Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Из опыта работы по разработке программы воспитания»

1 сентября вступят в силу поправки в Закон об образовании в части вопросов воспитания обучающихся. Соответствующий законопроект № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся" был внесен в Госдуму Президентом РФ еще в середине мая. Согласно документу, воспитательная работа станет одной из составных частей образовательных программ. Воспитание обучающихся будет осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Разработкой и утверждением последних займутся сами образовательные организации при участии советов обучающихся и советов родителей законных представителей несовершеннолетних школьников. Кроме того, будет скорректировано понятие "воспитание". Также закон содержит статью об общих требованиях к организации воспитания. Поправки планируется ввести в действие с 1 сентября 2020 года, но при этом предусмотрен переходный период – до 1 сентября 2021 года, в течение которого образовательные программы будут приведены в соответствие с новыми нормами. С октября 2019 годы мы являемся опытно-экспериментальной площадкой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» по теме «Апробация примерной программы воспитания». Ключевые слова программа воспитания, воспитание, модули программы воспитания. Тематическая рубрика начальная школа, средняя школа, основная школа.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Из опыта работы по разработке программы воспитания»

Авторы:

Ольга Андреевна Вебер, заместитель директора МАОУ СШ г. Липецка «Лингвист»

Татьяна Дмитриевна Тихонова, директор МАОУ СШ г. Липецка «Лингвист»

Аннотация:

1 сентября вступят в силу поправки в Закон об образовании в части вопросов воспитания обучающихся. Соответствующий законопроект № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся" был внесен в Госдуму Президентом РФ еще в середине мая.

Согласно документу, воспитательная работа станет одной из составных частей образовательных программ. Воспитание обучающихся будет осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Разработкой и утверждением последних займутся сами образовательные организации при участии советов обучающихся и советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников.

Кроме того, будет скорректировано понятие "воспитание".

Также закон содержит статью об общих требованиях к организации воспитания.

Поправки планируется ввести в действие с 1 сентября 2020 года, но при этом предусмотрен переходный период – до 1 сентября 2021 года, в течение которого образовательные программы будут приведены в соответствие с новыми нормами.

С октября 2019 годы мы являемся опытно-экспериментальной площадкой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» по теме «Апробация примерной программы воспитания».

Ключевые слова: программа воспитания, воспитание, модули программы воспитания.

Тематическая рубрика: начальная школа, средняя школа, основная школа.

Модульный подход к разработке программы воспитания.

Из опыта работы школы.

Одним из результатов реализации программы воспитания станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

Школа, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов.

Исходя из опыта работы нашей школы, реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, с учетом имеющихся кадров и ресурсов. Мы выбрали следующие модули:

-Модуль «Классное руководство и наставничество». В модуле описываем работу классного руководителя с классом, индивидуальную работу с учащимися, работу с предметниками и родителями. Этот модуль мы практически не меняли, потому что в Примерной программе он описан достаточно.

- Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Виды деятельности:

Познавательная деятельность. «Юный лингвист», «Проектная деятельность», «Информатика в играх и задачах».

Художественное творчество. «Дебют», «Антигрусть», «Хореография», «Радуга детства».

Проблемно-ценностное общение. «Азбука общения», «Этика.

Туристско-краеведческая деятельность. «Наши истоки».

Спортивно-оздоровительная деятельность. «Баскетбол», «Волейбол», «Азбука футбола», «Футбол».

Городская акция «Досуг» по привлечению учащихся в кружки и секции.

Участие в муниципальном проекте «Доп. образование: доступное, привлекательное, эффективное».

- Модуль «Школьный урок». К Примерной программе мы добавили:

Общешкольную научно-практическую конференцию. Работа ведется по секциям, в каждой секции выбираются лучшие проекты, которые участвуют в городском конкурсе «Шаг в будущее», «Путь к успеху». Победители награждаются на ежегодном празднике «Школьный звездопад».

Участие в муниципальном проекте «Одарённые дети: поиск, поддержка, сопровождение».

- Модуль «Самоуправление». Структура самоуправления трёхуровневая: ученическое самоуправление в классных коллективах, школьное ученическое самоуправление – Совет Лидеров, Городской совет лидеров.

Через деятельность Совета лидеров, объединяющего лидеров классов, происходит распространение значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов, работа постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, акций, флешмобов и т.п.). Лидеры школы проводят ряд мероприятий, например «День Дублера», «Веселые старты», «День здоровья».

Рабочие комитеты Совета лидеров планируют и организовывают деятельность учащихся по конкретным направлениям, оценивают результаты соревнований учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности. Отвечает за организацию и проведение:

•«Учеба» - тематических мероприятий по предметам, проверку наличия и состояния дневников и учебников, сбор информации об учебном процессе;

•«Совет дела» – воспитательных мероприятий школы, досуга (тематические дискотеки, концерты, праздники фестивали, посещение выставок, театров, музеев и др.),

- участие в городских акциях, проектах;

- привлечение учащихся к участию в соревнованиях по различным видам спорта, ПДД и т.п.;

- сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы;

- поздравление победителей;

•«Порядок и дисциплина» – дежурства по школе;

-ознакомление обучающихся школы с правилами безопасного поведения; - осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка; правил поведения обучающихся;

- организация трудовых дел (уборка, субботники, ремонтные дела, благоустройство территории школы); охраны порядка на школьных вечерах.

•«Пресс-центр» – подготовку художественного и музыкального оформления, реквизитов для проведения различных мероприятий;

- подготовку и выпуск объявлений, молний, мини-газет, обновление тематических блок-постов, выпуск школьной газеты;

-сбор информации о жизни школы, работу с корреспондентами классов;

-формирование имиджа школы;

-обмен информацией с другими организациями.

На уровне классов:

В Совете лидеров есть представители от каждого класса. В каждом классе есть свой лидер, представляющий интересы класса в общешкольных делах и призванный координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей. Так же он отвечает за различные направления работы класса для распределения среди участников ответственных должностей.

На индивидуальном уровне:

Через работу Совета лидеров каждый ученик оказывается вовлеченным в воспитательные мероприятия школы. Лидеры ОУ и класса выполняют организационную и контролирующую функцию в школе.

- Модуль «Профориентация»- Эта работа осуществляется через:

- Модуль «Работа с родителями»- работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

На индивидуальном уровне:

- Модуль «Школьная служба примирения» – ШСП это служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы, ее можно назвать одной из форм подросткового самоуправления, позволяющей передать подросткам ответственность за собственные отношения и конфликты.

Ребята проходят обучение у профессионального тренера-медиатора. Помимо проведения программ примирения, участники службы организуют шефство над младшими школьниками: проводят игры на переменах, выходят в начальные классы на классные часы. Активно ведут правовую просветительскую деятельность среди учащихся. Организуют мероприятия по здоровому образу жизни.

Старшеклассники узнают о деятельности судьи, посещая судебные заседания, могут показать то, чему они научились на занятиях школьной службы примирения, когда они выступали в роли медиаторов. (Муниципальный проект «Профориентация школьников: увлечение-профессия-успех»).

Эта деятельность сближает ребят и учителей, которые начинают относиться к социальному пространству школы как к объекту своей заботы. Кроме того, участие школьников в разрешении их конфликтов является важным аспектом школьного самоуправления и проявления подростковой инициативы, гражданской ответственности, что чрезвычайно важно в современных условиях

Показатели эффективности деятельности ШСП – совершение преступлений и правонарушений в течении 7 лет -0.

- Модуль «Ключевые общешкольные дела»- школа богата на традиционные мероприятия: яркие и любимые «Олимп. Игры», «Ярмарка», «Папа может…!», «Леди совершенство», «Колокола памяти», «Дни дублера».

В этот же раздел мы включили мероприятия городской воспитательной акции.

- Модуль «СК «ОЛИМПИЯ» - является системообразующим компонентом спортивно-оздоровительной работы ОУ.

Основными направлениями деятельности школьного спортивного клуба являются:

1. Проведение внутришкольных спортивных соревнований (товарищеских встреч между классами, спортивными командами школы);

2. Обеспечение систематического посещения занятий физической культурой и спортом обучающихся 1-11-х классов школы;

3. Организация спортивно-массовой работы с детьми младшего школьного возраста;

4. Проведение конкурсов на лучшую постановку массовой культурно-оздоровительной и спортивной работы среди классов;

5. Выявление лучших спортсменов класса, школы;

6. Награждение грамотами, дипломами, значками лучших спортсменов, команд – победителей в школьных соревнованиях по видам спорта;

7. Поощрение лучших спортсменов и активистов клуба;

8. Пропаганда физической культуры и спорта в школе;

9. Участие обучающихся в школьных этапах спортивных соревнований муниципального/областного уровня для обучающихся городской спартакиаде школьников, в «Кроссе Наций», «Лыжня России», военно-патриотической игре «Вперед, мальчишки!»;в спортивных мероприятиях: эстафеты «В здоровом теле – здоровый дух», «Веселые старты» (1-4 классы), «Олимпийские игры», военно-патриотическая игра «Зарничка» и др.

10. Проведение дней здоровья в школе под девизом: «Лет до ста расти нам без старости!».

Показатели эффективности работы спортивного клуба:

- ОУ ежегодный победитель или призер городской Спартакиады школьников;

- рост показателей спортивных достижений учащихся на соревнованиях всех уровней;

- увеличение занятости учащихся в спортивных секциях ОУ а последний 4 года.

- Модуль «Волонтерство» ДО «ДОБРОТВОРЕЦ»- С 2019 года в школе действует волонтерская организация «ДоброТворец». Инициаторами создания организации стали лидеры УС. Работа ведется через сайт «Добровольцыроссии.рф», что позволяет волонтерам наполнять свою книжку волонтера. Основные направления деятельности волонтерского движения формируются в соответствии с целями и задачами, определенными школой и планом работы, утверждаемым ежегодно.

Направление деятельности:

- Модуль «Детские общ. объединения»- модель воспитательной системы «Планета Детства» На время учебного года школа становится маленькой планетой.

Содержание общешкольной игры - путешествия «Планета Детства» объединяется и единым тематическим направлением карты путешествий жителей планеты: сентябрь – Переулок Школьный, октябрь – Переулок Творчества, ноябрь – Проспект Здоровья, декабрь – Переулок Радости и т.д.

Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

•утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;

•организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;

•договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение.

•клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;

•мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него для новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);

•поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях.

В 2017 году была создана первичная ячейка общественно-государственной детско-юношеской организации - Российского Движения Школьников (Личностное развитие, Гражданская активность и Военно- патриотическое направления).

В ОУ реализуется три направления:

Личностное развитие: целенаправленная работа по организации предпрофильного и профильного обучения, а также профориентационной работы:

•встречи с интересными людьми разных профессий;

•театральные студии «Дебют», «Антигрусть»;

•спортивные секции «Футбол», «Баскетбол», «Волейбол» и т.д.;

•экскурсии на предприятия города и ЛО;

•практики («День дублера», летняя социально-значимая деятельность);

•фестиваль по сдаче норм ГТО;

•дни здоровья;

•лингвистический марафон.

Гражданская активность: основным механизмом формирования гражданской активности учащихся в школе является социально-проектная деятельность, инициированная ребенком. Школьникам предлагается участвовать в социальной деятельности – различных видах добровольчества (фестивали, конкурсы, акции и флешмобы, детские проекты, волонтерская организация «ДоброТворец»):

•дни памяти;

участие в мероприятиях по избирательному праву;

•дежурство на Посту № 1, работа в отряде «Милосердие»;

•помощь Липецкой общественной организации инвалидов;

•помощь приюту бездомных животных;

•экологические акции «Чистый город», «Спаси ёжика», «Сдай бумагу-спаси дерево».

Военно-патриотическое направление (военно-патриотические игры, развитие движения «Юнармия» и «Пост №1», Уроки мужества, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и состязания);

•военно-спортивная игра «Зарница», «Вперед, мальчишки!»;

•почетный караул «Пост №1»;

•мероприятия к Дню Победы: Всероссийские акции «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «Колокола памяти».

- Модуль «Предметно-эстетическая среда» - окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта. Это осуществляется через такие формы работы как:

Т.е. при описании модулей Программы воспитания мы проанализировали свой опыт, потенциал и ресурсы. Какие –то модули отсутствовали в Примерной программе воспитания, например «Спортивный клуб», «ШСП», а какие-то мы бы и хотели, чтобы у нас реализовывались, потому как есть запрос и интерес у учащихся, но у нас нет на это ресурсов и кадров, например «Медиа».

Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает на основе Примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.

Постарайтесь систематизировать всю имеющуюся в вашей школе практику воспитания, выделив в ней смысловые блоки, сгруппировав различные формы работы с детьми, упорядочив их относительно цели и задач вашей школы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области