Занятие интеллектуального и сенсорного
развития в подготовительной группепо теме «Семья»
Автор Закатина Н.Ю.,
воспитатель дошкольной группы
МБОУ Вешкаймского лицея
им. Б.П. Зиновьева при УлГТУ
Тема: Семья
Продолжительность: 30 минут
Цели:
-уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях;
- формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе. Развитие мелкой моторики руки ребенка.
Задачи:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
- формировать понятие о семье;
-систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;
- дать представление об обязанностях, которые выполняют члены семьи.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога;
- развивать логическое мышление;
-формировать представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;
- активизировать мышцы лица через передачу эмоционального состояния;
-совершенствовать общую и мелкую моторику.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
-воспитывать желание помогать старшим членам семьи, заботиться друг о друге.
Формируемое познавательное действие: формирование представление о семье, ее членах; развитие мелкой моторики рук.
Ориентировочная основа (ООД) познавательного действия занятия:
Создание целостного представления о семье на основе признаков:
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу и встают в круг.
- Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение и я хочу, чтобы оно не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту, радость от нашей встречи!
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2.Проблемная ситуация.
Ребята, постарайтесь отгадать, что здесь зашифровано (ребус 7Я).
3.Сообщение темы.
Правильно, сегодня мы будем говорить о семье.
(Работа по сюжетной картине).
Что вы видите на картине? (Это дом).
Назовите людей, живущих в этом доме. (Бабушка, дедушка, папа, мама, девочка и мальчик).
Как вы думаете, это родственники или посторонние люди? (Это родственники).
Как называют родственников, живущих вместе? (Правильно, это семья).
Семья – это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
Назовите всех членов семьи. (Бабушка, дедушка, мама, папа, сын и дочь).
Назовите самых старших членов семьи. (Бабушка и дедушка).
Назовите самых младших членов семьи. (Мальчик и девочка).
Как назватьодним словом мальчика и девочку, кто это? (Это дети.)
Кем приходятся друг другу мальчик и девочка. (Они брат и сестра).
А кем приходятся мальчик (девочка) бабушке с дедушкой? (Мальчик для дедушки с бабушкой внук. Девочка для дедушки с бабушкой – внучка).
А, как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей? (Они родители).
Кем приходится девочка родителям? (Девочка для них дочка). А кем приходится мальчик маме и папе? (Мальчик для мамы и папы – сын).
4. Пальчиковая гимнастика «Семья»
- А сейчас вместе выполним семейную зарядку:
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
5.Дидактическая игра с палочками «Выложи палочками смешного человечка» (дети выкладывают палочками кого-нибудь из членов своей семьи)
6. Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи.
Дети садятся на ковёр, воспитатель по очереди катает каждому мяч, а ребёнок называет слово и катит мяч обратно.
Мама (какая?), папа (какой?), бабушка (какая?), дедушка (какой?).
7. А сейчас мы с вами поиграем: Игра малой подвижности «Нарисуй пальцем на манке веселого человечка» (рисуют пальчиками фигуру человека).
8.Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел» (сделаем подарок маме – бусы из комочков бумаги»)
9.Упражнение - Дорисуй узор (рисуют дом, в котором живет их семья)
10.Подведение итогов.
- Ребята, я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками.
Диагностика развития моторики рук у детей 6-7 лет.
Автор Закатина Н.Ю.,
воспитатель дошкольной группы
МБОУ Вешкаймского лицея
им. Б.П. Зиновьева при УлГТУ
Диагностика № 1
Уровень развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста, определяется с помощью следующих игр:
Оценка результатов. Если в течение 30 секунд, ребенок бросил мяч в цель и поймал его 20 раз или более - координация рук его хорошая, от 15 до 20 раз - удовлетворительная, меньше 15 - недостаточная. Если ребенок не может поймать мяч после удара о пол, стенку, не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.
Диагностика № 2
Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений, «Игры с пальчиками».
Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке - образце педагог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.
Оценка результатов. При достаточном для поступления в школу уровне развития мелкой моторики руки «Игры с пальчиками» обычно не вызывают у ребенка затруднений. Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний.
Диагностика №3 «Кто там?»
Материалы: два тканевых непрозрачных мешочка, 2 маленьких и 2 больших квадрата, 2 маленьких и 2 больших равнобедренных треугольника, 2 маленьких и 2 больших прямоугольника.
Процедура проведения: Фигуры помещаются в два мешочка. Ребенок 5 лет должен найти одновременно двумя руками одинаковые фигуры в мешочках, назвать их и показать педагогу.
Оценка результатов.
За каждую правильную пару ребенку начисляется балл. Максимальное количество - 6 баллов.
Детям 6-7 лет задание можно усложнить. Ребенок должен найти одновременно двумя руками разные фигуры в мешочках: большой треугольник и маленький квадрат; маленький прямоугольник и большой треугольник; маленький квадрат и большой прямоугольник.
Оценка результатов.
За каждое правильно выполненное дополнительное задание начисляется балл. В этом случае максимальное количество баллов - 9.
Диагностика № 4
Графический диктант на выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции и умения самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу.
Материал: лист бумаги в клетку, карандаш.
Ребёнок выполняет задание, следуя чётким указаниям преподавателя.
Оценка результатов.
Высокий уровень - диктант выполняет точно и правильно.
Средний уровень - в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены.
Низкий уровень - задание не выполняет.
Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми.
Условия проведения диагностики: