Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экскурсия в мини- музей «Русская изба».

Цель Продолжать знакомить детей с бытом русского народа. Задачи Образовательные 1.Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми. 2.Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами ухват, чугун, веретено, рубель и т.д.. Развивающие Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения. Воспитательные 1.Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях. 2.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия. 3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Экскурсия в мини- музей «Русская изба».

Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

Образовательные:

1.Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.

2.Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, веретено, рубель и т.д.).

Развивающие: Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.

Воспитательные:

1.Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: изба, печь, ухват, кочерга, чугун, баян, бубенцы, ложки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: “Русская изба”, оснащённая предметами русского быта.

Ход экскурсии.

Воспитатель.

- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, Давайте их поприветствуем! Здравствуйте, гости дорогие! (дети приветствуют гостей)

Гость на порог - хозяину радость. Вот так гостеприимно встречают гостей все жители нашей огромной страны.

Ребята, кто из вас знает, как называется наша страна? Правильно мы живем в России, значит мы кто? (россияне).

А в каком крае мы живем? А в каком районе?

Аля Г:

Мы живем на Кавказе среди гор и степей,

Мы живем на Кавказе и нет места милей.

Любим все мы казачий свой край.

Хорошей Ставрополье, богатей, расцветай!

Осман:

Мы живем на Кавказе среди гор и равнин,

Говорят казачата: «Пусть всегда будет мир!

Пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет свет,

Пусть всегда будет радость и здоровье в сто лет!»

Воспитатель.

Ну и конечно вы все знаете как называется наша малая Родина? (ответы детей)

Я предлагаю вам ближе познакомить наших гостей с историческим прошлым нашего села Бешпагир. И пригласить всех наших гостей в мини музей нашего детского сада «Русская изба». (приглашают всех в музей).

Воспитатель.

- Ребята, а вы мне сегодня поможете провести экскурсию по нашему мини музею, выступите в роли экскурсоводов? (ответы).

- Ну что ж милости просим в наш музей!

- В холмистых предгорьях Кавказа, на зеленых ладонях лесистых холмов лежит, словно драгоценный самоцвет, одно из красивейших мест Ставрополья – село Бешпагир. «Пять ключей», так в переводе с тюркского звучит его название. Оно зовет нас в седое прошлое….

А поможет нам совершить путешествие в прошлое, платок. Да-да, именно платок, но не простой, а из бабушкиного сундука...

Платком ярким мы махнем,

В прошлое мы попадем.

В платке ярком расписном

Входит старина в наш дом.

Вот мы и попали с вами в прошлое.

Осман.

Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

В избе всегда считали святыми 3 места: Красный угол , печь и сундук.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.

Тихон.

Второе - печь.

Без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу.

- О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

А еще о печи есть очень много пословиц и поговорок, давайте их вспомним.

- Петухи на насесть садятся, а старые люди на печь валятся.

- Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!

- Что есть в печи, все на стол мечи.

- Гости на печь глядят, видно, каши хотят

- Около печи нельзя не нагреться.

- Словно с печи свалился

- Без печи хата – не хата.

- Когда в печи жарко – тогда и варко.

- Что есть в печи – все на стол мечи.

- Не красна изба углами, а красна пирогами.

Милана.

- Вам загадку загадаю, послушайте:

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват).

Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.

Показывает чугунок.

-Как вы думаете, зачем он нужен? Правильно, в чугунке варили кашу, щи.

Ухватом чугунок доставали и на стол ставили. За столом собиралась вся большая семья. Кашу по мискам раскладывали, маслом поливали, да ложками деревянными ели.

Вся посуда, которой пользовались люди. Сделана была из дерева, из глины. В них хранили продукты. А вот кувшин для молока, называется он крынка. А это самовар из которого любили пить чай хозяева и гости. Все это называется кухонная утварь.

Витя Ш.

- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду, мужчины плели лапти, это обувь такая.

Но вот беда — электричества не было, и люди придумали лучину и свечу.

Делали лучину из щепочки, отколотой от полена, свечи из воска.

Под свечи ставили подсвешники, чтобы капли воска не падали и стол не пачкали.

Позже появились вот такие керосиновые лампы.

Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Воспитатель.

Ребята, а знаю одну такую игру, меня моя бабушка научила.

Игра «Солнце и месяц».

Все дети собираются на площадке, выбирают двух ведущих. Те отходят в сторону и тихо, чтобы никто не услышал, сговариваются, кто из них будет месяц, а кто солнце.

Участники игры встают друг за другом, кладут руку на плечо впереди стоящего или берут его за пояс. Солнце и месяц подходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота.

Играющие поют песенку:

Шла, шла тетеря,

Шла, шла рябая,

Шла она лугом,

Вела детей кругом:

Старшего, меньшого,

Среднего, большого.

С этой песенкой они проходят через ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: «К кому хочешь — к солнцу или к месяцу?» Играющий так же тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает рядом или с солнцем, или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.

Воспитатель: поиграли, а теперь продолжим осмотр музея.

Юля.

-А вот стоит прялка. На прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления , которое называется веретено. Из этих ниток ткали ткани вот на таких ткацких станках и шили потом одежду, одеяла, полотенца.

Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

Максим К.

- А вот и третье святое место – это сундук.

Давайте в него заглянем. Здесь хранилась мужская и женская одежда. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы. Но сундук служил не только для вещей, но и спальным местом, ведь не всем хватало места на печи.

Мира.

Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кофточка, фартук. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Стирали одежду в медных тазах, при помощи стиральной доски.

Воду носили из колодца или ручья на коромыслах.

Гладили вещи рубилем: на скалку наматывали вещь и вот так разглаживали. Позже появились утюги, они похожи были уже на те, которыми гладит мама дома, только грели их горячими углями, открывали крышку и клали угольки вовнутрь утюга или ставили утюг на угли. Так и гладили.

Алина и Осман подходят к кроватке.

Алина.

Это люлька - колыбелька. В старину в этой колыбельке качали малышей и пели им колыбельные песенки. Раньше считалось, что качать пустую колыбель нельзя. Ребенок может заболеть.

Осман.

- Давайте и мы с тобой споем нашему Ванечке колыбельную песенку:

Ночь пришла, темно вокруг.

Рыбка спит и спит петух.

Спит коровка, спит щенок.

Засыпай и ты, сынок.

Бай, бай, бай

И оставим для него вот такой оберег. (вешают на кроватку куклу Мартиничку)

Дети тихонечко выходят из избы.

Воспитатель.

Вот и закончилась наша экскурсия, спасибо ребята, было очень интересно, вы большие молодцы. (дети уходят).

Воспитатель проводит мастер – класс по изготовлению птицы – счастья.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области