и эпох, декламируются стихи.
В 3 классе учащиеся знакомятся с творчеством С. Прокофьева и его симфонической сказкой «Петя и волк». Раскрывая тему «Изобразительность интонации», начинаю с  вопроса: «Какие портреты «рисовала» музыка  в этой сказке?»
В 5 классе –«Музыка и живопись» музыкальный портрет мы отождествляем с живописным портретом в литературном описании того или иного персонажа. Любому мастеру свойственно умение видеть, а композитору- слышать и музыкальными средствами передавать черты изображаемого предмета  или человека.
Некоторые музыкальные произведения обладают яркой портретностью. Примером музыкального портрета  является пьеса «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Сквозь звуки, передающие хромающую походку  и угловатые прыжки фантастического уродца, неожиданно проглядывает глубокое душевное страдание, живая человеческая тоска, боль, одиночество.  Это уже не просто иллюстрация к картине В. Гартмана- это творческое  развитие и углубление образа сказочного героя.
Дети самостоятельно делают вывод  о том,  что в музыкальном портрете характер музыки выражает характер человека.
В  теме «Можем ли мы услышать живопись» детям предлагается к картине «Сикстинская мадонна» - «Аве Мария» Ф. Шуберта- одно из самых светлых и лирических вокальных произведений композитора. Учащиеся отмечают простоту, ясность, гармоничность, уравновешенность образа в музыке  и картине Леонардо да Винчи.

В 6 классе учащиеся знакомятся с оперой «Повесть о настоящем человеке», с одноимённым литературным произведением, узнают, что этот подвиг запечатлён в кино.
Смена видов деятельности, использование ассоциативных связей между различными видами искусств придают урокам оживлённый характер, способствуют созданию определённого ритма и настроения, ибо «чем больше ребёнок видел,  слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил,  чем  большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения» (Л. Выготский)

2. Использование технологии проблемного обучения на уроках музыки.

Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.

Главные цели проблемного обучения:

Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Развитие профессионального проблемного мышления.

Технология проблемного обучения относится к развивающим педагогическим технологиям.

Центральные понятия проблемного обучения:

- проблема;

- гипотеза;

- проблемная ситуация;

- проблемный вопрос;

- проблемная задача;

- творческая задача;

- самостоятельная работа.

Разработка проблемных вопросов:

Проблемный вопрос должен быть:

- сложным, сопряженным с противоречиями;

- емким, способным охватить широкий круг вопросов;

- предполагающим научный спор на базе различных истолкований;

- создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию:

- через углубление проблемного вопроса;

- через поиск разных граней его решения;

- через сопоставление разных вариантов ответа.

Формы решения проблемной ситуации:

- дискуссии;

- научный спор;

- проблемная лекция;

- проблемные задачи и задания;

- задачи исследовательского характера;

- документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

Методические основы:

1. Приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельности музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства. Активность учащихся в этом случае направлена на поиски «ключевых» знаний о музыке.

2. Основной элемент проблемной ситуации в музыкальном обучении – это неизвестное, новое. Оно должно быть открыто для верного выполнения музыкального задания. Создание проблемной ситуации предполагает такое задание, при котором знание, подлежащее усвоению, займет место неизвестного. Главная особенность неизвестного заключается в том, что неизвестное всегда характеризуется какой-либо мерой обобщения. Возможности учащихся, включающие их творческие способности, являются следующим элементом проблемной ситуации.

3. Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов:

1) постановки задания, вызывающего проблемную задачу,

2) поиска неизвестного в этой проблемной ситуации посредством самостоятельного исследования, проводимого учащимися либо путем сообщения учителем сведений, необходимых для решения проблемы.

Применение проблемных методов требует затраты времени на уроке, но если дети самостоятельны в своем поиске, творчестве, до всего доходят сами, то приобретенные ими знания гораздо значимее, ценнее, так как дети приучаются мыслить, искать, верить в свои силы, то есть креативно развиваются.

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту.

Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

- определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение,

3. Использование здоровьесберегающих технологий.

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию. Именно поэтому уроки музыки как бы «разбавляют» расписание, снимая нагрузку, которую несут в себе такие предметы как русский язык, математика, иностранный язык, которые требуют большой мыслительной нагрузки.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. 5
Моя задача как учителя музыки – создать условия для сохранения здоровья учащихся, то есть внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

На своих уроках музыки я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

-Музыкотерапия

-Вокалотерапия

-Ритмотерапия

-Фольклорная арттерапия

-Терапия творчеством

-Сказкотерапия

-Улыбкотерапия
Уроки музыки содержат в себе разные виды деятельности, в которые успешно можно включить использование здоровьесберегающих технологий.

Проанализировав результаты применения элементов музыкотерапии на своих уроках, я выделила для себя их принципы воздействия на здоровье детей младшего школьного возраста и сделала следующие выводы:

-музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние;

-музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере.

На уроках музыки большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники, здесь применяется здоровьесберегающая технология – Вокалотерапия.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся..

Использование на своих уроках музыкально-ритмических движений, я выяснила, что они активизируют деятельность учащихся на уроках музыки, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки.

Ритмотерапия включает в себя следующие разделы - логоритмическая гимнастика, музыкально-ритмические движения, танцевальные движения.

На уроках с 1 по 5 класс применяется сказкотерапия - это технология, которая развивает творческое воображение и креативное мышление, что необходимо для интеллектуального развития младших школьников.

Самая приятная и разряжающая атмосферу здоровьесберегающая технология Улыбкотерапия.

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

На своих уроках музыки я уделяю улыбке очень большое внимание, так как при пении на улыбке развивается правильная мускулатура лицевых мышц, пение «на улыбке» является наиболее правильным для исполнения песен, а также является необходимым для выступлений в качестве артистов.

Улыбка поднимает настроение, способствует повышению настроения и улучшению показателей здоровья.
Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

Несомненно, почти на каждом уроке музыки прослеживается применение здоровьесберегающих технологий, и каждый разработанный мною урок содержит данную технологию. В таблице предлагаются некоторые материалы по теме здоровьесберегающих технологий :

4.Технология проектной деятельности

Проект – в переводе с латинского означает «брошенный вперёд». Замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. Под проектом подразумевают специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения  (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. 
    Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Методом проектов принято считать технологию моделирования и организацию образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Типы проектов 
-Исследовательские:
-Доказательство актуальности темы
-Определение проблемы, предмета и объекта исследования
-Перечень задач, методов и т.д.

Исходя  из   целей  и задач,  которые стоят перед учителем музыки  в современной школе,  я   часто  применяю в своей работе данную методику проектной деятельности.   Многолетний  опыт  работы в школе показал,  что в привитии   интереса к предмету  нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала.  Если  учащиеся  не  вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал    будет лишь репродуктивным, нежели познавательным. Для того чтобы заинтересовать   детей активной  деятельностью на уроке,  им нужно предложить  интересную и значимую  проблему .  Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению , чего и требует современный ФГОС.

5.Технология развития критического мышления

Критическое мышление – это тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Важнейшим условием для развития критического мышления является создание проблемных ситуаций в процессе обучения. Потребность в критическом мышлении возникает тогда, когда мы сталкиваемся со сложными ситуациями выбора, которые требуют тщательного обдумывания и оценки

Применение технологии «Критическое мышление» на уроках музыки:

– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;

– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;

– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

– заставляет учеников задумываться.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: 

«Вызов – осмысление – размышление». Рассмотрим эти стадии подробно.

Задачи первой фазы
Вызов

Актуализировать имеющиеся знания.

Пробудить познавательный интерес к получению новой информации.

Постановка учеником собственных целей обучения.

Методические приемы

Кластер («гроздь»)

Мозговая атака (штурм)

Ключевые термины

Таблица «З-У-Х»

Плюс-минус-вопрос

Верные и неверные утверждения

Задачи второй фазы
Осмысление содержания

Получение новой информации.

Осмысление новых знаний с имеющимися.

Корректировка учеником поставленных целей обучения

Инсерт- система маркировки текста

Таблица «Знаю – узнал - хочу узнать»

Чтение с остановками

Дневники

Бортовые журналы

Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

Кластер

Задачи третьей фазы
Рефлексия (размышление)

Закрепление новых знаний.

Размышление, рождение нового знания.

Постановка учеником новых целей обучения.

Методические приемы

Функции трех фаз технологии развития критического мышления 

Вызов

  Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

  Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

  Информационная (получение новой информации по теме)

  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой

информации)

  Информационная (приобретение нового знания)

  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса)

Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Многие приёмы технологии критического мышления относятся к стратегии смыслового чтения, которая обусловлена принципиально новым явлением, вводимым в педагогическую практику стандартами второго поколения. Речь идет о метапредметных результатах, под которыми понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. 

Программа по музыке уровня основного общего образования даёт возможность для формирования следующих навыков, определённых междисциплинарной программой «Стратегии смыслового чтения. Работа с текстом»:

-находить нужную информацию в тексте, в том числе и в тексте учебника;

-анализировать содержание текста;

-интерпретировать содержание текста;

- видеть информацию за строками прочитанного.

В связи с особенностями урока музыки можно формировать умение сравнивать текст и музыку, предвосхищать особенности музыкального произведения после чтения текста описательного характера.

Пример- перед тем, как обратиться к музыкальным произведениям по временам года, учащимся предлагается поработать с текстом русского писателя, содержащим описание любого времени года, заголовок текста убираем.

Сначала предлагаю прочитать текст про себя. Затем- выразительное чтение учащимися, после чего вопрос: «Как бы вы назвали рассказ? Почему?» Детям предлагается найти слова, которые делают описание красивым. Как эти слова называются? ( Эпитеты) Есть ли в тексте описание звуков? Давайте найдём их и подчеркнём. И, наконец, главный вопрос- предположить, какой будет музыка, передающая данный текст ,какие инструменты будут звучать (в зависимости от того, какое произведение будет звучать на уроке), после слушания можно найти описание музыкального произведения в учебнике и сопоставить свои ответы.

6.Информационно- коммуникативные технологии.

На уроках музыки использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего - это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует усвоению учебного материала, реализации творческого потенциала учащихся.

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка.  Кроме  того, фрагменты уроков, на которых используются  ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности. Благодаря  использованию ИКТ,  ученики стали отличаться высокой активностью на уроках  (высказывать своё мнение,  размышлять, рассуждать).   

При проведении уроков музыки мною используются цифровые средства обучения:

1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов.

2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

3. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии

4. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.

5. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, которые раскрывают содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов; отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.

6. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические интерактивные тесты и проверочные задания, интерактивные дидактические игры и тренажёры, образовательные ресурсы к урокам, презентации- викторины.

Информационно-коммуникационные технологии используются на уроках музыки во всех классах.

Презентации в программе Power Point продуктивно и творчески используются мною в преподавании музыки, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

Все это позволяет реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Формами овладения информационными технологиями на уроках музыки может стать выполнение докладов, тестов, проектов с электронной презентацией. Цель использования этих форм – организовать комфортные условия обучения, при которых все ученики взаимодействуют между собой.

7. Технология целеполагания.

Под педагогическим целеполаганием А.В. Хуторской понимает

 установление учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах  

Целеполагание, планирование деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция относятся к регулятивным учебным действиям.

На уроках музыки формируются следующие регулятивные УДД:

1.Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки.

2.Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности.

3.Саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, к собственным действиям в процессе познания музыки.

Именно эти УУД раскрываются на важном этапе современного урока музыки - целеполагании. Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Цели должны быть конкретные, понятные, осознанные, описывающие желаемый результат, реальные, побудительные, точные. Цели должны ставить учащиеся. В цели обязательно прописывается результат. Целей может быть несколько. Организации данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося».

При выборе приемов целеполагания мною используются следующие условия: учет уровня знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную деятельность.

Этап постановки учебной цели урока (целеполагание) – это вопрос внутренней мотивации учащихся. Для успешной реализации этого этапа я использую приём целеполагания- побуждающий диалог, который почти всегда сочетается с другими приёмами. Например, после просмотра видеофрагмента «Что роднит музыку с изобразительным искусством» (5 класс) начинается побуждающий диалог, задаются вопросы.

1. Что общего на всех картинах?2. Кто изображён на картинах?

3.Какие виды искусства здесь соединяются? 4.Какой картине соответствует музыка старинная, а какой современная? 5. Что мы узнаем нового, глядя на эти картины? 6. Обозначаем тему урока: Музыка и ИЗО. 7. Ставим цель: выявить связи музыки и живописи. (Рассматривая картины, мы узнаем как жили музыканты того времени, на каких инструментах они играли, какая музыка могла «звучать» на этих картинах).

На уроке в 6 классе после того как детьми сформулирована тема урока – «Единство музыкального произведения», учащиеся определяют цели урока: -узнать, в чём единство музыкального произведения.

- вспомнить средства музыкальной выразительности,

- чем достигается единство содержания и формы музыкального произведения.

«Проблемная ситуация». Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность ученикам сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Например, для темы урока «Кто участвует в создании оперного спектакля?" построили план действий:

1. Дать определение оперы. 2. Из чего состоит оперный спектакль?

3. Какие литературные жанры лежат в основе оперы? 4. Кто такой либреттист? 5. Какую роль играет музыка в опере? 6. С чего начинается опера? 7. Послушать отрывки из опер и узнать голоса героев.

Цель урока: закрепить свои знания об оперном спектакле, как синтетическом виде искусства.

Группировка. Ученикам предлагается разделить инструменты на группы.

На слайде презентации- ряд названий музыкальных инструментов. Например: рожок, свирель, баян, гусли, бубен, домра, балалайка, ложки, трещотка. на группы. А ответ на вопрос: «По каким признакам вы раздели инструменты на группы?» будет задачей урока. Цель урока: закрепить свои знания о русских народных инструментах.

Работа над понятием. Учащимся предлагается для зрительного восприятия видеофрагмент, затем называю тему урока: « Музыкальная живопись и живописная музыка» и прошу объяснить значение каждого слова. Выяснение ответов на вопросы «Можем ли мы услышать живопись?» и «Можем ли мы увидеть музыку?» Цели: выявить общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы, формировать оценочные суждения о произведениях искусства, содействовать воспитанию музыкального и художественного вкуса.

Таким образом, я представила несколько приёмов целеполагания, которые использую на уроках музыки. Развивая умение учеников ставить цели, задачи и способы их решения, мы совершенствуем механизм их успешной социализации и самореализации в дальнейшей жизни, умение ставить конкретную цель, планировать свою жизни.

8. Использование игровых технологий .

Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой, а на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребенка, поэтому выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения и воспитания.

Игровые формы обучения и воспитания позволяют использовать все уровни знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Игровой подход облегчает для детей процесс изучения музыки как живого искусства, делает его увлекательным, выступает формой художественного общения детей на интонационном языке с произведениями искусства, с учителем, друг с другом.

Введение в учебный процесс игр позволяет:

-создать благоприятную атмосферу на уроке;

- повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;

- почувствовать успех в игровой ситуации;

- развивать комплекс различных способностей.

На уроках использую разнообразные творческие задания, которые можно назвать одним из методов игровой технологии.

На уроках музыки с первого класса учащиеся часто получают задание нарисовать услышанное произведение. Очень важно, какие зрительные образы вызвала музыка у маленького слушателя, то что ребенок не может пока высказать словами, он сможет показать в рисунке. Рисуночная методика очень полезна при анализировании и диагностике учащегося. Разработанный вариант рисуночной методики применяется с первого класса до восьмого. Творческие работы позволяют увидеть умение рисовать, т.е. творчески работать, сравнивать рисунки по цвету, а следовательно более точно определить эмоциональное отношение к услышанному и изображаемому.

А) Цвет рисунка играет огромную роль. Темные тона, холодные (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т.е. отрицательного отношения к изображаемому, светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому.

Б) Тщательность и аккуратность деталей рисунка – при положительном отношении, при отрицательном – рисуется нарочито небрежно.

В) Творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность рисунка, свобода композиции рисунка, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеперечисленных характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном отношении к изображаемому. Отсутствие данных характеристик свидетельствует об отрицательном отношении к изображаемому.

«Ярмарка».

Пример 1: звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.

«Идём по снегу» - дети равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» - хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» - пауза.

«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.

«Сосульки» - звучит треугольник или металлофон.

«Дятел стучит» - карандашами по столу. Можно сочинить мелодию к песенке дятла: «День за днём стучу, стучу:

Тук-тук-тук-тук-тук.

Все деревья я лечу,

Тук-тук-тук-тук-тук».

Пример 2: звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.

Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!» : слышен топот лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны); народ собирается (гул голосов), снег хрустит под ногами (целлофан).

Затем – картина «Вот она, весёлая Ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых озвучивает свой элемент). Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»; «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д. После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И.Стравинского «Петрушка».

3.Музыкальная инсценировка небольших по объёму произведений. Можно

сочинить песенки для героев, музыкальные темы, сопровождающие их выход

и т.д.

4.Прием  «Найди пропущенное слово».

Так, мы просим ребят  найти слово, которое дополняло бы список рядом стоящих для подтверждения ключевого слова (например, в пятом классе по темам связи музыки и литературы -«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» .

Романс – это … и музыка (литература).

Балет – это… танец и музыка (литература).

Опера – это … …музыка, танец, театр (литература, изобразительное искусство или прикладное).

Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Оно активно способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей.

Еще один прием, нацеленный на тот же процесс, - «найди ненужное слово».

Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления.

Так, например, в 5 классе на уроках по темам «Музыка и литература»

учащимся предлагается цепочка музыкальных слов, которые исчезли бы из литературных произведений, не будь музыки. При перечислении  учителем этих слов учащимся ставится условие: поднимать руку или говорить слово «нет» в случае «ошибки» педагога:

-    песня, нота, рояль, пластика, дирижер, струна, строка, оркестр и т.д.

5.Работа с карточками.

- изображение инструментов (при прослушивании пьесы, ребята определяют звучащий инструмент и пишут название его); 

- карточки образов (музыка весёлая - "солнышко улыбается", музыка грустная - "солнышко грустит").

При проигрывании ребята поднимают нужную карточку. 

Ещё один важный элемент игровой технологии- это детское музицирование.

Задачи музицирования на простых музыкальных и шумовых инструментах:

1 Повысить у детей интерес к урокам музыки.

2. Показать в простой форме связь музыки с жизнью.

3 В игровой форме развивать чувство ритма, координацию движений, приобретение навыков игры на инструментах.

4 Развивать у детей образно-ассоциативное мышление с использованием всех видов ассоциаций (зрительных, речевых, сенсорно-моторных).

5. Формировать взаимосвязь между эмоциональным состоянием и сознательным.

На уроках применяю пение с музыкальными инструментами, озвучивание стихотворений и сказок с помощью детских шумовых инструментов.

Использую дидактические музыкальные игры для развития музыкального слуха, чувства ритма, определения музыкальных жанров. Очень нравятся ученикам игры «Композитор», «Оркестр», «Музыкальное эхо», «Ритмическое эхо».

Творческие задания в виде кроссвордов, ребусов, различных интерактивных заданий развивает логическое мышление, сообразительность, фантазию и воображение, воспитывает усидчивость, терпение, умения преодолевать 

трудности.

Все эти задания и игры нравятся детям, потому что они позволяют участвовать в коллективном исполнении музыки, а это активизирует восприятие и развивает музыкальные способности учеников.

9. Технология обучения в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве - это особое направление, которое связано с организацией обучения учащихся в составе малых учебных групп (как правило, по 3—5 человек). Обучение в сотрудничестве — это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.

Технология сотрудничества предполагает переход от педагогики требований к педагогике отношений и основывается на совместной работе учащихся в малых группах, на взаимном обучении.

Цель технологии:

Позитивное, конструктивное взаимодействие учителя и учеников.

Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои усилия для того, чтобы выполнить общие задания или достичь общей цели.

Цель музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Чтобы учебное сотрудничество было эффективным, необходимо соблюдение следующих условий:

1.      Увлекательная учебно-познавательная деятельность учащихся в малых группах.

2.      Все учебные задания должны учитывать интересы учащихся.

3.      В достижении общей цели свой вклад вносит каждый учащийся.

4.      Должен быть хороший психологический микроклимат в группах.

Уроки музыки предоставляют учащимся возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Каждый раз, когда проводятся занятия с применением технологий учебного сотрудничества, учитель должен решить, какова будет его роль: будет ли он руководить ходом занятия, принимая в нем участие, или будет руководить, не вмешиваясь.

Но при любом выборе технологии учебного сотрудничества предполагают, что главная задача учителя не изложить какие-либо знания ученикам, а совместно с ними их добыть, научить учащихся способности самостоятельного приобретения знаний.

Окончание урока. В конце урока учащиеся должны:

- подвести итог работы, проделанной в течение урока;

- перечислить идеи, с которыми они познакомились за это время;

- сформировать вопросы, которые они хотели бы задать учителю;

- обобщить полученные знания и определить, что из этого они смогут использовать на следующем занятии.

Некоторые примеры с уроков музыки групповой работы:

На уроке по теме богатырей в музыке в 5 классе 1 группа учащихся

анализируют симфонию по выразительным средствам музыки.

2 группа- определяют, какой состав оркестра исполняет симфонию,

какие инструменты исполняют главную и побочную темы и какой характер передают в музыке?

3 группа- отмечают, есть ли сходство музыки с образом богатырей,

в чём оно заключается, помогла ли музыка симфонии представить вам богатырей. Также учащиеся составляют описание, как выглядят богатыри.

4 группа- составляют образ богатыря в изобразительном искусстве

5 группа - рассказывает о жизни и творчестве композитора А. П. Бородина

На уроке в 6 кл. по теме "Единство музыкального произведения" группам даются задания:

1 группа - учебник на стр 35,36 - ответит на вопрос :

Что образует единство музыкального произведения?

2 группа - учебник на стр 37, 38 - ответит на вопрос:

Что, кроме знания традиции и новаторства помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?

3 группа- впишут в текст карточек термины, которые характеризуют главные средства музыкальной выразительности.

(группе предлагаются 5 карточек и отдельно 5 названий музыкальных терминов)

На уроке в 5 классе по теме: "Что может изображать хоровая музыка?" для того чтобы выяснить, какие тембры певческих голосов знают дети, в группах необходимо выполнить задания в карточках. Медаль получит та команда, которая правильно и быстро выполнит задание в карточке (установить соответствие).

Мужские голоса Женские голоса

Тенор высокие сопрано

Бас низкие альт

На уроках в 6 классе некоторые темы связаны с историей вальса, так

при слушании Вальса «Сказки Венского леса» группам предлагаются задания:

1 группа. «Цветные квадраты» - учащиеся , слушая музыку, подбирают цвета в в соответствии с характером музыки. (цветное моделирование музыки)- составляют цветную палитру. (после палитра выводится на экран, учащиеся обсуждают, согласны ли с теми цветами , которые выбрала группа)

2.группа. Определяют эмоциональные термины.

После обсуждения 2,3 ученика из группы подчёркивают выбранные термины на интерактивной доске. (общее обсуждение)

3 группа. Выбирают музыкальные инструменты , которые подходят для исполнения музыки. (выводится на экран «составленный оркестр»)

10. Технология формирования певческой культуры учащихся.

Технологии формирования певческой культуры учащихся - это развитие слуха и голоса учащихся.

Цель данной технологии:

формирование певческих умений и навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения музыкального произведения.

Результат:

У учащихся:

-развитие певческого голоса;

- музыкального слуха;

- чувства ритма, дикции, музыкальной памяти;

- образного и ассоциативного мышления;

- формирование духовной культуры личности учащегося через освоение и исполнение вокально-хоровой музыки

В отношении воспитания певческой культуры, для нас самое главное - не лишить школьников “радости эмоциональной наполненности” и сохранить “способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся, на их идейность и нравственность, на их эстетические воззрения, на формирование их высокого эстетического вкуса” /Кабалевский Д.Б./.

Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок не мог бы не петь и смог ответить на вопрос: “Я запел. - Что это значит?”. При этом, каждый школьник и образующийся в процессе уроков музыки хоровой коллектив, приходит к пению как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного. Отправным положением технологии является следующее: “...весь многонаправленный “веер”... задач” решается “только целостно - ни одна функция не осуществляется отдельно, локально, а только во взаимосвязи с другими! ... ни одна методическая проблема любого уровня... не может, ... и не должна решаться ... изолированно, а только в комплексе всей проблематики преподавания данного предмета!”

Путь школьников к музыке, культуре пения, имеет свои внутренние рамки, определенные стадии. Мы представляем “процесс врастания”(Л.С. Выготский) ребенка в певческую культуру следующим образом:

1. первоначальный этап - это “вхождение” школьников в “Певческое поле” окружающего мира и рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности, знакомство с “Певческим полем” всего человечества, любование его неповторимостью и поиск своего собственного “Певческого поля”; накопление впечатлений от слышимого и озвучивание первых собственных переживаний, “следов” от услышанного;

2. ощущение “веса”, значимости своего голоса каждым ребенком в окружающем его “Певческом поле”; распознавание палитры собственных чувств и чувств близких; “рисование” красками своего голоса и наблюдение за “рисунками” голосов других детей; осознание “драгоценности” певческого голоса как “отзвука” прошлого, носимого каждым человеком;

3. познание радости от совместного звучания голосов и причастности к этому каждого отдельного голоса; запечатление многозвучия всех и каждого в “ Певческом поле” окружающего мира и возникновение необходимости озвучивания мира и самого себя;

4. сообщение собственного певческого голоса с голосами других людей, одухотворенное и сотворенное собой же певческое выражение.

Разучивание песни со школьниками значительно отличается от разучивания произведения с подготовленной взрослой аудиторией. В школе учителю приходится преодолевать значительные трудности, связанные с неразвитостью музыкальных способностей и голосового аппарата ребят, их неумением петь. И, несмотря на это, при работе со школьной аудиторией задачи достижения качества звучания, стройности, выразительности исполнения не снимаются. Учитель в школе ставит не только учебные задачи - научить петь, брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, преимущественно с поступенным движением, связанно, тянуть звук, но и педагогические - научить детей петь выразительно, развивать у них музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению.

Ориентиром правильности постановки задач является отношение школьников к певческой деятельности. Ослабление внимания и интереса детей свидетельствует о необходимости изменений в содержании и методах разучивания песни.

Способы разучивания школьной песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:

1. краткое вступительное слово педагога;

2. исполнение (показ) песни учителем;

3. беседа с детьми о песни;

4. чтение поэтического текста песни;

5. разучивание песни (репетиционный план).

Важен выбор песни. На первых порах школьные песни должны отвечать следующим требованиям:

а) по форме - крайне лаконичные, не более одного периода;

б) по мелодии - яркие, выразительные напевные;

в) ритму - весьма простые, чередование не более 2 - 3 видов длительностей;

г) голосоведение - ясное естественное, склад диатонический;

д) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы.

Этим требованиям, скорее всего, отвечают народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами и легко усваиваемые детьми. Если песня нравится детям, то легче преодолеваются трудности по её разучиванию, поэтому песни надо выбирать мелодичные, весёлые, запоминающиеся, с интересным текстом. Нужно учитывать, что постепенно нарастающие трудности поставленных учителем задач должно сочетаться с включением в работу более сложных песен и непременно привлекательных для детей своей мелодией и текстом. Это обеспечит атмосферу увлечённости пением на уроке в школе.

Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания. При грамотном применении инновационных технологий, существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а значит, образование школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов

Источники:

1.Шамова Т.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. М.: МПГУ, 1994.

2. Гармашова Н.Г. Интеграция искусств на уроке музыки как способ развития ассоциативно-образного мышления школьников. 

http://www.myshared.ru/slide/785125

3.Трушина С.Ю Статья "Обобщение опыта работы учителя музыки по теме "Взаимосвязь всех видов искусств" https://uchportfolio.ru/articles/read/292

4.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика. 1977

5. Проблемно-ценностное обучение на уроках музыки https://infourok.ru/problemnocennostnoe-obuchenie-na-urokah-muziki-455972.html

6. Лобанова Е. А. « Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий»

Научно-методический журнал «Музыка в школе» № 3- 2005

7. Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария // Искусство в школе. – 2005

8. Ячменева С. В. Использование ИКТ на уроках музыки

https://multiurok.ru/blog/ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-muzyki-1.html

9. Николаев В.В., Сазонова Л.В. Организация целеполагания обучающихся на уроках технологии в общеобразовательной школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 36-42.

10 Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008

11. ТЕХНОЛОГИЯ учебного сотрудничества на уроках музыки.

https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/02/16/tekhnologiya-uchebnogo-sotrudnichest-0

12 Алексеева Л.Л. Инновационные технологии в музыкальном образовании школьников

http://bank.orenipk.ru/Text/t30_3.htm





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 12.04.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.