Государственное казенное образовательное учреждение Московской области
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Преображение»
Проект на тему:
« Я буду Вас учить»
Модель роли воспитанников в системе самоуправления.
Составитель : учитель-логопед
Л.А. Кузьмина
Г.Егорьевск
СОДЕРЖАНИЕ
Этапы работы в области самоуправления.
1.Позиционное направление.
2.Организационное направление
3.Направление «Управления»
4.Технологическое направление.
5 . План работы в системе самоуправления
6. Методическая и консультационная работа
7. Заключение
8. Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.У ,обучающихся, возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.
На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.
Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности. Для роста активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где воспитанники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, проводя занятия со взрослыми и детьми , нет подлинного ученического самоуправления.
Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем организации, участие воспитанников в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.
Прежде всего, у воспитанников появляется личная ответственность за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.
Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы, расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия воспитанников и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за воспитанника работу, иначе они будут формально относиться к своей должности.
В нашей общеобразовательной организации ГКОУ МО « Преображение» функционируют система самоуправления « Я буду Вас учить». В состав ученического самоуправления входят учащиеся 1-9 классов. Есть положение об ученическом самоуправлении. Воспитанники организовывают планирование коллективно-творческих дел. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления:
– совместно определяют цель своей деятельности;
– договариваются о средствах и способах ее реализации;
– управляют процессом ее осуществления;
– результат (подводят итоги на собрании )
Среди воспитанников много творческих детей. Все они входят в состав ученического самоуправления, которые помогают в разработке материалов для занятий .
Наши воспитанники учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решение, взаимодействовать с товарищами, помогать другим, осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Стараются ответственно относиться к порученному делу.
БАЗОВЫЕ ПРОГРАММЫ.
Основной базой рабочей программы являются:
-Закон Российской Федерации « Об образовании» от 29.12.2012 №273
-Конституция РФ
-Законодательство РФ
-Конвенция ООН о правах ребёнка
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного и школьного образования
-« Программа социального обучения и воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Л.К. Сидорова , Москва 2003
-Устав ГКОУ МО «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»
Локальные акты, регламентирующие деятельность общеобразовательной организации.
Положение об органах ученического самоуправления « Молодежный парламент»
ЦЕЛЬ:
Развитие высоконравственной творческой, активной личности на основе содружества педагогов и воспитанников разных возрастов, расширение их лидерского и гуманитарного опыта.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Создание системы самоуправления ,обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
2.Развитие и упрочнение способностей и интересов членов коллектива.
3. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности учащимся участвовать в планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса.
4.Формирование умений самостоятельно найти дело, полезное обществу.
Этапы работы в области самоуправления.
Этапы работы | |
1. Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта -повышение квалификации на курсах для учителей-логопедов. Мониторинг воспитанников по данной теме. |
2. Прогностический | Определение целей и задач темы. -разработка проектов - выступление на педсовете - участие в конкурсах - участие в работе МО педагогов дополнительного образования - изучение педагогического опыта других специалистов по данной проблеме |
3. Практический | Формирование методического комплекса. |
4. Обобщающий | Подведение итогов - анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников |
5. Внедренческий | Распространение опыта работы. |
Достижение цели и решение задач по данной теме ,будет осуществляться по основным направлениям деятельности ученического самоуправления:
Направления
Содержание деятельности
1.Позиционное направление.
Наши воспитанники в самоуправлении базируются на следующих принципиальных позициях:
1. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии решения.
2. Сотрудничество со всеми структурами общеобразовательного учреждения .
3. Целесообразность – деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей воспитанников.
4. Организация взаимодействия с органами Опеки и Попечительства
5. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность воспитанников.
6.Привлечение внешних ресурсов к решению проблем.
2.Организационное направление
Обсуждая, все вопросы жизнедеятельности и принимая по ним соответствующие решения, воспитанники выполняют основные функции органов ученического самоуправления:
1.Поддержка социально-значимых и иных инициатив воспитанников.
2.Развитие досуговой деятельности .(Открытые мероприятия, праздники, тематические викторины).
3.Информирование воспитанников о школьных проблемах и путях их решения.
3.Направление «Управления»
Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальным объектами и процессами, являясь частью общеобразовательного учреждения. Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.
Основные функции управления:
1.Участие и разработка социально-значимых проектов.
2.Проведение занятий с участием воспитанников и педагогов.
3. Организация шефства старших над младшими;
Анализ осуществляется в коллективе. Рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную.
Партнёрство – это: соединение, сопереживание, содружество, союз, ответственность.
4.Технологическое направление.
Участвуя в работе органов самоуправления, воспитанникиприобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера. В их функции входит планирование и отслеживание текущих дел по следующим принципам:
1.Участие совета самоуправления в обсуждении проблем по теме и принятии решений.
2.Выработка мнения воспитанников по вопросам жизни в семье;
3.Участие в работе органов общеобразовательного самоуправления.
ПЛАН РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ФОРМА РАБОТЫ | СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ |
Изучение современной литературы по теме самоуправления. Обзор информации в интернете по изучаемой теме. | Обобщение знаний специальной литературы | В течении года |
Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития. | Диагностирование воспитанников. | Сентябрь |
Разработка анкет и проведение анкетирования. | Опрос воспитанников в письменном виде. Анализ анкет по теме. | Октябрь |
Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления « | Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и инструктора по труду Зайцева В.Н. | Декабрь |
Составление и проведение интегрированного занятия по теме самоуправления « В королевстве Азбуки » | Разработать конспект и провести занятие с участием воспитанников в системе самоуправления. | Декабрь |
Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления « Умею сам- научу и Вас» | Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и инструктора по труду Сергеевой И.А. | Декабрь- |
Создание фильма с участием воспитанников и педагогов дополнительного образования « Я буду Вас учить» | Презентация фильма на заседании МО педагогов дополнительного образования. | Январь |
Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления « | Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и инструктора по физической культуре Зисмана М. Ф. | Январь |
Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления « Зимняя сказка чувств» | Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и педагога- психолога Волковой И. В. | Январь |
Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления « | Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и педагога- психолога Перепелкиной Р.В. | Январь |
Совместно с воспитанниками разработать проект, направленный на создание условий для активизации познавательно-речевой деятельности воспитанников и повышение качества усвоения учебного материала через использование метода проектов. | Составление и презентация проекта: «Учусь говорить по СИНКВЕЙ» | Март |
Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления « | Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и педагога- психолога Оконешниковой Н.М. | Январь |
Использовать в работе компьютерные презентации. | Продолжить разработку компьютерных презентаций | Март-Апрель |
Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления « | Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и педагога- организатора Оганян Е.В. | Январь |
Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий | Подготовить доклад о инновационных методах работе самоуправления | В теч.уч.года |
Посещение методобъединений педагогов дополнительного образования | Разработать буклеты для педагогов дополнительного образования на тему: «Будем говорить правильно» | Согласно плана 4 раза в год |
Совместная помощь музыкальному руководителю в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам. | Творческая мастерская. | Октябрь |
Создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как на занятиях, так и на группах. | Круглый стол. | Январь-апрель |
- Начать разработку проекта «Я талантлив!», направленного на создание условий для полноценного развития воспитанников. - Практическая деятельность | Составление портфолио проекта. Сбор методического материала по теме. | Май |
Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка | Совместное изготовление дидактического пособия по развитию речи | Январь -март |
Наличие, ведение, обновление персонального сайта | Обновление материала на сайте. | Еженедельно |
Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку. | Участие в конкурсе « Краеведение» | Февраль |
Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления « Обучаемся, развиваемся, играем» | Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и музыкального руководителя Задуминой Н.А. | Январь |
Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления « Мне что хочешь по плечу, кого хочешь обучу» | Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и учителя- дефектолога Худяковой Т.В. | Январь |
Выступление с докладом об опыте работы по самоуправлениию на педсовете. | Сообщение по теме самоуправления | |
Разработка план мероприятия совместно с педагогами и воспитанниками. «Пушкинские чтения» | Конспект проведения мероприятия | Апрель-Май |
Участие в заседании МО педагогов дополнительного образования и специалистов. | Отчет о выступлении | Январь |
Публикация в интернете презентации проектов для распространения педагогического опыта. | Размещение проекта персональном сайте. | Апрель-май |
Отчет по самоуправлению | Написание отчета о проделанной работе. Выступление на педсовете о проделанной работе за учебный год. Оформление Доски почета с лучшими воспитанниками. Публикация на персональном сайте. Публикация на профессиональном сайте | Май |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В итоге работы воспитанники должны:
В итоге работы педагоги должны:
1.Раскрыть личностный потенциал воспитанников , через их приобщение к общественной деятельности и традициям учреждения.
2.Способствовать формированию у воспитанников мотивации к изучению окружающего мира и к самим себе.
3.Освоить новые технологии педагогической деятельности.
4.Привлечь всех участников образовательного процесса воздействовать на окружающее общество в целях позитивного его изменения.
Позитивная динамика развития познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности через деятельность в органах ученического самоуправления .
Возможность участия всех воспитанников в управлении в соответствии с их способностями и возможностями;
Увеличение занятости детей во внеурочное время;
Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
Активизация творческой деятельности учащихся;
Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
Критерии эффективности программы
Результатом успешной работы по системе самоуправления можно считать следующее:
Повышение социальной активности воспитанников, развивает инициативу и ответственность.
Выработка навыков коллективного взаимодействия (лидерство, поиск согласия, поиск путей их достижения и т.д.).
Следствие – усиление мотиваций, активизации творчества и инициативы детей.
Повышение эффективности воспитательного процесса, направленного на улучшение результатов основной деятельности.
Положительная эмоциональная связь между воспитанниками и педагогами, следствие – улучшение взаимопонимания, облегчение воспитательного взаимодействия.
Повышение интереса педагога к своей работе, следствие – повышение творческой активности педагога, получение им удовлетворения от своей работы.
Расширение возможности организации обучения, совместной образовательной деятельности.
Результативность практики в системе самоуправления:
МЕТОДИЧЕСКАЯ И КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА
В начале учебного года планируется методическая работа на муниципальном уровне
Взаимодействие с педагогами ГКОУ МО «Преображение» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Педагоги и специалисты учат непосредственно участников самоуправления самоонализу. Самокритике и самоустановке в организуемой ими деятельности в своём коллективе. Одновременно каждый педагог учит коллектив учитывать потребность каждого члена, потребность меньшинства, создаёт атмосферу, чтобы каждый член детского самоуправления мог действовать согласно голосу собственной совести и стремился к общему согласию. Педагог оказывает методическую помощь активу, привлекает к работе актива воспитанников , общественность, выступает носителем, хранителем, продолжателем традиций, принимает участие в разработке документов актива: памяток, планов. Положений. Педагоги и специалисты учат детей анализировать свою работу, принимать конкретные свои решения и выполнять их, ведёт индивидуальную работу, формирует орган детского ученического самоуправления при своём объединении, вместе с воспитанниками планируют, организуют, анализируют организованно-образовательную деятельность по своему предмету.
Достижение положительного результата по данной теме в ГКОУ МО «Преображение» предполагает реализацию комплексного подхода к деятельности специалистов учреждения: учителя – логопеда, учителя –дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога – психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов по проблемам самоуправления ,индивидуализировать процесс сопровождения воспитанника с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Педагоги и специалисты в течение планируют:
• семинары – практикумы для воспитателей, беседы и консультации («Предпосылки и показатели нормального речевого развития детей», «Музыкальное творчество и речь» и т.п.)
• лекции, открытые логопедические занятия;
• консультативные разборы наиболее трудных детей с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя);
Заключение
Данная разработка доступна к применению в ГКОУ МО «Преображение» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Работа самоуправления в общеобразовательной организации – достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется, корректируется. Он приносит массу новых проблем, занимает много свободного времени и у детей, и у педагогов. А самое главное, во время работы возникает множество вопросов, ответов на которые приходится искать зачастую достаточно долго, а иногда и не находить их. Постепенно воспитанники и педагоги стали понимать, что работа по самоуправлению дает возможность каждому воспитаннику принимать активное участие в управлении жизнью учреждения. Чтобы воспитанники на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им права, необходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.
Литература