Л.Ю. Исадыкова,
Воспитатель, МБДОУ детский сад 398
Статья на тему "Организация развивающей среды".
Одним из актуальных проблем в дошкольном образовании является создание адекватной развивающей предметно-пространственной среды.
Учёные в области дошкольного воспитания акцентируют свое внимание к изучению среды как важнейшего фактора развития ребенка. С этих позиций психолого-педагогическая наука в последнее время по-новому осмысливает образовательный процесс в ДОУ. Теоретики и практики утверждают необходимость организации и реализации такой среды, в центре которой находится уникальная личность ребенка, стремящаяся к наиболее полной самоактуализации через значимые для каждого возраста виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, художественную, творческую и др.).
Среда развивает ребенка как целостный организм в единстве физических, умственных, духовных сил. Она может создать сильные мотивы к познанию окружающего мира и себя, и только социальное окружение способно сформировать у ребенка качества, необходимые для жизни в человеческом обществе. Основным требованием к развивающей среде дошкольников является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.
Прежде чем дать психологическую характеристику развивающей среды, важно определиться с понятием «среда». В психологии личности среда трактуется как то, что окружает человека в его жизни, служит объектом его психического отражения – либо непосредственного, либо опосредованного результатами труда других людей (Л.С Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, Н.И. Конюхов, М.Г. Ярошевский и др.). Л.С. Выготский, представляя механизм влияния жизненной среды на развитие человека, отмечал, что «внутреннее развитие совершается всегда так, что мы имеем здесь единство личностных и средовых моментов... Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии человека».
В психологических исследованиях развитие человека рассматривается как сложный динамический процесс формирования качественных новообразований в структуре личности, происходящий в социальной среде. Она, т.е. среда, представляет собой совокупность взаимодействующих факторов и условий: естественного психофизического развития, воспитания и обучения, собственной деятельности и многообразных влияний окружающей среды, которые человек испытывает на протяжении всей своей жизни.
Очевидно, что практически во всех проявлениях среда «по отношению к ребенку выступает как внешний фактор места в системе общественных отношений и определяет особенности развития личности». [7,С.160] Его присутствие в этой среде предполагает взаимовлияние, взаимодействие окружения, в результате которого формируются межчеловеческие отношения, ценностные ориентации ребенка в среде и среды к ребенку. В процессе онтогенеза личность постоянно перемещается в различные среды, где соответственно по-разному будет проходить процесс ее социализации.
Например, А.Н. Басов, рассуждая о психологическом потенциале среды в социальном закаливании личности, утверждал: «Среда, обладая определенной принуждающей силой, игрой своих стихий, многообразием ниш и видов деятельности, создает для ребенка возможности следовать некими коридорами, требующими овладения и реализации соответствующих наборов социальных действий, включающими в разнообразные варианты взаимодействия» [7,С.160].
Образовательная среда должна быть организована таким образом, чтобы не только гуманизировать взаимодействия с ребенком, но чтобы он стал активным и сознательным соучастником процесса образования. Полноценность развития человека в образовательном пространстве – следствие его субъектной позиции в нем. Под влиянием среды он открывает для себя самые различные силы, оказывающие решающее влияние на развитие его самости, индивидуальности.
Ребенок оказывает влияние на свою среду своими отношениями и действиями. В плане деятельности он создает, конструирует ту среду, в которой будет осуществлять наиболее значимые для него виды деятельности. В плане отношений он выделяет для себя ближайшее окружение взрослых и сверстников, которое позволяет ему удовлетворять свои потребности в разных видах деятельности и общении. Как только ребенок испытывает дискомфорт в своей среде, он начинает ее преобразовывать (в случае если не получается – он выходит из нее и создает для себя новую: игровую, воображаемую и пр.). Ребенок, находясь внутри пространства, сам его структурирует, тем самым, обустраивая «для себя и под себя».
Именно идея развивающей среды наиболее соответствует возможностям дошкольной педагогики. Исследователи, изучая развивающую среду в дошкольной организации, рассматривают различные ее составляющие: формирующая среда, эстетическая среда, среда обучения, гуманизация среды и др. Термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, психике и поведении человека в результате процессов в организме и воздействии организованной и неорганизованной окружающей среды.
Любая среда для человека является средой развития, но не каждую среду можно назвать развивающей. Анализ исследований по вопросам развивающей среды в дошкольной педагогике показал, что первоначально среда развития детей рассматривалась узко локально, как некоторая обстановка игровых комнат и наполняемость их игровыми предметами. Так, например, в методических рекомендациях по реализации единственной в то время типовой программы «Воспитания» было указано количество предметов для организации пространства детских комнат.
В дальнейшем, когда в педагогике «заявили» гуманизацию образования, гуманизацию отношений, развивающее образование и др. и в дошкольной педагогике стали звучать идеи создания такой среды, которая обеспечивала зону ближайшего и актуального развития ребенка, «т.е. вызывала у ребёнка к жизни, пробуждала и приводила в движение ряд внутренних процессов развития» [3].
Исходя из этих позиций, смысл развивающей среды заключается в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его познавательные процессы, произвольное поведение, т.е. те психические функции и личностные качества, как основу общего развития, служащую фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, для усвоения сложных видов деятельности, которые лежат в основе успешного освоения ребенком окружающего мира в будущем.
Тогда среда в ДОО стала рассматриваться не просто как некоторое наполнение пространства игровых комнат, но как среда, в которой должна быть специально организованна полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы действий.