Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Цель игровой технологии Не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Задачи материала -Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков. -Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор. -Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Л.Н.Григорьева, воспитатель

МБДОУ» ДСКВ№102» г. Братск

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

Эрик Берн

В дошкольном возрасте закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она сама поэтапно формируется. А для этого надо научиться ею управлять. В силу того, что на сегодняшний день существуют разные теоретические подходы руководства игрой, нет единой стратегии, игра у дошкольников так и остаётся несформированной. Проблема становления и развития игровой деятельности в дошкольном возрасте является одной из самых значимых проблем. [1]

Актуальность руководства игрой определяется еще и тем, что в настоящее время с появлением новых информационных технологий на дошкольников обрушился поток разнообразной информации. Это расширяет кругозор детей, но с другой стороны, дети получают пассивную информацию, творческие способности не развиваются. .[8]

В игре формируется характер, как особенность отношения личности к себе, к социуму, к выполняемой деятельности. Совместный характер игры побуждает к сознательному управлению своими действиями, появляется организованность, самоконтроль, развиваются волевые, коммуникативные качества, снижается импульсивность, способность к сотрудничеству, ответственность за общее дело, чувство сопереживания, взаимопомощи, сочувствия и т.д.

Неординарность решений развивает способность к творчеству, так как мысль не ограничивается требованиям взрослых, а ребёнок сам выбирает путь достижения цели, открывает в себе собственный мир, не похожий на мир реальный, в котором он может действовать по своему усмотрению и желанию. Игры учат проявлять смекалку, находчивость, развивая познавательные процессы ребёнка: память, мышление, воображение. [9]

Игра оказывает немаловажное значение на произвольность поведения. Игра – это деятельность, в которой ребёнок эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, правил поведения, окружающую действительность. [2]

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в детском коллективе для отдыха, развлечения или обучения. Игры способствуютисполнению и отработке детьми индивидуально и социально значимых ролей, обучению их моделям общественно значимого поведения.

Содержание детских игр различно и усложняется по мере взросления ребёнка: от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, а затем соблюдение и выполнение правил общественного поведения. Правилосообразность поведения ребёнка является необходимым условием его творческой возможности. В процессе игры у ребёнка развивается творческое мышление.

Таким образом, детство – это время игры. В каждом возрасте она имеет своё содержание. Если блокировать игровые способности детей, не давая им наиграться, то на следующих этапах развития они будут доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

Большое значение для обогащения содержания игры дошкольников оказывает компонент комплексного руководства.

Рассмотрим варианты комплексного руководства.

В результате усвоения социального опыта дети начинают играть, знакомясь с явлениями и предметным миром окружающей действительности. Прежде всего, следует определить, с какими событиями нужно знакомить детей, чтобы происходило обогащение содержания детских игр. Именно в игре приобретённые детьми знания получат практическое применение, обобщаются, воплощаются в игровых действиях, и самое главное – усваиваются ребёнком, становятся его собственными знаниями, повышающими его личностную компетентность.

Далее необходимо выяснить, на какие стороны окружающей действительности нужно обращать внимание детей в процессе ознакомления с окружающим миром, чтобы вызвать интерес и желание отображать полученные впечатления в игре согласно возрасту ребёнка. .[3]

Затем решаем проблему организации работы по ознакомлению с окружающим миром, чтобы дети без принуждения взрослого захотели отображать полученные впечатления в своих играх. Игра возникает при условии если у ребёнка ест желание воспроизвести в своей деятельности то, о чём он узнал. Произойдёт такой перенос или нет, будет зависеть от того, насколько полученные знания интересны детям, насколько они смогли зародить у них противоречивые тенденции, вызвать аффективные реакции. Поэтому при осуществлении работы по ознакомлению с окружающим миром нужно заранее предусмотреть зарождение у детей противоречий между желанием включиться в деятельность, о которой узнали, и невозможностью это сделать в данный момент. [4]

Существенную помощь в этом плане оказывает выбор эффективных форм и методов ознакомления с окружающим миром.

Существенная роль отводится наблюдениям. Наглядные образы оказывают на дошкольников наибольшее влияние и способствуют зарождению противоречивых тенденций, приводящих к игре. В процессе ознакомления с окружающим миром детей надо обязательно включать в разнообразную активную деятельность: совместные занятия, общение взрослых и детей, создание проблемных ситуаций, где в полном объёме активизируется мыслительная деятельность.

Таким образом, ознакомление с окружающим миром задаёт содержание всем последующим компонентам комплексного руководства игрой и насыщает игру конкретным содержанием. На разных этапах развития игры значимость ознакомления с окружающим миром изменяется.

В игре впечатления об окружающем мире отображаются особыми игровыми способами. Перевод реального жизненного опыта в игровой условный план осуществляется в процессе обучения, где обучающие задачи представлены в игровой форме. В младшем возрасте игровой опыт минимальный, поэтому обучающие игры и совместная деятельность детей и взрослых имеет доминирующее значение. .[5]

При проведении обучающих игр необходимо соблюдать ряд требований:

Педагог выступает в роли равноправного партнёра, который вместе с детьми проигрывает и проживает игровые ситуации, но при этом ему принадлежит ведущая роль. Чтобы обучающая игра была подлинной, детей надо вводить в игровую, мнимую ситуацию, иначе это будет не игра, а специально организованное обучение.

Во время обучающей игры воспитатель создаёт детям проблемные ситуации, которые они еще не в состоянии разрешить самостоятельно из – за отсутствия игрового опыта. Но в сотрудничестве с взрослым успешно справляются с поставленными игровыми проблемами, тем самым приобретая игровой опыт. Ребёнок в сотрудничестве с взрослыми может решать более сложные задачи. Игровое сотрудничество должно носить демократический характер. Взрослый вместе с ребёнком придумывает, как разрешить поставленные игровые проблемные ситуации, помогает наводящими вопросами, но не играет за ребёнка. [6]

В основе взаимодействия между взрослым и ребёнком лежит общение. Через общение педагог побуждает детей к проявлению инициативы в игре. В ходе активизирующего общения воспитатель направляет детей на проявление самостоятельности, творчества в игре. Чтобы активизировать детей, педагог должен знать, какой игровой опыт надо развивать у каждого ребёнка. В процессе активизирующего общения он может усложнять содержание игры, обогащать способы игрового отображения действительности, побуждать дошкольников к взаимодействию, а также развивать у них самостоятельность и творчество в игре. [7]

Активизирующее общение осуществляется с использованием специальных методов руководства, среди них особое место отводится косвенным – советам, напоминаниям, поощрениям и т.п. Каждый педагог должен соблюдать следующие требования активизирующего общения:

не давать готовых ответов, создавать условия для проявления творчества, инициативы, самостоятельности;

предоставлять свободу игрового самовыражения;

продумывать содержание общения, не игнорировать процесс организации общения;

своевременно включаться в игру, когда дети испытывают затруднение или требуется актуализировать освоенные ранее игровые умения.

В дошкольном возрасте ребёнок должен научиться играть, проживать детство радостно, приобретая на каждом возрастном этапе необходимые и значимые навыки для дальнейшего развития и подготовки в успешную школьную жизнь. Успешность обучения в школе напрямую зависит от игрового опыта детей, так как в игре развиваются все необходимые качества становления современной личности.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно значимой и общественно – оцениваемой деятельности учения.

Одним из условий ФГОС – научить ребёнка ориентироваться в нестандартных ситуациях и принимать самостоятельно решения, научить детей «как думать», а не что «думать». В этом заключается понимание смысла, цели и функций образования и воспитания. «Не надо мешать детям самим открывать мир. Критическое осмысление и решение стоящих перед ними проблем – задача системы образования в XXI веке». Педагоги должны обладать добрым сердцем и тонкой душой, чтобы из сегодняшних детей вырастить людей будущего. Те самым они сослужат великую службу человечеству.[2]

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области