Экскурсия в мини- музей «Русская изба».
Цель: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
Образовательные:
1.Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.
2.Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, веретено, рубель и т.д.).
Развивающие: Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.
Воспитательные:
1.Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
2.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Словарная работа: изба, печь, ухват, кочерга, чугун, баян, бубенцы, ложки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: “Русская изба”, оснащённая предметами русского быта.
Ход экскурсии.
Воспитатель.
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, Давайте их поприветствуем! Здравствуйте, гости дорогие! (дети приветствуют гостей)
Гость на порог - хозяину радость. Вот так гостеприимно встречают гостей все жители нашей огромной страны.
Ребята, кто из вас знает, как называется наша страна? Правильно мы живем в России, значит мы кто? (россияне).
А в каком крае мы живем? А в каком районе?
Аля Г:
Мы живем на Кавказе среди гор и степей,
Мы живем на Кавказе и нет места милей.
Любим все мы казачий свой край.
Хорошей Ставрополье, богатей, расцветай!
Осман:
Мы живем на Кавказе среди гор и равнин,
Говорят казачата: «Пусть всегда будет мир!
Пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет свет,
Пусть всегда будет радость и здоровье в сто лет!»
Воспитатель.
Ну и конечно вы все знаете как называется наша малая Родина? (ответы детей)
Я предлагаю вам ближе познакомить наших гостей с историческим прошлым нашего села Бешпагир. И пригласить всех наших гостей в мини музей нашего детского сада «Русская изба». (приглашают всех в музей).
Воспитатель.
- Ребята, а вы мне сегодня поможете провести экскурсию по нашему мини музею, выступите в роли экскурсоводов? (ответы).
- Ну что ж милости просим в наш музей!
- В холмистых предгорьях Кавказа, на зеленых ладонях лесистых холмов лежит, словно драгоценный самоцвет, одно из красивейших мест Ставрополья – село Бешпагир. «Пять ключей», так в переводе с тюркского звучит его название. Оно зовет нас в седое прошлое….
А поможет нам совершить путешествие в прошлое, платок. Да-да, именно платок, но не простой, а из бабушкиного сундука...
Платком ярким мы махнем,
В прошлое мы попадем.
В платке ярком расписном
Входит старина в наш дом.
Вот мы и попали с вами в прошлое.
Осман.
Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
В избе всегда считали святыми 3 места: Красный угол , печь и сундук.
В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.
Тихон.
Второе - печь.
Без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу.
- О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.
А еще о печи есть очень много пословиц и поговорок, давайте их вспомним.
- Петухи на насесть садятся, а старые люди на печь валятся.
- Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!
- Что есть в печи, все на стол мечи.
- Гости на печь глядят, видно, каши хотят
- Около печи нельзя не нагреться.
- Словно с печи свалился
- Без печи хата – не хата.
- Когда в печи жарко – тогда и варко.
- Что есть в печи – все на стол мечи.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
Милана.
- Вам загадку загадаю, послушайте:
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват).
Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.
Показывает чугунок.
-Как вы думаете, зачем он нужен? Правильно, в чугунке варили кашу, щи.
Ухватом чугунок доставали и на стол ставили. За столом собиралась вся большая семья. Кашу по мискам раскладывали, маслом поливали, да ложками деревянными ели.
Вся посуда, которой пользовались люди. Сделана была из дерева, из глины. В них хранили продукты. А вот кувшин для молока, называется он крынка. А это самовар из которого любили пить чай хозяева и гости. Все это называется кухонная утварь.
Витя Ш.
- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду, мужчины плели лапти, это обувь такая.
Но вот беда — электричества не было, и люди придумали лучину и свечу.
Делали лучину из щепочки, отколотой от полена, свечи из воска.
Под свечи ставили подсвешники, чтобы капли воска не падали и стол не пачкали.
Позже появились вот такие керосиновые лампы.
Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Воспитатель.
Ребята, а знаю одну такую игру, меня моя бабушка научила.
Игра «Солнце и месяц».
Все дети собираются на площадке, выбирают двух ведущих. Те отходят в сторону и тихо, чтобы никто не услышал, сговариваются, кто из них будет месяц, а кто солнце.
Участники игры встают друг за другом, кладут руку на плечо впереди стоящего или берут его за пояс. Солнце и месяц подходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота.
Играющие поют песенку:
Шла, шла тетеря,
Шла, шла рябая,
Шла она лугом,
Вела детей кругом:
Старшего, меньшого,
Среднего, большого.
С этой песенкой они проходят через ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: «К кому хочешь — к солнцу или к месяцу?» Играющий так же тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает рядом или с солнцем, или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.
Воспитатель: поиграли, а теперь продолжим осмотр музея.
Юля.
-А вот стоит прялка. На прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления , которое называется веретено. Из этих ниток ткали ткани вот на таких ткацких станках и шили потом одежду, одеяла, полотенца.
Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
Максим К.
- А вот и третье святое место – это сундук.
Давайте в него заглянем. Здесь хранилась мужская и женская одежда. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы. Но сундук служил не только для вещей, но и спальным местом, ведь не всем хватало места на печи.
Мира.
Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кофточка, фартук. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.
Стирали одежду в медных тазах, при помощи стиральной доски.
Воду носили из колодца или ручья на коромыслах.
Гладили вещи рубилем: на скалку наматывали вещь и вот так разглаживали. Позже появились утюги, они похожи были уже на те, которыми гладит мама дома, только грели их горячими углями, открывали крышку и клали угольки вовнутрь утюга или ставили утюг на угли. Так и гладили.
Алина и Осман подходят к кроватке.
Алина.
Это люлька - колыбелька. В старину в этой колыбельке качали малышей и пели им колыбельные песенки. Раньше считалось, что качать пустую колыбель нельзя. Ребенок может заболеть.
Осман.
- Давайте и мы с тобой споем нашему Ванечке колыбельную песенку:
Ночь пришла, темно вокруг.
Рыбка спит и спит петух.
Спит коровка, спит щенок.
Засыпай и ты, сынок.
Бай, бай, бай
И оставим для него вот такой оберег. (вешают на кроватку куклу Мартиничку)
Дети тихонечко выходят из избы.
Воспитатель.
Вот и закончилась наша экскурсия, спасибо ребята, было очень интересно, вы большие молодцы. (дети уходят).
Воспитатель проводит мастер – класс по изготовлению птицы – счастья.