Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Воспитатель МБДОУ № 12

«Ромашка» г. Калуги

Крамаренко Оксана Юрьевна

Роль семейных традиций в воспитании

детей дошкольного возраста

Аннотация: В статье рассматривается проблема влияния семейных традиций на воспитание ребенка дошкольного возраста. Особое внимание уделяется взаимодействию ДОУ и семьи по возрождению и сохранению семейных традиций через инновационные формы работы.

Для ребенка дошкольного возраста семья является средой его первичной социализации. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" указывает на то, что именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [1]. Семья - это источник передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Семью как социальный институт характеризует совокупность норм и образцов поведения, которые регламентируют взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В качестве норм и образцов поведения, выступают семейные традиции.

Большая советская энциклопедия определяет понятие "традиция", как элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи [2]. 

Семейные традиции оказывают серьезное влияние на особенности домашнего воспитания, коррекцию детско-родительских отношений, морально-психологический климат семьи, на фоне которого создаются основы для развития и становления личности ребёнка, обеспечивая её дальнейшую жизнедеятельность [3].

В настоящее время самой большой проблемой является разрыв связи поколений, воспитание детей вне культурно-исторических традиций. Многие семьи считают себя не счастливыми, хотя есть все предпосылки для счастливой жизни. Им не хватает эмоционального общения и времени, нет устойчивости семейных традиций и включенности в них детей и взрослых. Между тем, традиции нескольких поколений позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками и дедушками, гордиться своей семьей. Поэтому дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ) призвано помочь семьям в возрождении, сохранении и укреплении традиций.

Для решения поставленной задачи педагогами используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы (семейные встречи, посиделки, творческие мастерские, выставки и конкурсы семейного творчества, досуговые вечера), которые являются наиболее эффективными. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Интересно и ярко проходят семейные встречи «Мамина школа», где взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Встречи в клубе способствуют установлению партнерских отношений с семьей каждого ребенка, выработке наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания малышей в ДОУ и семье, созданию атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

В форме посиделок реализуется проект «Бабушка рядышком с дедушкой», на который приглашаются несколько поколений и рассказывают о своих родителях, предках, о своем детстве, делятся своими представлениями о Родине.

Организация творческой мастерской, где родители проводят занятия с использованием народных ремёсел (вышивкой, лепкой из глины, соленого теста, изготовлением кукол, росписью по дереву (декоративное рисование), работой с различным природным и бросовым материалом и др.) предъявляют особые требования к взаимодействию детей и родителей, к процессу формирования и укрепления детско-родительских отношений.

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников детского сада являетсяорганизация совместных мероприятий, направленных на творческое развитие: выставок семейного творчества, конкурсов, драматизацию.Такая форма взаимодействия помогает каждому ребёнку почувствовать свою значимость, гордость за своих родителей, а папам и мамам – ответственность, т.к. не могут подвести своё чадо. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время, занимаются одним общим делом.

Досуговые вечера с родителями детей, включающие знакомство с организацией проведения праздников в домашних условиях (Новый год, Рождество Христово, Масленица, Пасха, День рождения и др.), семейных путешествий и совместных поездок за город, летнего отдыха.

При организации любой из указанных форм семейного досуга, необходимо поставить процесс так, чтобы он превращался в семейную традицию.

Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо больше, чем для взрослых. Для детской психики ритуалы приобретают, опорную и стабилизирующую функции. С их помощью ребёнок ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом. Постепенно дети будут приходить к осознанию того, что дом – это не только место, где их кормят, укладывают спать на ночь, дают посмотреть телевизор, но что, это место, где можно посоветоваться, поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Именно поэтому семейные традиции способствуют сближению, идентификации себя как члена семьи, поднимают самооценку и самоуважение ребенка, создают условия для передачи ценностей и традиций каждой конкретной семьи и норм от старшего поколения к младшему, установлению преемственности связей между поколениями, объединению семьи.

Таким образом, очень важно, чтобы через много-много лет уже повзрослевший ребенок с трепетом и затаенной грустью в душе, вспоминал семейные традиции и хотел бы возродить их в собственной семье – это и есть любовь к родному дому, а семейные традиции в воспитании этой самой любви играют главную роль.

Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс] / режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Большая советская энциклопедия [электронный ресурс] / режим доступа: https://rus-bse.slovaronline.com/

3. Микляева Н.В. Интеграция семейной и народной культуры на материале художественно-эстетического воспитания /Н.В. Микляева // Цветной мир. – 2013. – № 1. – С. 4–9.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области