Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Программа по обучению детей с 3 до 7 лет Лего – конструированию»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Программа по обучению детей с 3 до 7 лет Лего – конструированию»

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали», элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, мозаика и др. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений.

Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционная деятельность – лего - конструирование.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.

В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего - конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать и играть.

Лего побуждает работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

Лего – это всегда новое открытие, новая идея. Новый толчок к развитию.

Все эти данные подтверждают актуальность использования лего-конструирования в ДОУ, как средство развития интеллектуальных способностей детей.

Основные принципы организации деятельности по ЛЕГО – конструированию:

- Доступность изучаемого материала.

- Систематичность, последовательность проведения занятий.

- Эмоционально насыщенная тематика занятий.

- Проблемно – ситуативный характер заданий.

- Вариативно – дифференцированное содержание заданий.

- Представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы.

Программа «Лего - конструирование» дает возможность самостоятельно открыть для себя «волшебный мир» конструктора, который позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, реализовывать творческие замыслы и создавать свой собственный мир.

Реализация Лего - конструирования позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, двигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять активный словарь.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятие формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.

В основе занятий лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. Конструирование является комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми образовательными областями.

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. 

Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Принципы построения программы

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Цель программы: развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех сторон речи; саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи программы:

Обучающие:

- содействовать формированию знаний о счете, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

- познакомить с основными простейшими принципами конструирования;

- изучить виды конструкций и соединения деталей;

- сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно - коммуникативных);

- повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора ЛЕГО.

Развивающие:

- содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей;

- создавать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

- развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно – техническое творчество;

- развивать фантазию, творческую активность, а также мелкую моторику рук, последовательность в выполнении действий;

- способствовать расширению кругозора и представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию организационно – волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

- создавать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества;

- выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

Продолжительность программы

Данная программа рассчитана на 4 года обучения.

Первый год обучения (младшая группа) - 1 занятие в неделю по 15 минут;

Второй год обучения (средняя группа) – 1 занятие в неделю по 20 минут;

Третий год обучения (старшая группа) – 1 занятие в неделю по 25 минут;

Четвертый год обучения (подготовительная группа) – 1 занятие в неделю по 30 минут.

Занятия проводятся с одной подгруппой детей до 10 – 12 человек.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, применимы различные формы организации обучения конструированию:

- по образцу;

- по условиям;

- по замыслу;

- по модели;

- по простейшим чертежам и наглядным схемам;

- по теме.

Конструирование по образцу – когда есть готовая модель того, что нужно построить.

Конструирование по условиям – образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать. (Например: домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких – либо внешних ограничений, создает образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу. Детям предъявляется модель, скрывающая от ребенка очертания отдельных ее элементов.

Конструирование по теме близко по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

В процессе прохождения Программы используются различные формы и методы для формирования универсальных учебных действий:

- метод игры и наглядные методы;

- словесные (рассказ, объяснение);

- практические (развитие конструкторских способностей непосредственно в ходе создания моделей).

Также программой предусмотрены такие формы как проектный метод и проведение экспериментов.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

- личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);

- природосообразительности (учитывается возраст воспитанников);

- сотрудничества (работа в командах, работа в паре, работа сотворчестве с педагогом);

- систематичности, последовательности и наглядности обучения;

- «от простого - к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).

Планируемый результат

В ходе работы по Лего - конструированию дети должны знать:

- основные детали Лего - конструктора (назначение, особенности);

- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

- виды конструкций: плоские, объемные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

- техническую последовательность изготовления несложных конструкций;

- простейший анализ сооруженных построек (выделять форму, величину, цвет деталей).

уметь:

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по величине, цвету, форме);

- конструировать по условиям, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и строить сам схему будущей конструкции;

- скреплять детали Лего разными способами;

- строить и осуществлять собственный замысел(отбор темы, создание замысла будущего конструирования, отбор материала и способов конструирования);

- с помощью педагога анализировать и планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности, самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел;

- работать в паре и в коллективе;

- работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Содержание программы

Младшая группа

- знакомство с деталями Лего - конструктора, с различными скреплениями деталей Лего;

- учить простейшему анализу сооруженных построек (форма, величина, цвет);

- сравнивать предметы по длине и ширине;

- учить следовать инструкции педагога;

- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями;

- конструировать по образцу и условиям;

- различать по цвету и форме;

-учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение;

- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;

- развивать и поддерживать замысел в процессе конструктивной деятельности;

- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу;

- дать возможность детям экспериментировать с конструктором ЛЕГО.

Средняя группа

Содержание программы

- расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования;

- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных моделей и схем;

- учить определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию;

- формировать представление, что схема несет информацию, какой предмет на ней изображен, какой материал необходим для создания конструкции по схеме, о способе пространственного расположения деталей и их соединения;

- учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;

- формировать умения строить по схеме;

- учить сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;

- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее ее описание;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность;

- закреплять умение анализировать конструкцию и графическую модели;

- учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначена;

- правильно называть детали Лего - конструктора;

- учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;

- учить сравнивать полученную постройку с задуманной;

- развивать способность к контролю за качеством и результатом работы.

Старшая группа

Содержание программы

- закреплять приобретенные в средней группе умения;

- развивать наблюдательность, уточнять представления о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве;

- учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей;

- продолжать знакомить с новыми деталями;

- добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи;

- развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно;

- учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять ее общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;

- знакомить с Лего - конструктором «Дакта»;

- учить работать с мелкими деталями;

- создавать более сложные постройки;

- создавать коллективные постройки;

- возводить конструкцию по чертежам, без опоры на образец;

- формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями;

- учить рассказывать о постройке других воспитанников;

- направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.

Подготовительная группа

Содержание программы

- закреплять навыки, полученные в старшей группе;

- обучать конструированию по графической модели;

- учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможность размещения конструкции в пространстве,

- учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением).

В программе разработаны учебно-тематическое планирование, дидактические игры по возрастам, мониторинг уровня освоения программы Лего – конструирования для каждой возрастной группы, наглядный материал по изучаемым темам.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области