Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Народная культура и традиции"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект "Народная культура и традиции".

Тип проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность: долгосрочный

Возраст детей: старшая группа.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность:

Культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, традиции, обычаи должен каждый человек.

Развитие интереса к национальной культуре, быту, фольклору, декоративно-прикладному искусству особенно важно в наши дни, когда материальные ценности доминируют над духовными, а компьютеризация все глубже и шире внедряется в жизнь ребенка.

Приобщение ребенка к культуре, народным традициям с ранних лет жизни помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, любви к Родине, ее истории.

Нами был проведен опрос среди детей и родителей группы о культуре и традициях русского народа. На основании опроса было выявлено, что опрашиваемые недостаточно знакомы с данной темой. Это послужило мотивом выбора темы проекта «Народная культура и традиции».

Проблема: недостаточные знания у детей о культурных традициях своего народа.

Цель проекта: создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, потенциал русских народных произведений, художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества

Задачи проекта:

Ожидаемые результаты:

1.Воспитание у детей патриотических чувств к своей родине, любви и уважения к народной культуре и традициям.

2.Формирование у детей интереса к предметам старины.

3.Появления интереса к русской культуре, к России, к ее национальным традициям.

Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный( информационно – исследовательский).

1этап. Разработка проекта:

знаний о народной культуре и традициях .Поставить определенные задачи

2 этап. Практический:

Мотивация выбора темы.

Создать развивающую среду в группе: сбор демонстрационного материала ( библиотека с русскими народными сказками, костюмы, народные игрушки, узоры  для рисования, предметы старины, вышивки и т.д., раскраски, Д/игры, картотека устного народного творчества);

Центр науки

Художественная деятельность

Центр игры

Центр музыки

Социально-коммуникативное развитие

Работа с родителями:

Папки –передвижки:

«Как приобщить детей к русской культуре»

«Русский народный промысел»

«Как люди на Руси жили»

Буклет:

«Традиции русского народа»

Работа с детьми в свободное время

Чтение художественной литературы

Русский фольклор: ««Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».

Русские народные сказки: «Теремок», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Крупяничка», «Жихарка», «Баба Яга», «Лиса и журавль», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

Самостоятельное художественное творчество

Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.

Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы», «Русские народные узоры»

Физическое развитие

Русские народные подвижные игры и игры-забавы:

«Гуси-лебеди», «Баба-Яга», «Карусель», «Каравай», «Плетень», «Ваня- Ваня простота», «Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Краски».

Развивающая среда

Сюжетно-ролевые игры:

«К нам гости пришли», «Ярмарка».

Дидактические игры:

«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Покрути, покрути и потешку расскажи», «Составь картинку», «Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»

Театрализованные игры:

Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек (драматизация русских народных сказок)

Альбомы

«Народная игрушка»,

«Дымковская игрушка»,

«Городецкая игрушка»,

«Деревянная игрушка».

Раскраски

«Городецкие узоры», «Гжель», «Хохлома», «Мезенская роспись»

Взаимодействие с семьей

Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов.

Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».

Приобщение детей к семейным традициям.

Работа с родителями:

Папка передвижка: «Народное ремесло», «История возникновения дымковской игрушки», «Русская народная культура, как средство патриотического воспитания дошкольного возраста», «Приобщение к истории, традициям и культуре России».

Конспект НОД (Формирование целостной картины мира)

Тема: «Народная культура и традиции»

Цель: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Задачи:

- расширение знаний о культуре и традициях русского народа;

- закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;

- знакомство с лекарственными растениями;

- развитие логического мышления;

- умение участвовать в русских народных подвижных играх;

- обеспечение двигательной активности в ходе проведения народных игр;

- воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям;

- развитие устной речи.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными мелодиями, с пением птиц; картинки с лекарственными растениями; шапочка козы, корона, атласная лента для игры.

Ход НОД:

(Звучит русская народная мелодия).

Воспитатель: Я приглашаю вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки.

Вот первая загадка:

Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,

Называется она…

Ответ детей - Жмурки!
Воспитатель:

Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день…

Ответ детей - Прятки!
Воспитатель:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят…

Ответ детей - Горелки!

Воспитатель: Хорошо, вот мы с вами и вспомнили народные игры. К нам в гости сегодня пришла красавица Забава. Она хотела бы поиграть сегодня с нами.

Забава: Нашей встрече быть угодно,

Отложите все дела,

Вас «Околица» сегодня

На свиданье позвала!

Мы найдем для игр место,

Их не спрячем про запас,

Никому не будет скучно

За «Околицей» у нас!

Воспитатель: Спасибо, Забава, что пришла повеселиться с нами! А сейчас давайте встанем, возьмемся за руки и отправимся за двор, за околицу поиграть. Идем.

Включается музыка.

(идем змейкой, заводим круг).

Забава: Вот мы и на месте. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Заря-заряница». Играющие стоят в кругу, руки опущены. Ведущий - ходит за кругом с лентой и произносит закличку:

«Заря-Заряница!

Солнце во сестрица.

По небу ходило,

В очи обронило,

В очи золотые

Ленты голубые.»

С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из вас. Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему:

И на слова:

«Раз – два – не воронь,

Беги как огонь!»

Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место.Кто не успел, тот становится водящим - зарей. Понятно? Давайте поиграем.

(Звучит музыка к игре).

Игра повторяется 3 раза.

Забава: Молодцы, присаживайтесь. Представьте, что вы на лесной опушке.

(Звучит пение птиц, на фоне музыки читаем стихотворение).

Забава: В старые времена русский народ с любовью и трепетом относился к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой.

Воспитатель: Лес в жизни русского народа всегда играл огромную роль. С давних времен русские люди использовали лес для различных нужд. В лесу люди находили полезные травы, которыми лечились.

Забава:

Много трав растут полезных
На земле русской родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

Воспитатель: Предки наши хорошо знали лекарственные растения, а вы их знаете? Сейчас мы поиграем в игру «Зеленая аптека». Слушайте загадку, а отгадку вы найдите на картинке.

(на столе разложены картинки с изображением лекарственных растений). 

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдешь –

На себе их все найдешь.

Ответы детей - Лопух

Ароматные листья.

Поскорей собирай

И заваривай чай!

Ответы детей - Мята.

Ответы детей - Крапива

Забава:

Хорошо, знаете лекарственные растения. Самая лучшая аптека – это природа!

В зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…

Воспитатель:

Что-то мы засиделись. Давайте поиграем еще в одну русскую народную игру: «Шла коза по лесу».

Забава: Дорогие дети, выходите, большой круг заводите.

В центре круга - коза. (ведущий в шапочке козы). У козы в руках корона. На кого надену корону, тот будет принцессой и выходит в центр круга танцевать со мной. Под музыку, начинаем игру, ходим по кругу, взявшись за руки и выполняют движения, согласно тексту.

(Звучит музыка к игре).

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу- идут по кругу, взявшись за руки;

Прошла коза по лесу, по лесу, по лесу – останавливаются лицом в круг;

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу – коза выбирает себе принцессу, одевает ей на голову корону и выводит в середину круга;

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – все участники игры прыгают;

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – все выполняют движение, согласно тексту;

Давай коза покружимся, покружимся, покружимся – все кружатся;

И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся – поворачиваются к друг другу лицом и обнимаются.

(Игра повторяется 2-3 раза.)

Воспитатель: Какие наши дети молодцы, славно поиграли. Присаживайтесь.

Забава: Русский народ лечился травами, и сложил немало пословиц и поговорок о здоровье. А знаете ли вы, дорогие гости, пословицы и поговорки о здоровье?

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:

В здоровом теле …

Ответы детей - здоровый дух.

Забава: Ешь чеснок и лук –

Ответы детей - не возьмет недуг.

Воспитатель: Если хочешь быть здоров …

Ответы детей - закаляйся.

Забава: Чистота - залог …

Ответы детей - здоровья.

Воспитатель: В путь дорогу собирайся за - здоровьем ...

Ответы детей - отправляйся.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И пословицы, и поговорки знаете. И с русскими народными играми познакомились благодаря Забаве. Пора возвращаться в детский сад. Мы делились тем, что знали и старались Вас развлечь.

Забава: Не прощаемся мы с вами, говорим: «До новых встреч!».

Конспект НОД

Тема: « Русский сарафан»

Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Задачи:

-познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;

-вызвать интерес к жизни наших предков;

-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

Предварительная работа: знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», поговорок, пословиц . Знакомство с элементами русского народного костюма, русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки».

Ход НОД:

Воспитатель: Русский народ талантлив во всем: и в работе, и в отдыхе.
Русский фольклор удивляет нас до сих пор пословицами, поговорками, потешками. Давайте вспомним, какие из них вы знаете?

Ответы детей: «Терпение и труд все перетрут», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».


Воспитатель: Молодцы ребята! А еще народ говорил: «Какова пряха, такова и рубаха». Вот сегодня, мы с вами и рассмотрим, каков был русский костюм . А потом нарисуем его.

(Показать детям русский народный костюм или куклу в таком наряде). 

А ведь сколько труда вкладывали люди, чтобы создать такую красоту. Этот костюм одевали русские женщины. Костюму много лет, а он выглядит, как новенький. А знаете почему?

Ответы детей.


Воспитатель: Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня.
Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана.
Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма? 
Ответы детей: Белого, красного (много).

Воспитатель: Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, кто придумал узор для неё?

Ответы детей: Девушки, женщины.

Воспитатель: Для чего она нужна (вышивка)?

Ответы детей: Для красоты.

Воспитатель: Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами. Ребята, а как вы думаете, что вышивали на сарафане?
Ответы детей: Цветы, солнце.

Воспитатель: Ребята в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти.
Давайте вспомним, что такое ярмарка?

Ответы детей: Это праздничные рынки, базары. На ярмарке можно было что то купить, продать , повеселиться, поводить хороводы , поиграть в игры.

Воспитатель: Вы хотите поиграть как на ярмарке?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Давайте поиграем в русскую народную игру «Карусель».
В центре стоит воспитатель. В поднятых руках он держит несколько лент. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки. Воспитатель начинает игру:

«Ели-ели, закружились карусели,(Дети идут шагом).А потом, потом, потом, все бегом, бегом,(дети побежали).Тише, тише, не спешите карусель остановите. (дети останавливаются, идут шагом).


Воспитатель: Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать, что мы с вами очень мудрые, добрые, трудолюбивые. «Если дружба велика – будет Родина крепка»

Конспект НОД по декоративной лепке «Дымковская барышня»

Цель:

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть ее красоту и самобытность, закрепить знания о промысле.

Задачи:

Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры, сглаживать поверхность для последующей росписи. Передавать характерные признаки дымковской игрушки (кокошники, оборки и прочее).

Воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров; воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.

Предварительная работа.

Беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; организация выставок детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.

Ход занятия.

Звучит ярмарочная музыка, дети входят в группу. Воспитатель побуждает детей отметить характер музыки (задорная, веселая, звонкая и т.д.) и отмечает, что именно под такую музыку собирался в старину народ на ярмарочные гуляния в Дымковской слободе.

А самый главный товар – дымковская игрушка.

1 ребенок.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей!

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы!

2 ребенок.

В любой порядочной избушке

Есть место дымковской игрушке.

Какие чудные зверушки –

Лошадки, курочки, индюшки.

У барыне на коромысле

Ведерки синие повисли.

А у другой румяной пышки

Под боком милые детишки.

3 ребенок.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны,как березки.

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой , казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Просмотр иллюстраций «Дымковские игрушки».

Воспитатель предлагает вылепить дымковскую барышню, объясняет последовательность лепки.

1.Лепка юбки –колокола.

Раскатываем из куска пластилина шар, вдавливаем указательным пальцем внутрь шара, формируем колокол.

2.Лепка торса.

Скатываем небольшой кусок глины в овал и прилепляем к узкой части купола. Тщательно примазываем.

3.Лепка и прикрепление головы.

Для головы надо взять кусок глины меньше, чем для туловища. Раскатываем шар и примазываем к туловищу.

4.Приступаем к рукам.

Раскатываем палочку и делим ее пополам. Примазываем тщательно к туловищу.

5.Украшение игрушки –витые букли, шляпа или кокошник, воротник, оборки.

6.Места соединения заглаживаем.

Воспитатель предлагает еще раз посмотреть на технологическую карту по лепке. Но прежде чем приступить к работе – надо согреть руки.

Физминутка.

Разотру ладошки сильно.

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Вот мы и готовы работать.

Во время работы воспитатель уточняет последовательность лепки, способствует, советует, как сделать фигурку устойчивой, передать характерные детали одежды.

По окончании работы расставляются барышни в хоровод.

Девица в венце,

Румянец на лице,

Собой хороша

Стоит не дыша. Э.Котляр.

Игра «Передай другому».

Дети встают в круг и за спиной под музыку передают друг другу игрушку. У кого игрушка окажется в руках после окончания музыки, должен ответить на вопрос.

1.Какую игрушку мы сегодня лепили?

2.На какой реке находится слобода Дымково. (Вятка)

3.С чем можно сравнить цвета дымковской игрушки? (c радугой)

4.Материал, из которого изготавливают игрушки. (глина)

5.Перечислите главные элементы геометрического узора, которыми расписаны игрушки. (кружочки, полоски, точки, волнистые линии)

Воспитатель. Молодцы ,ребята, все хорошо справились с заданием.

Конспект НОД «Бабушкин сундук. Народное творчество».

Цель: формирование у детей мотивации к познанию окружающего мира, природы и истории своего края и своей малой родины, на основе личностно-ориентированного подхода.

Оборудование: сундук, семейный альбом, кукла тряпичная, дымковская игрушка (лошадка), филимоновская свистулька, книга: «Русские народные сказки».

Ход занятия:.

-Ребята прежде чем начать занятие, отгадайте загадку:

Есть у бабушки-старушки 
Очень маленький секрет: 
Всё в него упрямо прячет, 
Чтоб не смог добраться внук. 
Есть у бабушки на даче 
Ветхий старенький…  (Сундук)

Что же можно хранить в этом красивом, расписном сундуке?

Как, вы думаете? (ответы детей) Да, может храниться и одежда, а могут там храниться и предметы быта, для одного человека или для всей семьи.

И сегодня мы узнаем, что же хранится в нашем сундучке.

Все секреты мудрости собраны в этот сундучок. Бабушкин сундучок-это кладезь мудрости и знаний.

- первый предмет: семейный альбом.

Бабушкин сундук являлся предметом многофункциональным, в нем хранились – одежда, посуда, украшения, рукоделие, книги, куклы, картины. Вот в сундуке есть ещё одна замечательная вещь, которая может очень много рассказать о своём владельце. Так и хочется вспомнить стихи, написанные Анжеликой  Анисимовой:

«В заветный бабушкин сундук                         

Ты загляни, любимый внук:

Любая вещь из сундука -  Истории семьи строка».(фото альбом)

А что такое фотоальбом?

Фотоальбом это застывшая история любой семьи. Здесь мы можем проследить этапы жизни человека и его рода.

- второй предмет: По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины. (ответы детей)

Какие эти игрушки?  (нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные и др.)

Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.

Воспитатель: Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

-третий предмет: дымковская лошадка:Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.Это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет.

- четвертый предмет: ленточка с колечком.Славно мы с вами потрудились.. Я думаю нам нужно отдохнуть. Согласны, ребята? Но сначала, давайте откроем сундучок и вытащим ленточку. Ой, да какая длинная. Это не простая ленточка, а игровая. Русский народ кроме пословиц. Загадок создал игры. После трудового дня или в праздники народ любил петь, танцевать, играть. И мы сейчас поиграем в игру колечко с лентой. Нам необходимо стать в круг. Теперь все обеими руками беремся за ленточку. Ребята, смотрите, на ленте колечко. Мы будем его быстро передвигать руками, пока ведущий с закрытыми глазами читает считалку. Как только ведущий идет искать колечко, тот, у кого на данный момент колечко крепко держит его в руке. А водящий должен с трех раз угадать у кого кольцо.Когда водящий угадывает и называет имя кого-либо, то ребенок должен обе руки снять с ленты. Если водящий угадал ребенка, то он ведущий.

Считалка:

Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Я иду кольцо искать!

(Игра заканчивается. Дети обмениваются впечатлениями.)

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Давайте проверим наши знания о России.

Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

Наша страна называется… Россия.

Граждане России называются… россияне.

Столица России – город… Москва.

Кто президент в России… Путин.

Кто выбирал президента… российский народ.

Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

Еще в нашем сундуке можно встретить много различный вещей: (показ: книга со сказками, куклы- обереги, флаг города Светлограда). Но о них мы будет говорить на следующих занятиях.

Беседа:«Русская матрешка»

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

Задачи:

- обобщить и закрепить у детей знания об истории возникновения русской деревянной куклы;

- обучить детей изготовлению игрушки – матрешки, активно и творчески используя в работе способы и приемы изображения традиционного костюма;

- воспитывать у детей эстетический и художественный вкусы.

-коррекция мелкой моторики.

Оборудование:

- демонстрационный материал: игрушка матрешка; иллюстрации с изображением разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской) и Воронежской,

- раздаточный материал: макет матрешки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла? (Коробочку)

Как вы думаете что в ней может находиться?

Для того, что бы узнать, что находится в коробочке, я загадаю вам загадку:

Алый елковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока .

А внутрии секреты есть: может 3, а может 6

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на 2 половинки.

В ней живет еще одна кукла в серединке

Разрумянилась немножко наша русская …. Матрешка.

Воспитатель: Матрешка - удивительная игрушка! (Показ матрешки).

Ребята, как вы думаете, почему деревянную куклу назвали "матрешкой”? (Ответы детей). Одни историки утверждают, что имя это произошло от распространенного на Руси женского имени Маша; другие – что это название ведет начало от другого женского имени Матрена. 


Из чего делают матрешек? (Ответы детей). Делают матрешек из деревьев лиственницы, липы, березы, срубленных весной. Древесину выдерживают в течение двух-трех лет, затем на станках вытачивает матрешек.

А для чего в матрешке много кукол?

Посмотрите как украшена матрешка? Во что одета? (в платок, в сарафан)

Почему художник изображал матрешку именно в таком одеянии?

Оказывается, что матрешку разные мастера расписывали по-разному. Давайте посмотрим на картинки с изображением матрешки.

Воспитатель: В матрешке отображается образ русской женщины. (Показ иллюстрации). Она одета в национальный русский костюм: рубаху – очень длинную кофту, латок, длинный сарафан, поэтому у матрешки ног не видно, иногда на сарафан одевали фартук. В разных местностях были свои особенности костюма, отсюда и разные названия матрешек. Наиболее распространенные Сергиево-Посадская, Полхов-Майданская, Семеновская матрешки. Сейчас разные матрешки расскажут о себе.

Сергеево-посадская

В городе Сергиеве Посаде Московской области есть центр по изготовлению матрешек, отсюда и название матрешки - Сергиево-Посадская, или Загорская по названию близлежащего села Загорск. Матрешки из Сергиева Посада имеют приземистую форму, “верх” плавно переходит в утолщающую нижнюю часть. Эти матрешки всегда в сарафанах, рубахи – с вышивкой. Платки матрешек украшает роспись. Фартук рисуют не всегда. Расписывают матрешек яркими гуашевыми красками, покрывают лаком. Часто в руках у матрешки какой-либо предмет - корзинка, хлеб-соль, букет цветов, самовар и прочее.

Семеновская матрешка 

Город Семенов Нижегородской области, как и Сергиев Посад, считается одним из основных центров по росписи матрешек. Матрешки из Семенова имеют большую стройность, “верх” резко переходит в утолщенный “низ”. При росписи матрешек мастера используют три цвета – красный, желтый и синий. Основой композиции в росписи семеновской матрешки считается фартук, на котором изображен пышный букет цветов, который несколько ассиметричен, смещен вправо. Расписывают семеновских матрешек анилиновыми красками, затем лакируют. Семеновская матрешка отличается своей вместительностью – в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, высота которой была 1 метр, а диаметр 0, 5 метра.

Полхов-Майданская матрешка

Форма Полхов-Майданской матрешки более вытянутая. У этих матрешек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле. На голове полушалок с цветами. При росписи матрешек чаще используют малиново-красный, зеленый, черный цвета.

Воспитатель: В настоящее время все большее распространение получает авторская матрешка, когда художниками одновременно комбинируются в одной матрешке элементы разных видов матрешек. Используются декоративные мотивы росписи: палеха, хохломы и т. д.

Ребята, а вы хотите создать свою мастерскую по изготовлению матрешки?

V. Физкульминутка

Это мы посмотрели традиционные матрешки, но есть матрешки авторские.

Итог.

Матрешка родилась в Японии, но все же мы ее считаем родной.

Матрешка – это символ русского народного искусства, символ материнства и продолжения рода.

Матрешка – это образ русской красавицы.

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде.

Матрешку всегда любили дети. Они помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера.

Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.

Традиционные центры по изготовлению матрешек – Сергиев Посад(Загорск)(Московская область), с.Полховский Майдан Нижегородской области, г. Семеново Нижегородской области.

Фантазиям современных художников нет границ!

Беседа  «Народные промыслы России».

Цель: познакомить детей с народными промыслами России

Задачи: 

Оборудование: наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки», иллюстрации), игрушки – богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель; елецкие кружева.        

Ход   беседы:

- Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.

   Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью.  Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

Хохлома

 У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

   Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.

   Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

   Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)

- Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

- Какие узоры использовали художники? (ягоды, листья, цветы, завитки)

- А какое настроение вызывает эта посуда? (ответы детей)

    Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:

Как волшебница жар – птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая хохлома.

И богата и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной хохломы.

Сине-голубое чудо Гжели.

- А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400  лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:

    «Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

    В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Рассматривание иллюстраций).

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель»!

Елецкие кружева.

     В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показ кружев)

Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Рассматривание иллюстраций)

Игрушки.

    С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.

(Показ иллюстрации игрушки «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.

    А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……… (Матрешка)

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

    Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках. (Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.

- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.

Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)

Делу – время, … (потехе – час)

Терпенье и труд… (все перетрут)

Сделал дело – … (гуляй смело)

Семь раз отмерь – … (один отрежь)

- Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России? (Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)

     Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.

      Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.

Рисование на тему: «Городецкие узоры»

Программное содержание: 

Актуализировать знание детей о Городецкой росписи, ее цветовой гамме, способах выполнения элементов «ромашка», «розан», «бутон». Мотивировать к выполнению сложного узора по этапам: завиток (круги, листья), теневка (прорисовка лепестков цветов, бутонов), оживка (белые дуги, точки).

Совершенствовать технические навыки рисования узоров.

Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать уважение к народному искусству.

Материалы: ноутбук, презентация «Городецкая роспись», кисти № 1, 3, 5, гуашь, альбомные листы,салфетки, вода.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изделиями городецкой росписи, схем составления узоров, беседы о городецком промысле.

ХОД  НОД

Показ презентации «Городецкая роспись»

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, какой материал использовали городецкие мастера для своих изделий?

Дети: Дерево.

Воспитатель: Чем знаменита городецкая (цветочная) роспись?

Дети: Она украшена красивыми узорами из цветов и листьев.

Незнайка: А какими же цветами, элементами их расписывают?

Дети: Розанами, ромашками, купавками, листья, завитки, круги.

Воспитатель: А какую цветовую гамму использовали мастера при росписи своих изделий?

Дети: Они пользовались разными красками: красной, розовой, голубой, белой, зелёной, чёрной.

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно!

Приступаем к работе.

Но сначала нам необходимо вспомнить элементы росписи, последовательность выполнения узоров, расположения цветов в композициях.

Элементы росписи – розан, ромашка, купавка, листья, завиток, капелька. Композиция строиться так:  выделяется центр и симметрично друг другу располагаются главные элементы.

Воспитатель: Ребята, вы же помните , что оживление рисунка является важной частью Городецкой росписи. Какие элементы мы используем для оживки и какую краску будем использовать?

Дети: Белую и чёрную краску, элементы: точки, дуги, капельки, завитки.

Воспитатель: Теперь сделаем гимнастику для пальчиков.

Физминутка «РАЗМИНКА С КИСТОЧКОЙ»

Держим кисточку вот так

Это трудно, не пустяк.

Влево – вправо, вверх и вниз

 Побежала наша кисть.

А потом, потом, потом

Кисточка бежит кругом.

Вы устали отмахнём,

Рисовать опять начнём.

Мы рисуем раз, раз.

Всё получится у нас.

Дети самостоятельно рисуют узоры.

В конце занятия организуется выставка рисунков.

Аппликация «Украшение кокошника»

Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

 -развитие художественного вкуса, творческих способностей.

 -воспитание интереса к русской народной культуре.

-знакомство с русским национальным головным убором – кокошником

-обогащать и активизировать словарь детей (кокошник, кокошница).

-развитие эмоциональной отзывчивости, целенаправленности собственных действий.

Материал: иллюстрации на тему «Русский национальный головной убор – кокошник», кукла в русском национальном костюме, кисти, клей, цветная бумага, бумажные салфетки, шаблоны кокошников.

Ход занятия

Воспитатель (В): Закройте глаза и посчитайте до трех

Дети закрывают глаза и считают до трех

В. Открывайте глаза. Мы с вами чудесным образом оказались в одной из мастерских в городе мастеров на все руки. А вот и хозяйка этой мастерской.

В.(говорит от имени куклы)

Здравствуйте, детишки:

Девчонки и мальчишки

Спасибо, что мимо не прошли

Ко мне в гости зашли

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь!

В. Какая интересная девочка. И одета чудно. А что за наряд на девочке.

Дети. Девочка одета в русский народный костюм.

В. Спросим, как ее зовут.

Кто – то из детей спрашивает куклу

В. (от имени куклы) Зовут меня Алена. Друзья зовут Аленка.

В. Ребята, вам не показалось, что голос у Алены грустный?

Ответы детей

В. Что случилось у тебя?

В. (от имени куклы) Я расскажу вам одну историю, и вы поймете, почему я расстроена. В нашем городе мастеров живет волшебница Вероника. Когда – то она была веселой, доброй. Но однажды она заболела какой – то странной болезнью – перестала видеть красоту. Все вокруг кажется ей некрасивым. Она начала совершать недобрые дела. Вот недавно зашла в мою мастерскую и сдула с украшенных мною кокошников все украшения.

В. Действительно, все кокошники без украшений. Не расстраивайся, Аленка, мы что – нибудь придумаем. Ребята, как мы можем помочь Аленке?

Дети говорят о том, что могут помочь Аленке украсить кокошники.

В. Для начала, мы выясним, что такое кокошник и как его нужно украшать. Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Кокошники изготавливали на твердой основе, затем обшивали дорогой тканью. После этого, украшали узорами из жемчуга, бисера, цветных камней и стекол. Также кокошники украшали драгоценными камнями (показ слайдов, с изображениями по- разному украшенных кокошников). Этот головной убор изготавливался мастерицами – «кокошницами». Поверх кокошников часто носили шелковые и шерстяные платки (показ слайдов). Кокошники предназначались для праздников, все невесты на свадьбах надевали их.

А на праздниках народ веселился от души. Пели, играли в игры. Предлагаю и вам поиграть в русскую народную игру «Палочка – стукалочка».

Дети выбирают водящего, он становится в круг, в руке палочка, глаза завязаны. Со словами:
- Раз, два, три, четыре, пять — 
Будет палочка стучать.
А как скажет:
- Скок, скок, - 
Отгадай, чей голосок?
- кружится в кругу, указывая на детей. На слова: «Скок, скок» останавливается, и тот, на кого указывает палочка, берется за другой ее конец и произносить имя водящего. Водящий должен узнать, кто его позвал. Правильно отгаданный, становится водящим.

В. Итак, ребята за работу.

Дети рассаживаются за рабочие столы.

Подготовим пальцы к работе, поиграем в пальчиковую игру «Аленка – маленка».

Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок.

Воды наносила, Сарафан дошила, Носок довязала, Ягод насбирала, Песню допела, Везде поспела,

Загибают пальчики по одному, начиная с больших.

В охотку ей дело.

Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок.

Беседа : «Русские народные музыкальные инструменты»

Цель

- познакомить детей с русскими народными инструментами

Задачи

- расширение кругозора;

- формирование устойчивого интереса к русскому народному творчеству, музыке русского народа;

- формирование творческого мышления.

Оборудование: иллюстрации «Народные инструменты»; запись «Светит месяц»; игрушечные народные музыкальные инструменты: балалайка, ложки, бубен, барабан, треугольник, баян.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

- Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент?

Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. Сначала человек испугался – звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился с необычным деревом. Хорошо быть хозяином необычного инструмента, который звучит по твоему желанию! Человек ударял по нему, то ускоряя, то замедляя темп.

Мелодию на нем, конечно, не сыграешь, зато можно подать сигнал. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал инструмент поменьше, чтобы брать с собой. Взял кусок древесины и выдолбил его. К тому времени древний музыкант уже понял, что полые предметы, если по ним ударять, издают звук. А однажды, за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Звук походил на птичий свист.

Неужели полую кость и кусок выдолбленной древесины уже можно считать музыкальным инструментами? Оказывается, можно!

Так появилась мелодия, а вместе с мелодией - музыкальные инструменты.

И хотя с тех пор прошло уже много-много лет, все известные  в наше время инструменты делятся на три группы: струнные, духовые и ударные. О них мы сегодня с вами и поговорим.

3. Основная часть

1) Показ иллюстраций с рассказом воспитателя

1) Гусли

А Садко на них играл

И душевно напевал,

Перебрал он много струн,

Вышел из моря Нептун.

- О каком музыкальном инструменте идёт речь?

- Что означает слово «гусли»?

- Стадия развития гуслей (Гусли-псалтырь, ансамблевые разновидности гуслей).

Гусли – инструмент, представляющий собой плоский полый ящик с натянутыми над ним струнами. Верхняя дека гуслей выделывалась обычно из явора (белого клена), отсюда выражение «яворчаты » или «яровчаты».

Музыкальный пример игры на гуслях (Н. Римский – Корсаков «Заиграйте, мои гусельки»).

2) Балалайка

У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё плясать

И по-русски приседать.

- О каком инструменте говорится в загадке?

- Что обозначало в давние времена слово балалайка? Родство со словами балакать, балабонить, балагурить.

Музыкальный пример игры на балалайке. (Вариации на тему русской народной песни «Калинка»)

3) Свирель

А на ней пастух играет

И овечек собирает,

Фью-фью-фью,

Фью-фью-фью,

Идём мы к пастуху.

- О каком музыкальном инструменте идёт речь?

Исследование об истории возникновения инструмента.

Свирель-русский народный инструмент, представляющий чаще всего спаренные деревянные трубки со свистками и боковыми отверстиями (свистковую флейту). Изготавливается из крушины, орешника, клёна или черёмухи.

Звучит музыкальный пример игры на свирели

4) Рожок

Мы собрали хоровод.

Пригласили весь народ,

А пастуший рожок

Дополняет наш кружок

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем – вклеенный мундштук..Музыкальный пример игры на рожке.

5) Жалейка

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поёт, словно жалуется.

Как называется?

- Жалейка. Русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором. С чем связана однородность корня «жалейка» и «жальник»?

6) Бубен

Я весь круглый,
Меня ударишь – я бубенцами звучу,
Меня  положишь- я  молчу!

-Как вы думаете, о каком ударном инструменте упоминается в загадке?
Бубен – ударный инструмент неопределённой высоты звука. Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки.

7) Трещотки

Народный музыкальный инструмент,
С сороками имеет связь его название.
Владеть им может каждый человек,
Имеющий хоть малое призванье!
Трещотки – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек
(до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных  на ремешок.

8)Ложки

Каким ударным инструментом можно  щи хлебать?

Ложки-русские  народные  ударные инструменты, состоящие из  двух обыкновенных ложек. В старину к ложкам подвязывались бубенчики.
В игровой комплект ложек могут входить 2,3или 4 ложки среднего размера и одна большой величины.

2) Закрепление полученных знаний.
Детям раздаются  ударные шумовые инструменты: ложки, трещотки, бубны. Звучат вариации на тему русской народной плясовой песни «Барыня» в исполнении ансамбля русских народных инструментов под управлением
Петра Музыки. Участие ребят в исполнении произведения.

4. Подведение итогов занятия

Драматизация р.н.сказки «Лиса и волк»

Звучит р.н.м. « Ой ты , русская метелица»!

Ведущий.

Однажды зимним утром вышла в лес на охоту рыжая кумушка- лиса

Едет мужик к проруби. Увидела лиса сани и решила посмотреть, зачем это мужик к едет.(прячется за ёлку)

Мужик.(закидывает удочку)

- Ловись рыбка мола и велика!

- Ловись рыбка мола и велика!

( достаёт из проруби рыбу и кладёт на санки)

Лиса подглядывает из-за ёлки.

Ведущий.

И задумала лиса перехитрить мужика.

Притворилась мёртвой.

Мужик.

Вот славная находка. Будет моей старухе воротник на шубу. ( перекладывает лису на санки)

Но-но, пошла!

Ведущий.

Осмелела лиса. Будет у неё вкусный обед.( выкидывает рыбу )

Сидит ест.

Ведущий.

Идёт по лесу голодный волк и видит лису.

Волк.

-хлеб да соль!

Лиса.

Я ем свой, а ты подальше стой!

Волк.

Отдай рыбку!

Лиса.

А ты налови сам и ешь!

Волк.

А я не умею.

Лиса.

А я тебя научу. Пойдём к проруби.

(обходят ёлку подходят к проруби)

Лиса.

Сиди и приговаривай, ловись рыбка мола и велика.

(волк садится, хвост опускает в прорубь)

Волк повторяет .- Ловись рыбка мола и велика!

Ведущий.

Крепчал, крепчал мороз ,а волк всё ждал , когда наловится рыбка.

А в это время народ – то к новому году готовится, хороводы водят да в игры играют. (прорубь убирают, волк встаёт в хоровод)

Ребёнок.

Эй, весёлый наш народ,

Становись – ка, в хоровод!

Пора себя нам показать,

Пора веселье начинать!

Будем петь и танцевать,

А потом будем играть!

Дети исполняют хоровод « Ой ты , зимушка – сударушка». р.н.п.

Ведущий.Сидел волк целую ночь у проруби. Хвост у него и приморозило. Под утро хотел подняться — не тут-то было.
Он и думает:
— « Сколько рыбы привалило — и не вытащить!»
ведущий.

В это время идёт баба с вёдрами за водой.( под музыку выходит из-за ёлки)
Увидела волка и закричала:
Баба.

— Волк, волк! Бейте его!
ведущий.

Волк — туда-сюда — не может вытащить хвост. Баба бросила вёдра и давай его бить коромыслом. Била, била — волк рвался, рвался, оторвал себе хвост и пустился наутёк. 
«Хорошо же, — думает, — ужо я отплачу тебе, кума!»
А лисичка забралась в избу, где жила эта баба, наелась из квашни теста, голову себе тестом вымазала, выбежала на дорогу, упала и лежит стонет.
Волк ей навстречу:
— Так вот как ты учишь, кума, рыбу ловить! Смотри, меня всего исколотили...
Лиса

— Эх, куманёк! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили, смотри — мозг выступил, насилу плетусь.
волк.

— И то правда, — Где тебе, кума, идти, садись на меня, я тебя довезу.
ведущий.

Села лисица волку на спину. Он её и повёз. Вот лисица едет на волке и потихоньку поёт:
Лиса.

— Битый небитого везёт, битый небитого везёт!
Волк.

— Ты чего, кума, всё говоришь?
Лиса.

— Я, куманёк, твою боль заговариваю.
— Битый небитого везёт, Битый небитого везёт! ( Уходят ).

Ведущий.

Вот так хитрая и умная Лиса проучила глупого Волка. Не всем можно верить.

Беседа на тему: "Праздники на Руси. Масленица"

Цель: знакомить детей с народными праздниками и традициями их празднования.
Задачи:
- воспитывать дружеские отношения;
- прививать детям интерес к традициям своего народа;
- расширять словарный запас детей;
- знакомить детей с образцами художественного творчества.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, отгадывание загадок, заучивание закличек, песенок и игр.

Оборудование: 2 сковороды, бумажные блины, карточки для игры.


Воспитатель: 

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Сегодня мне хочется поговорить с вами об удивительном празднике. Но чтобы понять, что это за праздник, нужно дать отгадку, на мою загадку.


Что за праздник — объеденье!
В этот день печем блины.
Их помажем мы вареньем
До чего ж они вкусны!
Что же это за праздник?

Дети: Масленица.
Воспитатель: А что является главным угощением на масленицу?
Ответы.
Воспитатель: Конечно блины.

Воспитатель:

 Предлагаю почитать стихи о масленице и о блинах.
Дети читают стихи:
Ребенок: Как на масляной неделе,
Из печи блины летели.
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи.


Ребенок: Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти.
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони.


Ребенок: Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!


Ребенок: Широкая масленица,

Мы тобою хвалимся.
На горках катаемся,
Блинами объедаемся!

Воспитатель: Хорошо стихи почитали. А в какое время года мы празднуем – масленицу?
Ответы.
Воспитатель: Правильно весной. Праздник масленицы, как правило, всегда происходит вначале весны, так как мы провожаем зиму и встречаем весну.
С приходом весны, дни становятся длиннее, и мы с вами подольше можем погулять на улице, поиграть. А какие вы игры знаете народные, в которые можно поиграть в масленицу?
Ответы.
Воспитатель: Я вас приглашаю поиграть в игру, выходите все сюда. Нам нужно разделиться на две команды(с равным количеством детей). Я каждой команде выдаю по сковороде, на подносе лежат блины, нужно брать по одному блину, положить их на сковороду, добежать до финиша, выложить блин на свое блюдо и вернуться обратно к своей команде и передать эстафету другому ребенку. Игра продолжается, пока не закончатся блины. Подводим итог, по подсчету блинов. Пока играем, поем песню(я включаю подпевку).

Игра : «Напеки блинов».
(Русская народная песня)
Как на Масляной неделе
Мы блиночков захотели!
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
На поднос она кладёт
И сама на стол несёт.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
«Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы».
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
Воспитатель: Блинов мы с вами напекли, но вот не знаю, хватит ли на всю неделю? Сколько длится по времени масляничная неделя?
Ответы.
Воспитатель: А давайте вспомним все дни недели?
Ответы.
Воспитатель: На масляной недели у каждого дня было свое определенное название. Послушайте стихотворение о названиях дней недели.

ПОНЕДЕЛЬНИК – день для встречи,
В гости все к друзьям идут.
А во ВТОРНИК – песни, пляски.
Заигрышем день зовут.
В СРЕДУ – стол от угощений
Ломится: ешь, пей, казак!
А в ЧЕТВЕРГ – день примирений...
"Тёщин день" – зовётся так.
Мирится свекровь с снохою,
Тёща зятю руку жмёт.
Ну а в ПЯТНИЦУ – гулянье,
Пир на улицах идёт.
Атамана угощенье...
За столы спешит народ.
От блинов горячих жарко,
Медный самовар пыхтит.
Каждый весел без подарка.
Тройка шумная летит.
День СУББОТНИЙ величаво
Посиделками зовут.
Хороводы с песней водят,
В гости без конца идут.
ВОСКРЕСЕНЬЕ – день прощанья,
Проводы седой зимы.
В каждой хате целованья,
Год ждать новой Маслены.
Колокольный звон играет,
Всех к заутрене зовёт.
Молодой и старый знает:
Завтра пост в дома придёт.
Воспитатель: Ребята, а на что похожи наши блины?
Ответы.

Воспитатель: Конечно же на солнышко, они тоже кругленькие, желтенькие и румяненькие. Предлагаю поиграть в игру: Блин (какой?), каждый ребенок должен сказать, например; румяный и т.д.
Ответы: вкусный, сладкий, большой, маленький, солнечный, желтенький, кругленький, горяченький и т. д.
Воспитатель: А вы с какими начинками любите блины?
Ответы.
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже попробуем испечь блины, но для того, чтобы их испечь, что нужно сначала сделать?
Ответы.
Воспитатель: Правильно, нужно замесить тесто. А из чего мы с вами будем месить тесто? Вы заметили, на столе лежат картинки, на них нарисовать предметы, вам нужно выбрать, те картинки, на которых нарисованы нужные нам ингредиенты для теста.

Дети делятся на подгруппы и выбирают нужные картинки.

Воспитатель: Масленица – это праздник с гуляньями, ряженьем, песнями и плясками. Обычно в городах на площадях устраивают большие ярмарки с разнообразными играми и плясками, катанием на лошадях.

Воспитатель: В этом празднике главным героем праздника является чучело, его обычно делают из соломы, сена, старых вещей, размещают на главной площади, вокруг него играют в игры и водят хороводы. В последний день масленицы это чучело поджигали.


Воспитатель: Последний день называется «прощенным воскресеньем», в этот день все просят друг у друга прощения. Вдоволь наедаются блинами.

Воспитатель: А сейчас подошло время прогулки и хочу вам предложить соорудить на прогулке чучело масленицы, но мы его сделаем не из соломы и сена, а из снега, которого осталось совсем немного на улице. Возьмем кое – какую одежду и нарядим его, а потом вокруг него и поиграем. Устроим свои проводы зимы и встретим с вами масленицу.
Вот какую мы масленицу слепили и закличку вокруг нее спели.
В небе Солнышко встает,
В хоровод нас всех зовет!
Веселиться, петь, плясать –
Весну Красную встречать!
В небе Солнышко взошло,
Всех на праздник собрало!
И достоинства полны,
Начинаем есть блины!
Масленица, прощай!
Через год к нам приезжай!
Забрала от нас хворобы,
И лихие непогоды!

Итог
Викторина:
- Без чего не обходится праздник- масленица ?( без блинов)
- Главным героем праздника – является – …?(чучело)
- Сколько длится праздник масленица?(семь дней)
- Как называется последний день масленицы?
- Вам понравилось наше чучело масленицы?
Дома предлагаю нажарить блинов и угостить всех – всех.

Конспект беседы « Как выращивали хлеб наши предки?»

Задачи:

Дорогие ребята!  Сегодня мы поговорим о хлебе. Я уверена, все вы видели хлеб, ели его за завтраком, обедом, полдником и ужином.  А из чего же пекут хлеб?

Правильно – из муки.  А мука из чего получается? Правильно…

И рожь и пшеница – злаковые растения. Злаковые растения имеют стебель в виде полой (пустой внутри) соломинки, которая заканчивается  колосом.

Представьте себе, что мы зашли в булочную. Как вкусно пахнет свежим хлебушком! На полках аккуратно разложены батоны, булки, буханки, пирожки, бублики и слойки. И это всё выпекается из белой пшеничной муки. Пожалуй, нет ничего лучше мягкого пшеничного хлеба!

Как же выглядит пшеница?

У неё плотный полый стебель, который удерживает колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы продолговатые желтовато - золотистого цвета, окружены довольно твёрдой оболочкой, защищающей их от высыхания.

В прежние времена крестьянскую семью, как правило, кормил каравай ржаного хлеба. Пшеничная мука стоила дороже, и поэтому калачами да булками лакомились те, кто был побогаче и познатнее,- князья да бояре.

К ржаному хлебу на Руси испытывали особое уважение. В народе говорили: «Ржаной хлеб кормит плотно и сытно».  И ещё: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь!»

В старину искусные пекари выпекали хлеб, называемым «боярским». В тесто добавляли сливки, сметану, пряности. Каравай получался необыкновенно вкусным и сдобным, но стоил он дорого и был крестьянину не по карману. Поэтому такой хлеб и получил название «боярский».                                  

  Простой ржаной хлеб нередко называли «голодным», потому что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.

У него высокий, плотный и жесткий стебель, на котором после отцветания образуется колос, полный твердых желтовато-золотых зерен.

Ребята, сначала рожь вообще считали сорняком пшеницы. Когда пшеницу сеяли в северных районах, она в неблагоприятных вымерзала, а всходы давали только зерна ржи, смешанные с зернами пшеницы. Люди в тех краях называли рожь словом «чоудар», что значит «растение, терзающее пшеницу». В первые годы на пшеничных полях было немного ржи, но постепенно она вытесняла пшеницу и вместо пшеничного поля появлялось поле ржаное!

Ребята, о каких злаковых растениях мы сейчас беседовали? Кто скажет? (пшеница и рожь).

А теперь загадки:

в поле собираем колоски… (пшеницы)

он не ячмень и не пшеница,

из злака хлеб ржаной хорош,

когда созреет в поле…(рожь)

На соломинке стоит? (колос)

На столе лежу куском. (хлеб)

Физминутка:

- Я вам предлагаю стать маленькими зёрнами

В землю зёрнышко попало – присесть

Прорастать на солнце стало – руки вверх

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал – медленно встать

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся – поворот вокруг себя

Ребята, а вам интересно как в старину наши предки выращивали хлеб?

Тогда слушайте!

Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Недаром в народной пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот и веселится».

Перед тем как начинать весеннюю пахоту, крестьяне, как учили их отцы и деды, наблюдали за окружающей природой.

Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой роще, зазвенели над полями песни жаворонка, заквакали лягушки, зацвела черемуха, значит, пришла пора поле пахать под посев.

«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»,- такую поговорку сложили в русской деревне.

Говорили и так: «Не пиры пировать, когда хлеб засевать».

 Поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадь или быка.

Затем сеяли.

Летом хлеба наливаются зрелостью и поспевают. Колосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотисто-желтыми.

А народная поговорка гласит: «Хлеб в колосу – пора жать полосу».

Когда начинается жатва (уборка хлебов с полей), дорога каждая минута. Перезревшие колосья могут уронить зерна на землю, и урожай будет потерян.

В старину в период жатвы колосья срезали острым серпом под корень. Серп, ребята, это ручное орудие труда в виде изогнутого ножа для срезания хлебных колосьев.

Потом эти колосья связывали в снопы. Снопы это связка сжатых стеблей с колосьями. В качестве веревки использовали ту же солому.

Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. С помощью лошадей снопы свозили на двор.

Дома во дворе делали ровную утрамбованную площадку из глины. Снопы ровным слоем разбрасывались. Далее шел процесс выколачивания зерен из стеблей.

 Бралась палка, на конец которой  крепилась цепь, а на цепь крепилась ещё палка.

Семейство становилось по кругу и колотило по пшенице. Зерно из колосьев выбивалось на землю. Солома убиралась, а зерно со всем мусором сгребали в кучу. При погоде с хорошим ветром брали большие лопаты и подбрасывали вверх зерно с шелухой. Шелуху относил ветер в сторону. А вниз падало тяжелое зерно. Это называется провеять зерно.

Часть зерна шла на семена, корм скоту, часть везли на мельницу – мололи муку. Мельник за помол забирал часть зерен  себе. (за работу)

Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть (истереть). В старину для этого на берегах рек строили мельницы.

 Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку.

 А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы, в них ветер приводил в движение жернова.

Зерно хранилось в сараях в огромном деревянном ящике, углы которого обивались жестью от мышей. Углы они прогрызают быстро, а ровную часть доски с трудом. Этот ящик назывался «амбар».

А в русской печке выпекали душистый, горячий, румяный хлеб.

Вот какой длинный проходил путь хлеб, прежде чем попадал на стол!

Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю деревянными боронами, жали колосья серпами, молотили цепами.

Теперь на помощь земледельцам пришли машины – трактора, распахивающие бескрайние поля, комбайны, убирающие зерно.

А сейчас, кто внимательно слушал, сможет отгадать загадки:

          Спелым колосом красуется (Поле пшеницы).

          Даст нам хлебушек…(Пшеница)

          Нам его подарит…(Рожь)

          С пятки на носок.

          Вот и срезал колосок (Серп)

           руками машет, хлеба просит;

          дашь ей хлеба - назад отдаёт. (Ветряная мельница)

Стих

Хлеб ржаной. Батоны, булки

Не забудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют!

Ни один праздник, ни один обед не проходит без хлеба! Недаром говорят: «Хлеб – всему голова! ». Надо бережно относится к главному и ценному продукту. Хлеб нельзя бросать, надо доедать, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».

Так давайте, ребята, любить и беречь хлеб!

Беседа « Устное народном творчестве на Руси»

Программное содержание:

- дать детям представление о многообразии видов устного народного творчества;

- продолжать знакомить их с различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбельные песенки);

- дать различие между народной и авторской сказками;

- инсценировать потешку «Тень-тень-потетень», используя выразительные средства речи, мимику, жесты;

- развивать словарный запас детей за счёт новых слов;

- прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Ход занятия

Звучит музыка в зал входят дети.

Воспитатель встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок.

- В каких сказках живут эти герои? (в русских народных сказках)

- Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла её внучка Машенька, у неё уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама ещё что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у неё народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да ещё и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки русский народ – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

- Почему сказки называются русские народные? (его сочинил русский народ)

- Народную сказку сочинил народ в течение многих поколений, на нашей выставке есть книги, которые написаны конкретным человеком и они называются авторские, т.е. мы знаем, кто их написал (сказки А.С.Пушкина, К.Чуковского)

- Какие бывают русские народные сказки? (волшебные, о животных, бытовые)

Дети: Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.

Дети: Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.

Дети: Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.

- Ребята, у меня есть разрезные картинки, их нужно собрать и определить, какая это сказка, бытовая, о животных или волшебная (рассуждение детей).

- Но не только сказки народ русский складывал, но и загадки придумывал, поэтому о них также говорят «русские народные».

- А какие загадки знаете вы?

1. Комочек пуха, 2. Дружбу водит он с лисой,

Длинное ухо, Для других ужасно злой.

Прыгает ловко, Всё зубами щёлк да щёлк.

Любит морковку (заяц) Очень страшный …. (волк)

3. Летом ходит без дороги 4. Рыжая плутовка

Возле сосен и берёз. Обманывает ловко

А зимой он спит в берлоге, Её боится мышка

От мороза прячет нос (медведь) И зайка – шалунишка

Хоть сама в лесу живёт

Из деревни кур крадёт (лиса)

5. Все обходят это место: 6. В дверь, в окно стучать не будет,
Здесь земля как будто тесто, А взойдёт — и всех разбудит. (Солнце)
Здесь осока, кочки, мхи —
Нет опоры для ноги. (Болото)

7. Меня бьют, колотят, режут — 8. Три братца
Я всё терплю, всем добром плачу. Пошли купаться.
(Земля) Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупалися,
Вышли,
На третьем повисли (Коромысло и вёдра)

9. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)

10. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь (Клубок)

В нашей группе есть:

Две Сони –

Раскрасавицы они,

И, конечно же, есть Даша –

Она словно кукла наша.

Есть и Таня, Коля, Маша,

Лера, Тася и Руслан,

Рома, Гриша и Богдан,

Вика и Ирина,

Не забудем и про Диму.

Сколько в группе есть ребят?!

Есть и Юля – хохотушка,

Наша Ксюша – веселушка.

Спокойный и серьёзный

Мы скажем про Арсения,

Есть тихая и скромная

Девочка Есения.

Есть ещё и Ярослав

Умный, добрый мальчик наш

Есть у нас ещё Алёнка

Очень милая девчонка

Аня и Екатерина

Вы никем не заменимы!

Нету только лишь Акульки,

Она маленькая, в люльке;

Нет у нас Матрёнки,

Она крошечка – в пелёнке.

Нет Аринки на перинке,

Нет Ивана, Фёдора.

Кого нет, не перечесть!

Я люблю того, кто есть

Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой.Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить.

Давайте в потешку поиграем.

 Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».

Все водят хоровод, приплясывают и поют:

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

Похвалялись весь день.

Лиса: Похвалялась лиса:

Всему лесу я краса,

И пушиста и хитра,

Все следы я замела.

Волк: Похвалялся серый волк:

Я зубами щёлк да щёлк,

Но я сегодня добрый,

Никого не трогаю.

Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

А я вовсе не трусишка,

Я от волка и лисицы

Убежал и был таков.

Коза: Похвалялся коза:

Огород я обошла,

Всем я грядки прополола,

Да и по воду пошла.

Жучка: Похвалялась Жучка –

Я совсем не злючка,

Я хозяйство сторожу,

Я чужих не подпущу!

Мурка: Похвалялась Мурка –

Дымчатая шкурка.

Я всю ночь ловлю мышей,

Я всех крыс гоню взашей.

Дед Егор: Похвалялся дед Егор –

У меня скотины двор:

И лошадка, и бычок,

Куры, гуси, пятачок.

Баба Варвара: Похвалялась Варвара:

Я начищу самовары,

Пирогов я напеку,

Всех я в гости позову!

Все вместе: Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

И гуляли мы весь день.

Воспитатель: Я знаю смешную дразнилку:

Федя – медя – требуха

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят

Только хвостики висят.

Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.

- А какие дразнилки известны вам? (ответ детей).

Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:

«Тары – бары, растабары!

У Варвары куры стары!»

- Какие считалки знаете вы? (ответ детей).

А ещё на Руси всегда любили песни. Все эти песни придумывал народ. Песни были колыбельные, хороводные. Особенно дети любят колыбельные песенки.

Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни.

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою.

Что на зорьке-то заре,

О весенней о поре,

Пташки вольные поют,

В темном лесе гнезда вьют.

Соловей-ка соловей,

Ты гнезда себе не вей:

Прилетай ты в наш садок,-

Под высокий теремок,

По кусточкам попорхать,

Спелых ягод поклевать,

Солнцем крылья обогреть,

Маше песенку пропеть.

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою!

- Ребята, сегодня мы говорили, что русский народ придумывал (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилка, колыбельные песенки). Всё это называется устным народным творчеством. Устное - потому что ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. И получалось – устное. Народное – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество.

Воспитатель: На память о нашем сегодня занятии, я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.

Список использованной литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области