Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе
«Дикие животные зимой»
Составитель: Савельева В.Ю.,
воспитатель
Цель: Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Средства и оборудование образовательной деятельности: Набор картинок "Дикие животные леса", набор картинок с изображением диких животных и их детёнышей, набор картинок с изображением пищи, которую употребляют животные, их жилища.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе (И. Соколов-Микитов «Ёж», «Белки», «Медведи»), чтение сказок о животных («Лиса и Заяц», «Храбрый ёжик» Д. Хармс, «Жалобы зайки» К.Д. Ушинский), отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе.
Способы организации образовательной деятельности : создание игровой ситуации; беседа; проблемный вопрос; использование художественного слова (загадки); физкультминутка; дидактические игры; вопросы; поощрение.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес! Прежде чем отправиться в путь вспомним, какое сейчас время года? (ответы детей). На улице тепло или холодно? (ответы детей). Как люди одеваются зимой? Давайте и мы с вами оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес. А на чем можно добраться зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем добираться на лыжах. (Дети вместе с воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах; в это время звучит музык "Звуки природы").
Вот мы и прибыли, Снимайте лыжи и присаживайтесь на пенечки. Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила (не шуметь, не ломать веток....) Кто помнит, как называют животных, которые живут в лесу? ( лесные, дикие). Людям тепло зимой, они одеты в тёплую одежду. А зверям тепло зимой? Как звери согреваются зимой?
Воспитатель.: Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Если вы отгадаете загадку, то узнаете, о ком сейчас пойдёт речь.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц).
Дети: Заяц.
Воспитатель: ( на доске появляется изображение зайца макет ). У зайчика длинные уши, чтобы хорошо слышать. Длинная мордочка, чтобы все запахи чуять. Задние ноги длинные и сильные, чтобы прыгать и отбиваться от врагов было удобно . Он меняет шубку 2 раза в год. Летом у него шубка какого цвета? А зимой? А для чего зайчику нужно менять цвет шубки? \Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников\.
А где живет заяц? Норки у него нет для него каждый кустик дом.
Чем питаются зайцы зимой? На зиму ничего не заготавливает, а питается корой деревьев.
Воспитатель: Молодцы! Слушайте другую загадку:
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белочка).
Дети: Белочка.
Воспитатель: (появляется картинка белочки). Белка -маленький, рыжий, безобидный зверек. У неё сильные задние ноги, что позволяет ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. А пушистый хвост как парашют помогает держаться в воздухе и как руль помогает рулить. Какого цвета шубка у белки летом, а какая зимой?.
Где живет белка? \Живёт белочка в дупле\
Что помогает белке перезимовать? \ Белки на зиму делают запасы: ягоды, грибы, орехи.\
Воспитатель: Молодцы! Слушайте другую загадку:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её...(Лиса)
Дети: Лиса.
Воспитатель: ( картинка лиса появляется на доске). Лиса-это хищница, очень хитрая. Лиса к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый хвост, он как руль помогает ей делать резкие повороты, когда она гоняется за мышами и зайцами . Им она и заметает свои следы на снегу. У лисы очень чуткий слух, она слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей.. Как называется жилище лисы?
Зачем лисе такой пушистый хвост?
Воспитатель: Молодцы! Слушайте другую загадку:
На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Дети: Волк.
Воспитатель: (появляется картинка волк) Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее.
Как называется жилище волка? Живут волки в норах, которые называются- логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных Волки хищники, так как питаются другими животными
Воспитатель: Где зимует волк? Чем питается? Меняет ли шубку волк?
Воспитатель: Молодцы! Слушайте другую загадку:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Воспитатель: (появляется картинка медведь) Медведь- это крупный лесной зверь. У него теплая, бурая шерсть.
Что делает медведь зимой? Где он спит?
Почему он может не есть всю зиму?
Чем питается медведь. \Медведь любит ягоды. насекомых, муравьёв, корешки и мёд. К зиме он запасает под шкурой много жира. Медведь спит всю зиму. Ничего не ест.\ Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги. Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют - ШАТУН.
Воспитатель: Где зимует медведь? Как медведь готовится к зиме? Кто такой медведь- шатун
Воспитатель: Ну, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся
немного, а то на улице холодно.
Физминутка.
-Раз, два (присядка, руки на пояс)
Это заячья зарядка, ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться(потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата - спину выгнуть,
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.
Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, кто еще спит зимой? Слушайте другую загадку:
Шустрый, кругленький колючий
И не сколечко не злющий. ( Ёж).
Дети: Ёжик .
Воспитатель: (показывает картинку ежика). Ёжик видит не очень хорошо и бегать быстро не умеет. Как он спасается от врагов? \ при опасности сворачивается клубком, выставляя свои иголки.\
Чем питается ежик? \Очень любит ловить насекомых, мышей и даже змеи не упустит\. Зимой он спит в своей норке, утеплив её, натаскав туда осенью листьев.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы с вами и познакомились с жителями леса.
Я хочу проверить, всё ли вы запомнили.
мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».
- Заяц зимой белый, а летом ….(серый)
- У зайца хвост короткий, а уши ….(длинные)
- У белки задние лапы длинные, а передние ….(короткие)
- Ёж маленький, а медведь ….(большой)
- Заяц пушистый, а ёж ….(колючий)
- У белки хвост длинный, а у зайца ….(короткий)
- У лисы шерсть мягкая, а у волка ….(жёсткая)
Вот вам первое задание: Найди дом для каждого животного.
Воспитатель показывает картинку с изображением норы, берлоги, дерева с дуплом, логова и предлагает расположить картинки животных рядом с их домом.
Вот вам второе задание: Кто чем питается.
Воспитатель показывает картинку с изображением ягод, травы, мёда, орешков, грибов, мышки, зайца. Дети определяют, каким животным подходит эта еда.
Вот вам третье задание: Найди детёныша.
Воспитатель показывает картинки с изображением диких животных и предлагает найти детёныша.(Лиса- лисёнок , волк- волчонок, медведь- медвежонок и т.д.)
Воспитатель: Ну, что же, дети, пора нам возвращаться в детский сад. Не будем тревожить лесных зверей (возвращаемся, имитируя езду на лыжах).
Воспитатель: Вот и закончилась наше путешествие. Понравилось вам наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).
Теперь вы знаете, как зимуют лесные звери, тепло ли им зимой.