МУНЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МДОУ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА№13 «ЧЕБУРАШКА»
Тематическая НОД с использованием
здоровьесберегающих технологий,
для детей старшей группы
«Волшебные снежинки»
Музыкальный руководитель: Беляева Надежда Викторовна
высшая квалификационная категория
Г. Коряжма 2020г.
Тип занятия: Тематическая ННОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы.
Название: «Волшебные снежинки»
Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни через разные виды музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять умения, направленные на развитие моторики рук;
- закреплять приемы техники игры на детских музыкальных инструментах;
Развивающие:
- обогащать музыкальные впечатления детей, способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку;
- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха;
- развивать танцевально-игровое творчество,
-способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения, мимика и т.д.);
- совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка, эмоциональную выразительность речи;
Воспитательные:
- воспитывать желание следовать ЗОЖ;
- воспитывать эстетический вкус в передаче образа снежинки через игру на музыкальных инструментах
- воспитывать умение общаться друг с другом через песню и танец;
Оздоровительные:
-укреплять физическое и психическое здоровье, используя здоровьесберегающие технологии;
- повышать адаптивные возможности детского организма, активизировать его защитные свойства.
Предварительная работа:
Исследовательская деятельность: опыты со снежинками (превращение снега в воду, воды в лед), определение качеств снега (можно лепить, раскрашивать).
Познавательная деятельность: наблюдение за снежными постройками на прогулочных участках ДОУ.
Коммуникативная деятельность: разучивание загадки, чтение стихов.
Методы и приемы: словесные – использование загадок, стихов, речевых игр; наглядные - использование мультимедийного проектора, рассматривание снежинок; практические – валеологическая песенка-распевка с элементами игрового самомассажа «Доброе утро», фонопедическое упражнение «Снежинка», игра на детских музыкальных инструментах, танцевальная импровизация «Метель и снежинки», упражнение на дыхание, речевая игра со звучащими жестами «Снег»,
песня «Снег-снежок», Е.М. Лагутиной, пальчиковая гимнастика «Снеговик», игра на развитие выразительности речи, мимики и движений «Снеговички и сосульки».
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук;
Атрибуты: «снежок», «снежинки» на каждого ребёнка, «волшебный сундучок», музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики, металлофоны, султанчики, ленты.
Ход занятия
Музыкальный руководитель встречает детей у дверей музыкального зала. Звучит вальс Г. Свиридова (из музыки к к/ф «Метель»).
Муз. рук-ль: Послушайте, какая волшебная музыка играет.
Она Вас ребята, в зал приглашает!
(Дети под музыку входят в зал и встают полукругом)
Видеть всех я в зале рада,
Поздороваться нам надо!
Валеологическая песенка-распевка с элементами игрового массажа.
Доброе утро!
Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу/
Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны/
И сегодня весь день /Хлопают в ладоши/
Будет веселее.
Мы подгладим лобик /Движения по тексту/
Носик и щечки
Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»/
Разотрем ладошки /Движения по тексту/
Сильнее, сильнее
А теперь похлопаем
Смелее, смелее.
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы!
Дети садятся на стульчики, которые стоят около фортепиано.
Муз. рук-ль: Подскажите, пожалуйста, какое время года сейчас?
(ЗИМА).
А вы любите зиму? За что? А ответить вам поможет волшебный снежок.
(Дети отвечают, передают друг другу снежок, означающий очередность ответа. А на экране появляются зимние картинки.)
Варианты ответов:
Воспитатель: Вы правильно сказали, что без зимы нам плохо, зима приносит нам много радости, она нужна нам с вами и окружающей природе. А сейчас послушайте загадку. О чем она?
Ребенок: С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много-много звездочек, тонких, как стекло.
Звездочки холодные, а земле тепло. (Дети отвечают.)
Муз. рук-ль: Правильно, это снежинки. Я расскажу вам историю, которая приключилась с одной маленькой снежинкой, а вы мне поможите.
Фонопедическое упражнение «Снежинка»
Туча мягко покачивалась (дети делают glissando на, звук [а] в диапазоне терции вверх и вниз),
Баюкала снежинок.
Налетал ветер и катал тучу по небу. (Делают glissando на звук [у] от самого нижнего до самого верхнего.)
Проснувшись, снежинки прыгали (пропевают короткие [а] в разных регистрах)
С тучи и летели на землю.
Метель поднимала снежинки (делают glissando на звук [а], [о], [у] вверх и вниз)
И кружила их быстро-быстро.
Ветер, расшалившись (произносят «а-ах!»:1-й звук в низком регистре, а 2-й - в самом высоком), то опускал их вниз, то поднимал вверх.
(Воспитатель следит за правильным выполнением упражнения)
Воспитатель (обращает внимание на снежинки и приглашает встать в круг): Посмотрите, ребята, сколько снежинок влетело к нам в окно. Возьмите их в руки. Что о них можно сказать? (Дети говорят, что снежинки белые, лёгкие, воздушные, красивые, хрустальные и совсем не холодные.) Про них говорят, что снежинки сияют сотнями бриллиантов, как серебряная парча.
Муз. рук-ль: А с помощью каких музыкальных инструментов можно изобразить волшебную музыку серебра? (Дети отвечают, что с помощью треугольников, колокольчиков, металлофона).А давайте сыграем с вами волшебную музыку. (Дети выбирают музыкальные инструменты и занимают свои места для игры в оркестре). Вспомните, как нужно правильно держать музыкальный треугольник, палочку для металлофона и колокольчик.
Исполняется игра на музыкальных инструментах «Фея Серебра» (фрагмент из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковский. (Дети остаются на местах).
Музыкальный руководитель: Какая красивая у нас получилась музыка о волшебных снежинках, а сейчас давайте изобразим снежинки с помощью танцевальных движений. Давайте послушаем музыку для мальчиков, они будут изображать «метель». А сейчас послушаем музыку для девочек, они будут изображать «волшебные снежинки».
Танцевальная импровизация «Метель и снежинки»
(«Зима» -А. Вивальди, «Вальс снежинок» П.И Чайковский.)
Мальчики с султанчиками в руках танцуют «метель», девочки с лентами в руках изображают снежинки.
После танца мальчики характеризуют танец девочек (мягкие, пушистые. легкие и т.д.), а девочки говорят о танцевальных движениях мальчиков (быстрые, шустрые, резкие и т.д.).
(Музыкальный руководитель танцует с девочками, воспитатель – с мальчиками).
Воспитатель: (приглашает детей в круг).
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку. (Дети медленно приседают, показывают плавное падение снежинки, бережно берут снежинку за край, делают вдох и осторожно дуют на нее.)
Ой, не тай, снежинка! Подожди немножко!
Поиграем мы с тобой, а потом пойдем домой!
(дети встают в круг и выполняют вместе с музыкальным руководителем)
Речевая игра со звучащими жестами «Снег».
Как на горке - снег, снег, (поднимают руки вверх, два хлопка)
И под горкой – снег, снег, (приседают на корточки, два шлепка)
И на елке – снег, снег, (поднимают руки вверх, два хлопка)
А под снегом спит медведь,(топают ногами)
Тише, тише, не шуметь! (произносят шепотом, указательный палец возле губ).
Муз. рук-ль: Невесомые снежинки превратились в снегопад.
На дорожки, на скамейки, на ребят они летят.
И волшебный наш экран, снова помогает нам.
(На экране появляются зимние картинки, в соответствии с текстом песни.)
Дети встают по всему залу со снежинками.
Муз.рук-ль: Дети, послушайте вступление и скажите какую песню вам напоминает эта музыка? («Снег-снежок»). Давайте ее исполним, а на проигрыш выполним танцевальные движения со снежинками.
(Воспитатель вместе с детьми поет и выполняет движения)
Песня «Снег-снежок», сл. и муз. Е.М. Лагутиной.
(На проигрыш дети выполняют танцевальные движения со снежинками. По окончании песни дети складывают снежинки в волшебный сундучок).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько снега намело!
Попробуем слепить снеговика?
А чтобы он получился правильным, красивым необходимо движения выполнять строго в соответствии со словами.
(Дети становятся в круг, выполняют движения, имитирующие лепку снеговика вместе с воспитателем и музыкальным руководителем.).
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Раз — рука, два — рука, (дети по очереди вытягивают вперед руки)
Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой! (разводят руки в стороны, показывая
величину кома)
А потом поменьше ком, (растирают ладонями грудь)
Вот такой! (показывают величину кома поменьше)
А наверх поставим мы (поглаживают ладонями щеки,
соединяют пальцы вместе)
Маленький комок... (изображают ком)
Вот и вышел Снеговик, (ставят руки на бока и выполняют
повороты корпуса влево и вправо)
Наш Снеговичок. (на экране появляется изображение
Снеговика).
Воспитатель: Хорошо потрудилась детвора!
Какой замечательный снеговик получился!
Снеговик он не простой, любопытный озорной.
Любит он в снегу купаться и с сосульками сражаться!
(Дети встают в две шеренги напротив друг друга)
Игра на развитие выразительности речи, мимики и движений «Снеговички и Сосульки» (Воспитатель выполняет с 1-ой подгруппой, муз. рук. со2-ой подгруппой).
Музыкальный руководитель: Встретились однажды во дворе Толстячки-Снеговички и Сосульки-Худышки.
Удивились Сосульки : Дети смотрят, подняв брови и широко
«Ах, какие вы толстые!» открыв глаза.
Рассердились Снеговички: Хмурят брови, морщат губы, смотрят
«Не такие уж мы и толстые!» сердито.
Еще больше удивились Сосульки: Округляют губы (как буква «о»),
«О, да вы еще и сердитые!» поднимают брови.
Еще больше рассердились Снеговички: Вытягивают губы трубочкой,
«У-у-у! Мы действительно сердитые!» сводят брови.
Сморщили нос Сосульки: Морщат нос, произносят слова
«Фу, не хотим с вами разговаривать!» с недовольством в голосе.
Скривили губы Снеговички: Изображают на лице возмущение,
«Пф! Ну и не надо!» кривят уголки рта.
Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!
(Дети садятся на стульчики).
Муз. рук-ль: Дети, что мы сегодня с вами делали на занятии? А что вам понравилось больше всего? А чему бы вы хотели научить своих младших сестренок и братишек? (Ответы детей)
Звучит «Вальс снежинок» П.И Чайковского
Муз. рук-ль: Снова музыка волшебная звучит.
Как вы думаете, что в сундучке лежит?
(ответы детей)
Давайте посмотрим (открывает сундучок и удивляется)
А волшебные снежинки превратились в витаминки!
(Витамин С в таблеточках)
Воспитатель: Угощаем, дети, вас.
Здоровья вам и в добрый час!
(Дети прощаются, и выходят из зала).
Витаминки раздаются в группе.