«Из опыта работы по разработке программы воспитания»
Авторы:
Ольга Андреевна Вебер, заместитель директора МАОУ СШ г. Липецка «Лингвист»
Татьяна Дмитриевна Тихонова, директор МАОУ СШ г. Липецка «Лингвист»
Аннотация:
1 сентября вступят в силу поправки в Закон об образовании в части вопросов воспитания обучающихся. Соответствующий законопроект № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся" был внесен в Госдуму Президентом РФ еще в середине мая.
Согласно документу, воспитательная работа станет одной из составных частей образовательных программ. Воспитание обучающихся будет осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Разработкой и утверждением последних займутся сами образовательные организации при участии советов обучающихся и советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников.
Кроме того, будет скорректировано понятие "воспитание".
Также закон содержит статью об общих требованиях к организации воспитания.
Поправки планируется ввести в действие с 1 сентября 2020 года, но при этом предусмотрен переходный период – до 1 сентября 2021 года, в течение которого образовательные программы будут приведены в соответствие с новыми нормами.
С октября 2019 годы мы являемся опытно-экспериментальной площадкой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» по теме «Апробация примерной программы воспитания».
Ключевые слова: программа воспитания, воспитание, модули программы воспитания.
Тематическая рубрика: начальная школа, средняя школа, основная школа.
Модульный подход к разработке программы воспитания.
Из опыта работы школы.
Одним из результатов реализации программы воспитания станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.
Школа, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов.
Исходя из опыта работы нашей школы, реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, с учетом имеющихся кадров и ресурсов. Мы выбрали следующие модули:
-Модуль «Классное руководство и наставничество». В модуле описываем работу классного руководителя с классом, индивидуальную работу с учащимися, работу с предметниками и родителями. Этот модуль мы практически не меняли, потому что в Примерной программе он описан достаточно.
- Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Виды деятельности:
Познавательная деятельность. «Юный лингвист», «Проектная деятельность», «Информатика в играх и задачах».
Художественное творчество. «Дебют», «Антигрусть», «Хореография», «Радуга детства».
Проблемно-ценностное общение. «Азбука общения», «Этика.
Туристско-краеведческая деятельность. «Наши истоки».
Спортивно-оздоровительная деятельность. «Баскетбол», «Волейбол», «Азбука футбола», «Футбол».
Городская акция «Досуг» по привлечению учащихся в кружки и секции.
Участие в муниципальном проекте «Доп. образование: доступное, привлекательное, эффективное».
- Модуль «Школьный урок». К Примерной программе мы добавили:
Общешкольную научно-практическую конференцию. Работа ведется по секциям, в каждой секции выбираются лучшие проекты, которые участвуют в городском конкурсе «Шаг в будущее», «Путь к успеху». Победители награждаются на ежегодном празднике «Школьный звездопад».
Участие в муниципальном проекте «Одарённые дети: поиск, поддержка, сопровождение».
- Модуль «Самоуправление». Структура самоуправления трёхуровневая: ученическое самоуправление в классных коллективах, школьное ученическое самоуправление – Совет Лидеров, Городской совет лидеров.
Через деятельность Совета лидеров, объединяющего лидеров классов, происходит распространение значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов, работа постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, акций, флешмобов и т.п.). Лидеры школы проводят ряд мероприятий, например «День Дублера», «Веселые старты», «День здоровья».
Рабочие комитеты Совета лидеров планируют и организовывают деятельность учащихся по конкретным направлениям, оценивают результаты соревнований учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности. Отвечает за организацию и проведение:
•«Учеба» - тематических мероприятий по предметам, проверку наличия и состояния дневников и учебников, сбор информации об учебном процессе;
•«Совет дела» – воспитательных мероприятий школы, досуга (тематические дискотеки, концерты, праздники фестивали, посещение выставок, театров, музеев и др.),
- участие в городских акциях, проектах;
- привлечение учащихся к участию в соревнованиях по различным видам спорта, ПДД и т.п.;
- сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы;
- поздравление победителей;
•«Порядок и дисциплина» – дежурства по школе;
-ознакомление обучающихся школы с правилами безопасного поведения; - осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка; правил поведения обучающихся;
- организация трудовых дел (уборка, субботники, ремонтные дела, благоустройство территории школы); охраны порядка на школьных вечерах.
•«Пресс-центр» – подготовку художественного и музыкального оформления, реквизитов для проведения различных мероприятий;
- подготовку и выпуск объявлений, молний, мини-газет, обновление тематических блок-постов, выпуск школьной газеты;
-сбор информации о жизни школы, работу с корреспондентами классов;
-формирование имиджа школы;
-обмен информацией с другими организациями.
На уровне классов:
В Совете лидеров есть представители от каждого класса. В каждом классе есть свой лидер, представляющий интересы класса в общешкольных делах и призванный координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей. Так же он отвечает за различные направления работы класса для распределения среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
Через работу Совета лидеров каждый ученик оказывается вовлеченным в воспитательные мероприятия школы. Лидеры ОУ и класса выполняют организационную и контролирующую функцию в школе.
- Модуль «Профориентация»- Эта работа осуществляется через:
- Модуль «Работа с родителями»- работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
На индивидуальном уровне:
- Модуль «Школьная служба примирения» – ШСП это служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы, ее можно назвать одной из форм подросткового самоуправления, позволяющей передать подросткам ответственность за собственные отношения и конфликты.
Ребята проходят обучение у профессионального тренера-медиатора. Помимо проведения программ примирения, участники службы организуют шефство над младшими школьниками: проводят игры на переменах, выходят в начальные классы на классные часы. Активно ведут правовую просветительскую деятельность среди учащихся. Организуют мероприятия по здоровому образу жизни.
Старшеклассники узнают о деятельности судьи, посещая судебные заседания, могут показать то, чему они научились на занятиях школьной службы примирения, когда они выступали в роли медиаторов. (Муниципальный проект «Профориентация школьников: увлечение-профессия-успех»).
Эта деятельность сближает ребят и учителей, которые начинают относиться к социальному пространству школы как к объекту своей заботы. Кроме того, участие школьников в разрешении их конфликтов является важным аспектом школьного самоуправления и проявления подростковой инициативы, гражданской ответственности, что чрезвычайно важно в современных условиях
Показатели эффективности деятельности ШСП – совершение преступлений и правонарушений в течении 7 лет -0.
- Модуль «Ключевые общешкольные дела»- школа богата на традиционные мероприятия: яркие и любимые «Олимп. Игры», «Ярмарка», «Папа может…!», «Леди совершенство», «Колокола памяти», «Дни дублера».
В этот же раздел мы включили мероприятия городской воспитательной акции.
- Модуль «СК «ОЛИМПИЯ» - является системообразующим компонентом спортивно-оздоровительной работы ОУ.
Основными направлениями деятельности школьного спортивного клуба являются:
1. Проведение внутришкольных спортивных соревнований (товарищеских встреч между классами, спортивными командами школы);
2. Обеспечение систематического посещения занятий физической культурой и спортом обучающихся 1-11-х классов школы;
3. Организация спортивно-массовой работы с детьми младшего школьного возраста;
4. Проведение конкурсов на лучшую постановку массовой культурно-оздоровительной и спортивной работы среди классов;
5. Выявление лучших спортсменов класса, школы;
6. Награждение грамотами, дипломами, значками лучших спортсменов, команд – победителей в школьных соревнованиях по видам спорта;
7. Поощрение лучших спортсменов и активистов клуба;
8. Пропаганда физической культуры и спорта в школе;
9. Участие обучающихся в школьных этапах спортивных соревнований муниципального/областного уровня для обучающихся городской спартакиаде школьников, в «Кроссе Наций», «Лыжня России», военно-патриотической игре «Вперед, мальчишки!»;в спортивных мероприятиях: эстафеты «В здоровом теле – здоровый дух», «Веселые старты» (1-4 классы), «Олимпийские игры», военно-патриотическая игра «Зарничка» и др.
10. Проведение дней здоровья в школе под девизом: «Лет до ста расти нам без старости!».
Показатели эффективности работы спортивного клуба:
- ОУ ежегодный победитель или призер городской Спартакиады школьников;
- рост показателей спортивных достижений учащихся на соревнованиях всех уровней;
- увеличение занятости учащихся в спортивных секциях ОУ а последний 4 года.
- Модуль «Волонтерство» ДО «ДОБРОТВОРЕЦ»- С 2019 года в школе действует волонтерская организация «ДоброТворец». Инициаторами создания организации стали лидеры УС. Работа ведется через сайт «Добровольцыроссии.рф», что позволяет волонтерам наполнять свою книжку волонтера. Основные направления деятельности волонтерского движения формируются в соответствии с целями и задачами, определенными школой и планом работы, утверждаемым ежегодно.
Направление деятельности:
- Модуль «Детские общ. объединения»- модель воспитательной системы «Планета Детства» На время учебного года школа становится маленькой планетой.
Содержание общешкольной игры - путешествия «Планета Детства» объединяется и единым тематическим направлением карты путешествий жителей планеты: сентябрь – Переулок Школьный, октябрь – Переулок Творчества, ноябрь – Проспект Здоровья, декабрь – Переулок Радости и т.д.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
•утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
•организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
•договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение.
•клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;
•мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него для новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
•поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях.
В 2017 году была создана первичная ячейка общественно-государственной детско-юношеской организации - Российского Движения Школьников (Личностное развитие, Гражданская активность и Военно- патриотическое направления).
В ОУ реализуется три направления:
Личностное развитие: целенаправленная работа по организации предпрофильного и профильного обучения, а также профориентационной работы:
•встречи с интересными людьми разных профессий;
•театральные студии «Дебют», «Антигрусть»;
•спортивные секции «Футбол», «Баскетбол», «Волейбол» и т.д.;
•экскурсии на предприятия города и ЛО;
•практики («День дублера», летняя социально-значимая деятельность);
•фестиваль по сдаче норм ГТО;
•дни здоровья;
•лингвистический марафон.
Гражданская активность: основным механизмом формирования гражданской активности учащихся в школе является социально-проектная деятельность, инициированная ребенком. Школьникам предлагается участвовать в социальной деятельности – различных видах добровольчества (фестивали, конкурсы, акции и флешмобы, детские проекты, волонтерская организация «ДоброТворец»):
•дни памяти;
участие в мероприятиях по избирательному праву;
•дежурство на Посту № 1, работа в отряде «Милосердие»;
•помощь Липецкой общественной организации инвалидов;
•помощь приюту бездомных животных;
•экологические акции «Чистый город», «Спаси ёжика», «Сдай бумагу-спаси дерево».
Военно-патриотическое направление (военно-патриотические игры, развитие движения «Юнармия» и «Пост №1», Уроки мужества, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и состязания);
•военно-спортивная игра «Зарница», «Вперед, мальчишки!»;
•почетный караул «Пост №1»;
•мероприятия к Дню Победы: Всероссийские акции «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «Колокола памяти».
- Модуль «Предметно-эстетическая среда» - окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта. Это осуществляется через такие формы работы как:
Т.е. при описании модулей Программы воспитания мы проанализировали свой опыт, потенциал и ресурсы. Какие –то модули отсутствовали в Примерной программе воспитания, например «Спортивный клуб», «ШСП», а какие-то мы бы и хотели, чтобы у нас реализовывались, потому как есть запрос и интерес у учащихся, но у нас нет на это ресурсов и кадров, например «Медиа».
Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает на основе Примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.
Постарайтесь систематизировать всю имеющуюся в вашей школе практику воспитания, выделив в ней смысловые блоки, сгруппировав различные формы работы с детьми, упорядочив их относительно цели и задач вашей школы.