Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка "Дети учат детей"

ЦЕЛЬ Развитие высоконравственной творческой, активной личности на основе содружества педагогов и воспитанников разных возрастов, расширение их лидерского и гуманитарного опыта. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 1. Создание системы самоуправления ,обеспечивающей социализацию каждого ребенка. 2.Развитие и упрочнение способностей и интересов членов коллектива. 3. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности учащимся участвовать в планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса. 4.Формирование умений самостоятельно найти дело, полезное обществу.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное казенное образовательное учреждение Московской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Преображение»

Проект на тему:

« Я буду Вас учить»

 Модель роли воспитанников в системе самоуправления.

Составитель : учитель-логопед

Л.А. Кузьмина

Г.Егорьевск

СОДЕРЖАНИЕ

Этапы работы в области самоуправления.

1.Позиционное направление.  

2.Организационное направление

 3.Направление «Управления»

4.Технологическое направление.

5 . План работы в системе самоуправления

6. Методическая и консультационная работа

7. Заключение

8. Литература

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.У ,обучающихся, возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.

На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

  Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности. Для роста активности детского коллектива решающую роль играет  стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где воспитанники не являются организаторами,  вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, проводя занятия со взрослыми и детьми , нет подлинного ученического самоуправления.

 Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем организации, участие воспитанников в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

      Прежде всего, у воспитанников появляется личная ответственность за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

   Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы,  расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка. 

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия воспитанников и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за воспитанника работу, иначе они будут формально относиться к своей должности.

     В нашей общеобразовательной организации ГКОУ МО « Преображение» функционируют система самоуправления « Я буду Вас учить». В состав ученического самоуправления входят учащиеся 1-9 классов. Есть положение об ученическом самоуправлении. Воспитанники организовывают планирование коллективно-творческих дел. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления: 
– совместно определяют цель своей деятельности; 
– договариваются о средствах и способах ее реализации; 
– управляют процессом ее осуществления;

– результат (подводят итоги на собрании )
Среди воспитанников много творческих детей. Все они входят в состав ученического самоуправления, которые помогают в разработке материалов для занятий .

Наши воспитанники учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решение, взаимодействовать с товарищами, помогать другим, осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Стараются ответственно относиться к порученному делу.

БАЗОВЫЕ ПРОГРАММЫ.

Основной базой рабочей программы являются:

-Закон Российской Федерации « Об образовании» от 29.12.2012 №273

-Конституция РФ

-Законодательство РФ

-Конвенция ООН о правах ребёнка

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного и школьного образования

-« Программа социального обучения и воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Л.К. Сидорова , Москва 2003

-Устав ГКОУ МО «ПРЕОБРАЖЕНИЕ»

Локальные акты, регламентирующие деятельность общеобразовательной организации.

 Положение об  органах  ученического самоуправления « Молодежный парламент»

ЦЕЛЬ:

Развитие высоконравственной творческой, активной личности на основе содружества педагогов и воспитанников разных возрастов, расширение их лидерского и гуманитарного опыта.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Создание системы самоуправления ,обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

2.Развитие и упрочнение способностей и интересов членов коллектива.

3. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности учащимся участвовать в планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса.

4.Формирование умений самостоятельно найти дело, полезное обществу.

Этапы работы в области самоуправления.

Этапы работы

1. Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

-повышение квалификации на курсах для учителей-логопедов.

Мониторинг воспитанников по данной теме.

2. Прогностический

Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.

-разработка проектов

- выступление на педсовете

- участие в конкурсах

- участие в работе МО педагогов дополнительного образования

- изучение педагогического опыта других специалистов по данной проблеме

3. Практический

Формирование методического комплекса.
Корректировка работы по теме в процессе реализации.

4. Обобщающий

Подведение итогов
Оформление результатов работы

- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников

5. Внедренческий

Распространение опыта работы.

Достижение цели и решение задач по данной теме ,будет осуществляться по основным направлениям деятельности ученического самоуправления:

Направления

Содержание деятельности

1.Позиционное направление.  

  Наши воспитанники в самоуправлении базируются на следующих принципиальных позициях:

1. Равноправие – все  должны иметь право решающего голоса при принятии решения.

2. Сотрудничество со всеми структурами общеобразовательного учреждения .

3. Целесообразность – деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей воспитанников.

4. Организация взаимодействия с органами Опеки и Попечительства

5. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность воспитанников.

6.Привлечение внешних ресурсов к решению проблем.

2.Организационное направление

Обсуждая, все вопросы жизнедеятельности и принимая по ним соответствующие решения, воспитанники выполняют основные функции органов ученического самоуправления:

1.Поддержка социально-значимых и иных инициатив воспитанников.

2.Развитие досуговой деятельности .(Открытые мероприятия, праздники, тематические викторины).

3.Информирование воспитанников о школьных проблемах и путях их решения.

 3.Направление «Управления»

  Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальным объектами и процессами, являясь частью общеобразовательного учреждения.  Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.

    Основные функции управления:

1.Участие и разработка социально-значимых проектов.

2.Проведение занятий с участием воспитанников и педагогов.

3. Организация шефства старших над младшими;

    Анализ осуществляется в коллективе. Рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную.   

Партнёрство – это: соединение,  сопереживание, содружество,  союз, ответственность.

  4.Технологическое направление.

Участвуя в работе органов самоуправления, воспитанникиприобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера. В их функции входит планирование и отслеживание текущих дел по следующим принципам:

1.Участие совета самоуправления в обсуждении проблем по теме и принятии решений.

2.Выработка мнения воспитанников по вопросам жизни в семье;

3.Участие в работе органов общеобразовательного самоуправления.

ПЛАН РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ФОРМА РАБОТЫ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Изучение современной литературы по теме самоуправления. Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Обобщение знаний специальной литературы

В течении года

Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития.

Диагностирование воспитанников.

Сентябрь

Разработка анкет и проведение анкетирования.

Опрос воспитанников в письменном виде. Анализ анкет по теме.

Октябрь

Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления «

Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и инструктора по труду Зайцева В.Н.

Декабрь

Составление и проведение интегрированного занятия по теме самоуправления « В королевстве Азбуки »

Разработать конспект и провести занятие с участием воспитанников в системе самоуправления.

Декабрь

Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления « Умею сам- научу и Вас»

Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и инструктора по труду Сергеевой И.А.

Декабрь-

Создание фильма с участием воспитанников и педагогов дополнительного образования « Я буду Вас учить»

Презентация фильма на заседании МО педагогов дополнительного образования.

Январь

Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления «

Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и инструктора по физической культуре Зисмана М. Ф.

Январь

Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления « Зимняя сказка чувств»

Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и педагога- психолога Волковой И. В.

Январь

Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления «

Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и педагога- психолога Перепелкиной Р.В.

Январь

Совместно с воспитанниками разработать проект, направленный на создание условий для активизации познавательно-речевой деятельности воспитанников и повышение качества усвоения учебного материала через использование метода проектов.

Составление и презентация проекта:

«Учусь говорить по СИНКВЕЙ»

Март

Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления «

Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и педагога- психолога Оконешниковой Н.М.

Январь

Использовать в работе компьютерные презентации.

Продолжить разработку компьютерных презентаций

Март-Апрель

Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления «

Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и педагога- организатора Оганян Е.В.

Январь

Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий

Подготовить доклад о инновационных методах работе самоуправления

В теч.уч.года

Посещение методобъединений педагогов дополнительного образования

Разработать буклеты для педагогов дополнительного образования на тему: «Будем говорить правильно»

Согласно плана 4 раза в год

Совместная помощь музыкальному руководителю в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

Творческая мастерская.

Октябрь

Создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как на занятиях, так и на группах.

Круглый стол.

Январь-апрель

- Начать разработку проекта «Я талантлив!», направленного на создание условий для полноценного развития воспитанников.

- Практическая деятельность

Составление портфолио проекта. Сбор методического материала по теме.

Май

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

Совместное изготовление дидактического пособия по развитию речи

Январь -март

Наличие, ведение, обновление персонального сайта

Обновление материала на сайте.

Еженедельно

Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку.

Участие в конкурсе

« Краеведение»

Февраль

Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления « Обучаемся, развиваемся, играем»

Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и музыкального руководителя Задуминой Н.А.

Январь

Посещение открытого мероприятия по теме самоуправления « Мне что хочешь по плечу, кого хочешь обучу»

Посещение открытого мероприятия с участием воспитанников в системе самоуправлении и учителя- дефектолога Худяковой Т.В.

Январь

Выступление с докладом об опыте работы по самоуправлениию  на педсовете.

Сообщение по теме самоуправления

Разработка план мероприятия совместно с педагогами и воспитанниками. «Пушкинские чтения»

Конспект проведения мероприятия

Апрель-Май

Участие в заседании МО педагогов дополнительного образования и специалистов.

Отчет о выступлении

Январь

Публикация в интернете презентации проектов для распространения педагогического опыта.

Размещение проекта персональном сайте.

Апрель-май

Отчет по самоуправлению

Написание отчета о проделанной работе. Выступление на педсовете о проделанной работе за учебный год. Оформление Доски почета с лучшими воспитанниками. Публикация на персональном сайте. Публикация на профессиональном сайте

Май

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В итоге работы воспитанники должны:

В итоге работы педагоги должны:

1.Раскрыть личностный потенциал воспитанников , через их приобщение к общественной деятельности и традициям учреждения.

2.Способствовать формированию у воспитанников мотивации к изучению окружающего мира и к самим себе.

3.Освоить новые технологии педагогической деятельности.

4.Привлечь всех участников образовательного процесса воздействовать на окружающее общество в целях позитивного его изменения.

Позитивная динамика развития познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности через деятельность в органах ученического самоуправления .

Возможность участия всех воспитанников в управлении в соответствии с их способностями и возможностями;

Увеличение занятости детей во внеурочное время;

Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

Активизация творческой деятельности учащихся;

Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

Критерии эффективности программы

Результатом успешной работы по системе самоуправления можно считать следующее:

Повышение социальной активности воспитанников, развивает инициативу и ответственность.

Выработка навыков коллективного взаимодействия (лидерство, поиск согласия, поиск путей их достижения и т.д.).

Следствие – усиление мотиваций, активизации творчества и инициативы детей.

Повышение эффективности воспитательного процесса, направленного на улучшение результатов основной деятельности.

Положительная эмоциональная связь между воспитанниками и педагогами, следствие – улучшение взаимопонимания, облегчение воспитательного взаимодействия.

Повышение интереса педагога к своей работе, следствие – повышение творческой активности педагога, получение им удовлетворения от своей работы.

Расширение возможности организации обучения, совместной образовательной деятельности.

Результативность практики в системе самоуправления:

МЕТОДИЧЕСКАЯ И КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА

В начале учебного года планируется методическая работа на муниципальном уровне

Взаимодействие с педагогами ГКОУ МО «Преображение» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  . Педагоги и специалисты   учат непосредственно участников самоуправления самоонализу. Самокритике и самоустановке в организуемой ими деятельности в своём коллективе. Одновременно каждый педагог учит коллектив учитывать потребность каждого члена, потребность меньшинства, создаёт атмосферу, чтобы каждый член детского самоуправления мог действовать согласно голосу собственной совести и стремился к общему  согласию. Педагог оказывает методическую помощь активу, привлекает к работе актива воспитанников , общественность, выступает носителем, хранителем, продолжателем традиций, принимает участие в разработке документов актива: памяток, планов. Положений. Педагоги и специалисты учат детей анализировать свою работу, принимать конкретные свои решения и выполнять их, ведёт индивидуальную работу, формирует орган детского ученического самоуправления при своём объединении, вместе с воспитанниками  планируют, организуют, анализируют организованно-образовательную деятельность по своему предмету.

Достижение положительного результата по данной теме в ГКОУ МО «Преображение» предполагает реализацию комплексного подхода к деятельности специалистов учреждения: учителя – логопеда, учителя –дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога – психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов по проблемам самоуправления ,индивидуализировать процесс сопровождения воспитанника с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

Педагоги и специалисты в течение планируют:

• семинары – практикумы для воспитателей, беседы и консультации («Предпосылки и показатели нормального речевого развития детей», «Музыкальное творчество и речь» и т.п.)

• лекции, открытые логопедические занятия;

• консультативные разборы наиболее трудных детей с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя);

Заключение

Данная разработка доступна к применению в ГКОУ МО «Преображение» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  . Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе. Работа самоуправления в общеобразовательной организации – достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется, корректируется. Он приносит массу новых проблем, занимает много свободного времени и у детей, и у педагогов. А самое главное, во время работы возникает множество вопросов, ответов на которые приходится искать зачастую достаточно долго, а иногда и не находить их. Постепенно воспитанники и педагоги стали понимать, что работа по самоуправлению дает возможность каждому воспитаннику принимать активное участие в управлении жизнью учреждения. Чтобы воспитанники на деле сами  стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им права, необходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области