Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте

Цель Познавательное развитие дошкольников Задачи Развивать интерес к новым знаниям в окружающем мире. Воспитывать любознательность, активность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте.

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации.

Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.»

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

  Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

  Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов   окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности-к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Уровень развития мыслительных операций (анализ, обобщение, сравнение, классификация и др.) у ребенка позволяет ему более осознанно и глубоко разбираться в сведениях о нашем мире.

Дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, приобретать необходимые знания и умения.

Планирование экспериментальной деятельности с детьми

Начинать экспериментальную деятельность необходимо с простейших предметов и материалов: вода, ткань, бумага, снег, песок и др.

Структура занятия-экспериментирования.

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы.

7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

8. Решение экспериментальных задач по способу применения в аудитории:

- демонстрационные;

- фронтальные.

Постановка эксперимента является не самоцелью, а одним из способов развития детского мышления. Во время работы не следует требовать от детей полной тишины, они должны быть раскрепощены. Но, чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определённых границ, за которыми начинается нарушение дисциплины. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования

В мини-лаборатории может быть выделено:

- место для постоянной выставки;

- место для приборов;

- место для выращивания растений;

- место для хранения природного и бросового материалов;

- место для проведения опытов;

- место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и ёмкость для песка и воды и т.д.)

Оборудование лаборатории:

- приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты, микроскопы);

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы;

- природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.)

- утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.);

- технический материал (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.);

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);

- прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.)

Специфика организации исследований в лаборатории

Совместная деятельность воспитателя в детской лаборатории организуется один раз в неделю, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами (6-8 детей) с учетом уровня развития познавательных интересов детей. Во время игр-экспериментов проводятся 2-3 опыта в зависимости от сложности.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.

Занятие по опытно-исследовательской деятельности.

Тема «Удивительный песок»

Цель: познакомить со свойствами песка, его качеством и происхождением; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно- эстетическое», «Речевое развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Развивающая среда: на каждого ребенка-три стеклянные баночки (первая - сухая, вторая - влажный песок, третья – с водой), лопатка, пластина из оргстекла, магнит, карточка, карандаши; ванночки с песком для ходьбы, полотенце.

Исследовательская деятельность

Воспитатель предлагает детям пройти по песку босиком, спросить, что они ощущают.

- Где можно увидеть песок? (ответы детей).

1-й опыт.

Что такое песок, из чего он состоит?

- Обследовать сухой песок пальцами.

- Насыпать его на пластину, рассмотреть через увеличительное стекло.

- Опустить магнит в песок. Что на нем появилось? (Мелкие частички металла). Рассмотреть их через увеличительное стекло.

Выводы:

1. Песок – это мелкие камешки разного цвета, формы, размера.

2. В песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.

2- й опыт

Почему песок тонет?

- В баночку с водой опустить немого сухого песка, не размешивать, Что произойдет?

- Песок осел на дно.

- На поверхности воды плавает песочная пыль, размешать лопаткой воду. Что изменилось? (песочная пыль растворилась и окрасила воду.)

Выводы:

1. Песок тяжелый, опустился на дно баночки.

2. Его пыль легкая, осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду.

3. Мокрый песок меняет цвет.

3-й опыт.

Сравнивать свойства сухого и влажного песка.

- пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, он сыпучий.

- из сухого песка слепить колобок, он не держит форму, так как рассыпчатый; сухой песок шершавый, содержит пыль.

- влажный песок плотный, мягкий, из него хорошо лепить (рассмотреть через увеличительное стекло), сделать колечки, оставить на некоторое врем, чтоб они высохли; поднять. Что произойдет?

- полить сухой и влажный песок – влажный пропускает воду быстро, а сухой некоторое время держит влагу на поверхности, затем уходит вглубь.

Итог исследования.

- песок – это мелкие камешки разного цвета, формы и размера; они тяжелые, поэтому тонут в воде;

- песочная пыль легкая, плавает на поверхности воды; если размешать ее, она растворится и окрасит воду;

- песок хорошо пропускает воду;

- из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области