Конспект проведения совместной деятельности
«Зимующие птицы»
Реализация непосредственной образовательной деятельности «Познание» в интеграции с образовательными областями Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое.
Подготовил: воспитатель Ситникова М.А.
Программное содержание:
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей,
формирование отзывчивости, любви к природе, птицам, желание
помогать им.
Задачи:
Воспитательные: Вызвать желание помочь птицам в зимнюю бескормицу,
воспитывать бережное отношение к пернатым.
Развивающие: Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи; учить делать выводы; поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться; аргументировать свой выбор; уважительно относиться к высказываниям других людей.
Образовательные: Расширить, закрепить и обобщить представления детей о зимующих птицах, образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Уточнить и активизировать словарь по теме проекта, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Совершенствовать умение детей планировать свою деятельность, закреплять умение конструировать из бросового материала.
Наглядный материал: игрушка Каркуша, письмо, изображения зимующих птиц, мяч, тарелочки с различными видами корма, мольберт, бросовый материал, ножницы, призы для детей.
Предшествующая работа:
До НОД: наблюдение за птицами на участке; беседы о зимующих птицах; дидактические игры: «Выбери правильный ответ», «Запомни, назови».
После НОД: чтение художественной и энциклопедической литературы, художественное творчество по теме НОД.
Краткий ход НОД:
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Сегодня утром, я разговаривала с вороной Каркушей, она приглашает нас в зимний лес. Погулять, познакомиться с её друзьями птицами, вы согласны? Дети, как нужно себя вести в лесу? Итак, мы с вами отправляемся в путь. На чём мы можем отправиться в лес? Упражнение: «Метель» - Ух ты, зимушка-зима, закружила, замела Все дорожки, все пути- ни проехать, ни пройти. Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали. | Да В лесу нужно быть внимательным, не шуметь, чтобы не нарушить покой лесных жителей и не навредить природе. На машине, на снегоходе, на лыжах. Дети выполняют движения по тексту. |
Проблемная ситуация (мотивация) и принятие детьми цели занятия | Вот мы и прибежали в лес. В лесу очень тихо. -Зимний лес стоит печальный Кто под снегом спрятал тайны? Почему река молчит? Птичья песня не звучит? Осторожно в лес входите, Тайны леса не будите. Как вы думаете, почему так тихо в лесу? Почему не поют птицы? Ребята, что – то я не вижу Каркуши, где же она? Ой, посмотрите дети, письмо лежит. Что же в нём? Читаю письмо: «Помогите! Снежная буря заколдовала меня, и всех птиц в зимнем лесу». Ребята, как же мы можем помочь Каркуше и птицам? | Не знаем Не знаем Мы тоже не видим. Давайте прочитаем. Мы расскажем всё, что знаем о них. |
Постановка и принятие детьми цели занятия. | - Какие птицы вам знакомы? Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке? - Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? | Дети называют птиц, которых знают. На нашем участке мы видели синичек, воробьёв и ворон. Это зимующие птицы. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Начало выполнения действий по задачам НОД. | - Ребята, отгадайте загадку: Что за птица может ловко прицепиться к любой ветке ели, сосны или другого дерева и, качаясь на них вниз головой или спиной, тщательно обследует все щели в коре, извлекая из них насекомых? Почему её назвали – синица? Синица предлагает вам, дети, поиграть. Проводится игра: «Подбери действие» (с мячом). Воробей (что делает?) прыгает, чирикает, летает и т. д. Показываю изображение клеста. - Что это за птица? - Кто хочет рассказать о клестах? Ребята, есть два вида клестов: сосновики и еловики. По их названию вы можете определить: какие шишки любят сосновики, а какие – еловики. В холодное время выводит ещё и птенцов. Для этих птиц холод не страшен, самое главное для них, чтобы было достаточно пищи, пища как бы « греет» их изнутри. Клёст предлагает нам решить задачи: - К кормушке прилетело пять снегирей и один клёст. Сколько птиц отобедает в зимней столовой? На берёзе сидят четыре воробья, а на рябине три клеста. На каком дереве сидит меньше птиц? На сколько? Молодцы, ребята. Справились с заданием. Предлагаю иллюстрацию воробья и предлагаю детям рассказать о воробьях. Как отличить домового воробья от полевого? -Воробей тоже хочет с вами поиграть. Проводится дидактическая игра: «Чьи следы?» Показываю иллюстрацию с изображением ворона. Этих птицу вы хорошо знаете, расскажите о ней. Ребята, посмотрите, какие у вороны чёрные крылья, значит она какая? У сороки длинный хвост, поэтому она… У синицы грудка жёлтая, поэтому она… У дятла длинный клюв, поэтому он… А сейчас отгадайте загадку: Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери! И, вдруг, вспорхнули яблоки Ведь – это снегири! Предлагаю рассказать о снегирях. Почему их назвали снегирями? Физкульминутка «Снегири» Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири, Распушили пёрышки, Греются на солнышке, Головой вертят, улететь хотят. Кыш-кыш! Улетели! За метелью! За метелью! Вот мы и расколдовали всех птиц. Какие это птицы? Почему мы их так называем? Дети, а что может произойти, если у нас не будет птиц? -Дети, какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? Как мы можем помочь птицам? Ребята, а вы знаете какой корм любят зимующие птицы? Дидактическая игра: «Меню для птиц». -Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. А вот и наша Каркуша, значит, мы верно выполнили все задания помогли птицам избавится от колдовства снежной бури. - Каркуша вас благодарит за помощь, но я что- то не пойму, для чего она нам принесла коробочки, веревочки, проволоку? В ходе обсуждения приходим к выводу, что можно изготовить кормушки. | Это синица. Пение этих птиц очень похоже на два человеческих слова – «зинь-зинь». Считается, что сначала на основе созвучия этих птиц стали называть зиницами, а уже после – синицами. Синица - кочующая птица. Летом она живёт в лесу, а с наступлением холодов селятся ближе к людям, для того, чтобы прокормиться и пережить суровое время Это клёст. Оперенье у клестов нарядное — ярко-вишневое. У клеста удивительный клюв — очень крепкий, толстый, сжатый с боков в виде креста. Он позволяет птице легко и быстро вылущивать из сосновых и еловых шишек семена. Шесть птиц. На рябине сидит меньше птиц. На один меньше. Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». На самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая.. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно- бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая. Весной, едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на ветках кустарников и задорно чирикают. Домовые воробьи – это городские. Домовые воробьи живут рядом с нашими домами. А полевые воробьи – это деревенские. Живут они в полях, садах, деревнях. Не любят они наших домой, улетают подальше. Ворона - это крупная птица не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Птица всеядная, хитрая, ловкая и находчивая! Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком, прекрасно изучила его привычки. Чёрнокрылая. Длиннохвостая. Жёлтогрудая. Длинноклювый. Снегирь – маленькая птичка, похожая на воробья, хотя она плотного телосложения. Главная особенность этих птиц – их окрас. У самцов грудка, шея и щеки ярко-красного цвета, спинка серо-голубая. Голова и клюв черные, может даже показаться, что надета черная шапочка. Хвост и крылья тоже черного цвета, на крыльях есть светлые полосы. Толстый, широкий клюв нужен снегирям, чтобы доставать зернышки и семена ягод. Самки имеют похожую окраску, кроме одной очень важной детали – у них нет красной грудки, она окрашена в серовато-бурый цвет. Снегиря так назвали потому, что эти пернатые появляются вместе с первым снегом, будто бы принося с собой зиму. Зимующие. Зимующие птицы это те, которые остаются с нами зимовать, не улетают в теплые края, проводят с нами зиму. Тогда случится настоящая беда: умолкнут степи, леса и поля, расплодятся вредные насекомые и грызуны. Если б не было бы птиц, мух развилось столько, что они бы уничтожили всё. Самый трудный зимний месяц для птиц – это февраль. Все доступные плоды, ягоды, семена и прочие корма уже съедены или превратились от времени и непогоды в труху. Помочь мы им можем, развешивая кормушки и регулярно подкармливая на них птиц. Синицы и воробьи: ягоды рябины, семечки подсолнечника, несолёное сало. Снегири и свиристели: грозди рябины, калины, изюм. Дятлы: орехи, сало, жёлуди. Голуби: просо, семечки подсолнечника, ячмень. Вороны и сороки: овощи, орехи, мясные продукты. Рассуждение детей. |
РЕФЛЕКСИЯ | – Прежде, чем приступить к работе, расскажите, как можно сделать кормушку. Изготовление детьми кормушек из пакетов от сока и молока. -Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь – сосед, Будет вам зимой обед. Хорошо потрудились дети. И Каркуша очень рада. Кормушки получились удобные и прочные. На прогулке мы развесим их на деревьях и насыплем в них корм. Так спасем птиц от зимнего голода. Молодцы ребятки, вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось? | Дети составляют алгоритм и рассказывают о последовательности действий. Дети ножницами вырезают отверстие в пакете и прикрепляют проволоку или веревочку). Да Ответ детей. |