Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогические условия развития пространственных представлений у младших школьников

выделить педагогические условия развития пространственных представлений у младших школьников на уроках математики

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Педагогические условия развития пространственных представлений у младших школьников

Базаева Фатьма Чингизовна

Основным условием для развития пространственного представления детей является целенаправленное воспитание и обучение. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, а в дальнейшем учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми (в частности учителем), и действовать в соответствии с ними, создавая некий алгоритм для своих действий.

Источником знаний является окружающая жизнь в ее количественных, пространственных, временных и других проявлениях, которую ребенок познает, действуя с различными предметными множествами. Бедность запаса сведений об окружающем мире, недостаточность опыта действий с предметами, а также отсутствие познавательной активности приводят к тому, что младшие школьники не приобретают многих элементарных пространственных представлений, которыми владеют их сверстники. Это в свою очередь вызывает повышенные затруднения при их дальнейшем обучении в школе.

Изучая методические разработки и рекомендации о путях и способах развития пространственных представлений у учащихся, можно заметить, что подавляющее большинство из них (и теоретически, и исходя из опыта работы) приходят к выводу о необходимости:

- используя способность детей шестилетнего возраста к восприятию формы начинать развитие пространственных представлений с первых уроков математики в 1-м классе. При знакомстве учеников с геометрическими фигурами следует опираться не только на зрительное восприятие образа ребенком, но и на все другие анализаторы, учитывая мнение психолога Б.Г. Ананьева о том, что связующая роль между всеми анализаторами принадлежит двигательно-кинестетическому анализатору;

- придерживаясь последовательности изучения геометрического материала в начальной школе, предусмотренного учебными программами по математике, в первую очередь помочь детям осмыслить основные пространственные отношения, какие, как: быть впереди, находиться между, находиться на противоположной стороне, быть внутри, следовать за, и так далее. Среди них особым видом выделяются такие отношения, как: справа - слева, ближе – дальше, вверху – внизу, над – под, оперирование которыми, в силу их относительности, вызывает значительные трудности.

При составлении и реализации программы формирования пространственных представлений младших школьников на уроках математики мы ориентировались на гипотетическое предположение о том, что развитие пространственных представлений у младших школьников будет успешным при реализации и реализации следующих педагогических условий:

- соблюдать комплексный подход в формировании пространственных представлений в процессе всей развивающей и воспитательной работы;

- соблюдаются последовательность становления и развития, взаимосвязь и преемственность форм, средств, принципов обучения.

- в педагогическом образовательном процессе создаются условия для комплексного познания предметов действительности за счет целенаправленного и систематического использования межпредметных связей в образовательном процессе;

- преодоление трудностей ориентировки в пространстве и на плоскости в изучаемом контингенте детей будет организовано с использованием коррекционно-развивающих методик и дидактических средств.

Основные задачи программы:

Программа ориентирована в своем содержании на три основные линии в развитии пространственных представлений младших школьников:

1) переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно;

2) переход от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно;

3) переход от фиксированной в себе точки отсчета к свободно выбранной или произвольно заданной.

В процессе непосредственной работы автора исследования с классом детей в период практики и после нее были полностью реализованы принципы развивающего обучения, подобраны и систематизированы игры, игровые приемы, игровые упражнения, направленные на развитие пространственных представлений у младших школьников.

В процессе разработки содержания программы учитывались следующие принципы:

Программа реализовывалась в течение 6 месяцев с октября 2019 по апрель 2020 в рамках уроков математики. Вся работа состояла из нескольких блоков, представленных в тематическом планировании:

Тематическое планирование:

Месяц / неделя

Игровое задание

1

Октябрь 1 неделя

«Что где?» переход от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно

2

Октябрь 2 неделя

Задачи на развитие – пространственного мышления переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно

3

Октябрь 3 неделя

Лабиринты – переход от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно

4

Октябрь 4 неделя

С помощью каких фигур на рисунке изображены предметы – переход от фиксированной в себе точки отсчета к свободно выбранной или произвольно заданной.

5

Ноябрь 2 неделя

Попробуйте нарисовать эти фигуры, не отрывая карандаша от бумаги – переход от фиксированной в себе точки отсчета к свободно выбранной или произвольно заданной.

6

Ноябрь 3 неделя

Внутри треугольника начертите линию так, чтобы получилось 3 треугольника – переход от фиксированной в себе точки отсчета к свободно выбранной или произвольно заданной.

7

Ноябрь 4 неделя

Какие две фигуры надо соединить, чтобы получился квадрат – переход от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно

8

Декабрь 1 неделя

Чем отличаются эти пары рисунков – пространственного мышления переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно

9

Декабрь 2 неделя

Чего больше на рисунке: треугольников или кругов – пространственного мышления переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно

10

Декабрь 3 неделя

У какой фигуры вершин больше и на сколько

– пространственного мышления переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно

11

Январь 3 неделя

Начертите треугольник так…– пространственного мышления переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно

12

Январь 4 неделя

Начертите квадрат так….– пространственного мышления переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно

13

Февраль 1 неделя

Разделите квадрат 4 линиями на 9 маленьких квадратов– пространственного мышления переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно

14

Февраль 2 неделя

Разделите квадрат на 4 одинаковые части– пространственного мышления переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно

15

Февраль 3 неделя

Что нужно дорисовать в свободных квадратах – переход от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно

16

Февраль 4 неделя

Раскрасьте мячи так, чтобы они получились одинаковыми – переход от фиксированной в себе точки отсчета к свободно выбранной или произвольно заданной.

17

Март 1 неделя

Треугольник расположен правее квадрата, прямоугольник – переход от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно

18

Март 2 неделя

Догадайтесь, какая строка «лишняя» – переход от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно

19

Март 3 неделя

Не нарушая закономерности, нарисуйте в пустой клетке недостающую фигуру– переход от фиксированной в себе точки отсчета к свободно выбранной или произвольно заданной.

20

Март 4 неделя

Чей путь самый короткий– пространственного мышления переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно

При проведении повторных диагностических методик с младшими школьниками, были выявлены следующие результаты:

У 45% учащихся был высокий уровень сформированности пространственных представлений, которые были обусловлены внимательным выполнением задания, представление правильного ориентира в пространстве, знание счета, направлений, аккуратное выполнение задания в тетради.

У 50% учащихся, был средний результат сформированности пространственных представлений, могут допустить ряд ошибок, но при этом внимательно слушать речь взрослого, путают направления в ориентире, могут допустить ошибки в счете.

У 5% учащихся, а именно у одного мальчика был низкий показатель сформированности пространственных представлений только по одной наиболее сложной диагностической методике.

При сравнительном анализе полученных данных констатирующего и контрольного этапа исследования можно сказать, что при создании специальных педагогических условий и реализации через них развивающей коррекционной программы на уроках математики возможно существенно развить степень сформированности пространственного представления и избежать трудности в обучении математики.

Выбор индивидуальной или групповой формы работы определяется структурой развития пространственных представлений, особенностями регуляторного развития ребенка, определяемых в ходе диагностического исследования, а также возрастом и выраженностью аффективных особенностей ребенка.

Индивидуальная форма работы используется для детей с грубыми вариантами парциальной несформированности различных типов, на начальных этапах работы с детьми с дисгармониями интрапунитивного типа, с искаженным развитием преимущественно эмоционально-аффективной сферы, с тяжелыми вариантами диффузно поврежденного развития и с тотальным недоразвитием как тормозимо-инертного типа, так и аффективно-возбудимого.

Совместные усилия педагога и родителей будут эффективно способствовать развитию пространственных представлений - важнейшего компонента и условия успешности ребенка в школе.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области