Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22
города Ставрополя
Экологический проект
«Степь да степь кругом»
в подготовительной группе
«Рыбка»
подготовила и провела
воспитатель Шестакова
Людмила Юрьевна
2019 год
Цель проекта:
формирование у старших дошкольников навыков проектной деятельности.
Задачи:
- активизировать познавательную активность дошкольников;
- расширить и систематизировать представление детей о природной зоне степей, их растительном и животном мире;
- формировать у дошкольников экологическую культуру.
Оборудование: проектор; выставка детской научно-популярной литературы по теме; эмблемы (формата А-4) для групп научных сотрудников; чистый ватман; вырезанные картинки с изображением растений и животных степей, правил поведения в природе, двухсторонний скотч.
Предварительная работа: чтение научно-популярной литературы для дошкольников; разучивание стихотворений и загадок о представителях флоры и фауны степей; знакомство с Красной книгой; просмотр детских познавательных передач.
Воспитатель:
- Дорогие ребята, учебный год уже почти закончился. Остался всего месяц до того момента, когда вы попрощаетесь с детским садом, и будете готовы к поступлению в школу. Давайте на нашем занятии, вы покажете, чему вы научились за всё это время. Занятие у нас с вами будет сегодня необычным.
Нас сегодня ждёт дорога,
И сказать нам надо много.
Так возьмёмся, ребята,
Скорей за работу,
Скорей за работу!
Сегодня нас ждёт ролевая игра,
И роли уже распределены -
Познакомьтесь, вот они!
- Приглашаю вас на научно-практическую конференцию «Степь да степь кругом», которая посвящена экологическим проблемам природной зоны степей. В конференции примут участие 3 группы научных сотрудников:
1. биологи – ознакомят вас с растительным миром степей.
2. зоологи – расскажут о представителях животного мира, обитающих в степи.
3. экологи – сделают сообщение о Красной Книге и напомнят вам правила бережного отношения к природе.
Воспитатель:
- Итак, мы начинаем нашу конференцию.
Между Волгой и Доном чубатым,
Вольной вольницей, ширью хмельной
Простирается щедрый, богатый
Край, что сердцу навеки родной.
Сколько солнца, бездонного неба.
Степь без края... Белесый ковыль.
Словно горы чистейшего снега –
Солончак средь зеленой травы.
Море красных и желтых тюльпанов
Разливается ранней весной.
Свежим утром от запахов пряных
Сердце тает, находит покой.
Ширь степная, казачьи мотивы,
Конский топот, гулянья размах.
Сколько прелести, мощи и силы
В этих южных, бескрайних степях!
(Т. Лаврова)
- Слово предоставляется группе биологов.
1-й представитель: В степи много тепла, богатый травянистый покров, сильные корневые системы, поэтому здесь находятся самые плодородные почвы.
2-й представитель: На таких почвах растут луковичные растения – тюльпан, ирис, гиацинт, пион тонколистный.
3-й представитель: Также можно увидеть и злаковые растения – ковыль, полынь, типчак.
4-й представитель: Самое красивое время года в степи – это весна. Земля ещё пропитана снеговой влагой. Степь оживает, покрывается разноцветным цветущим ковром.
5-й представитель: Летом же бескрайние просторы степей покрыты серебристыми волнами ковыля.
Воспитатель:
- Представители группы биологов расскажут стихотворения о своих любимых цветах.
Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, темно-голубые?
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь нескошенной травы головой качая?
(А.К.Толстой)
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение
И превращуся я в конфетку!
(К. Мукушева)
Май, тепло и скоро лето.
В зелень всё и вся одето.
Словно огненный фонтан
Раскрывается тюльпан.
(Д. Демон)
Воспитатель:
- Сейчас перед нами выступит группа зоологов.
1-й представитель: В степи нет деревьев, но богатый травянистый покров. Поэтому в траве живёт много насекомых: кузнечики, шмели, бабочки, богомолы.
2-й представитель: Если много насекомых, значит, будет много птиц: куропатка, стрепет, жаворонок, дрофа. Птицы вьют гнёзда прямо на земле.
3-й представитель: Здесь же, на земле обитают мелкие грызуны: мышь, сурок, суслик, тушканчик, хомяк.
4-й представитель: А если есть птицы и грызуны, то будут и хищники: степной орел, степная гадюка, степной хорёк.
5 представитель: Из копытных в степи встречается только антилопа-сайгак.
Воспитатель:
- Уважаемые участники конференции, группа зоологов приготовила для вас задание:
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То закроет, то раскроет
Расписные крылья. (Бабочка)
В небе, синем и высоком
Вьётся птица, но не сокол.
Разбежались мышки: «Ах!
Что за крылья, вот размах!
Взгляд у птицы очень зоркий,
Лучше спрячемся мы в норки!» (Орёл)
Рыжий маленький зверёк
Стал еду готовить впрок:
Он устроил ловко
За щекой кладовку.(Хомяк)
Быстро мчусь я по степи,
Не поймать меня никак.
Ты уж, брат, меня прости,
Антилопа я, … . (Сайгак)
Знать твёрдо нужно детворе, что где-нибудь в степи, в траве
Её случайно можно встретить, и сразу даже не заметить.
Она по-своему прекрасна, но – ядовита и опасна!
Её совсем не стоит злить – она ведь может укусить.
На всех шипит змеюка-злюка – степная черная… (Гадюка).
Воспитатель:
- И нам осталось заслушать выступление группы экологов. (показ слайда о Красной книге).
1-й представитель: Красная книга выходит всегда в красной обложке.
2-й представитель: Своим ярким и тревожным цветом Красная книга обращает внимание людей к редким и исчезающим видам растений и животных.
3-й представитель: Многие растения и животные степей занесены в Красную книгу.
4-й представитель: Красная книга – сигнал опасности. Если исчезнут многие растения и животные, то может наступить экологическая катастрофа.
5 представитель: Чтобы этого не произошло, все люди должны соблюдать правила бережного отношения к природе.
Воспитатель: Предлагаю научной группе сотрудников-экологов напомнить своим коллегам правила бережного отношения человека к природе:
Воспитатель: В практической части нашей научно-практической конференции «Степь да степь кругом!» предлагаю вам принять участие в изготовлении агитационного плаката «Берегите природу степей!»
Воспитатель: Закончим мы конференцию «Степь да степь кругом!» хороводом «Природа вокруг нас».
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь!
(Е. Карганова)