Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка занятия по ознакомлению с окружающим миром "Весенние изменения в жизни растений"

Обобщение педагогического опыта

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Приокский»

Занятие № 29

Тема «Весенние изменения в жизни растений»

(дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ознакомление с окружающим миром»)

Студия развития детей дошкольного возраста «Почемучки»

Педагог дополнительного образования

Ю.В. Болотова

г. Рязань, 2020 г.

МБУДО «ЦДТ «Приокский»

Студия развития детей дошкольного возраста «Почемучки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Ознакомление с окружающим миром»

Занятие по теме «Весенние изменения в жизни растений»

Цель: познакомить с многообразием раннецветущих травянистых растений.

Задачи:

- знать о распространённых раннецветущих травянистых растениях, их строении и жизнедеятельности;

- уметь распознавать первоцветы по фото (иллюстрациям, открыткам), давать им название, сравнивать отличительные особенности раннецветущих растений;

- самостоятельно выделять общие черты строения и особенности каждого растения;

- развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение); связную устную речь;

- воспитывать интерес к природе.

Оборудование: фото (иллюстрации) раннецветущих травянистых растений; карточки для схемы «Раннецветущие растения» (капелька воды, солнце, цветок, пчелиные соты, луковичка, термометр), предметные картинки-ассоциации (медуница - баночка мёда, мать-и-мачеха - солнце, гусиный лук - перья лука, подснежник - капля молока, хохлатка - хохолок птицы, сон-трава-фиолетовый колокольчик, первоцвет весенний - связка ключей), бумажные цветы подснежника; карточки с опорными словами (зацветает рано, хороший медонос, соцветие, лекарственное).

Методы:

- наглядные: демонстрация схемы «Раннецветущие растения», предметных картинок-ассоциаций, фото (иллюстраций, открыток) первоцветов; наблюдение распознающего и репродуктивного характера;

- практические: практические задания;

- словесные: объяснение, познавательная беседа, рассказ педагога и обучающихся;

- стимулирования и мотивации деятельности - интереса к учению;

- метод «ситуации успеха и доверия».

Ход занятия

1. Организационный момент. Психологический настрой.

- Растения весной просыпаются. Яркое солнце не даёт им спать, и они начинают свой рост. Не успеет игривый весенний ветер разбередить снег на лесных полянках и пригорках, как раскрываются первые цветы.

- За каждый правильный ответ вы будете получать цветок. В конце занятия мы посчитаем им количество и посмотрим, у кого получится самый большой букет.

2. Изучение нового материала.

2.1. Работа со схемой.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить мысленное путешествие в весенний лес, чтобы познакомиться с раннецветущими травянистыми растениями.

- Почему их так называют? Какие раннецветущие растения вам известны?

- Как вы думаете, почему они так рано распускаются, что им помогает?

На доске схема:

Раннецветущие растения

(Каждому обучающему раздается изображение раннецветущего травянистого растения: рисунок, открытка, фотография для проведения самостоятельной работы с целью определения того, что позволяет этим растениям цвести рано).

- стебель (прямой, стелющийся, изогнутый; гладкий, опушённый; цвет);

- листья (форма: округлая, продолговатая и т.д.; на что похож; блестящие, покрыты волосками; какие края);

- цветы…

- Итак, что общего у всех раннецветущих травянистых растений?

(Обучающиеся высказывают догадки, предположения. В последовательности, предложенной детьми, педагог открывает схему).

Раннецветущие растения

символ «Капелька воды» (влаголюбивые)

символ «Солнце» (светолюбивые)

символ «Цветок» (яркая окраска)

символ «Соты» (медоносные)

символ «Луковичка» (запас питательных веществ)

символ «Термометр» (холодостойкие)

2.2. Физкультминутка «Пришла весна!»

Весна, весна! Пришла весна!

(Хлопки в ладоши.)

Тепло на крыльях принесла.

(Прыжки на месте.)

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордо головой

(Ходьба.)

Расцвел подснежник голубой.

(Руки в стороны.)

Он весь пушистый, серебристый,

(Приседания.)

На солнце маленький стоит.

(Прыжки.)

Посланец он весны надежный,

Он не боится холодов.

(Наклоны туловища.)

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

(Повороты вправо-влево.)

2.3. Задание «Составь пары-ассоциации»

- Рассмотрите на доске картинки с растениями и предметами. Какие пары вы бы составили? Объясните свой выбор.

1 1

2 2

3 3

4 4

5 5

6 6

7 7

Ответы: 1-4; 2-3; 3-7; 4-6; 5-1; 6-2; 7-5

2.4. Знакомство с особенностями первоцветов

- Давайте подробнее поговорим о первоцветах. (Далее идет знакомство с каждым растением в отдельности. Помогают в этом стихи, экологические сказки, рассказы, легенды, загадки).

Подснежник

- Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила Подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все растения боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим плащом. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны по сей день.

Медуница

- Отгадайте загадку: Какой весенний цветок четырежды меняет свой цвет?

Лиловый, красный, голубой,

Цветет, любимая пчелой,

В дубраве медуница

Никто другой, в стране лесной,

Не может как она весной

В три цвета нарядиться.

- Это цветок медуницы: когда он распускается, то становится розовым, потом пурпурным, фиолетовым и синим.

- А древняя славянская легенда гласит: «Если отопьёшь нектар из двадцати розовых и двадцати фиолетовых цветков медуницы, то сердце твоё станет здоровым и добрым, а помыслы – чистыми». Вот так ценили на Руси простой весенний цветок.

Задание.

Сон-трава (прострел)

Ночью сильно приморозило,

Но, поежившись сперва,

На полянах и на просеках

Расцветает сон-трава.

Не проснулись травы робкие,

Лужи словно зеркала,

А она свои бутончики

Смело к солнцу подняла.

Раньше всех встает красавица,

Пробуждается весной,

А в народе называется

Почему-то сон-травой.

(Н. Алтухов)

- У всех цветов есть мать, только у сон-травы - злая мачеха. Вот она и выгоняет ежегодно бедный цветочек весной из земли раньше, чем покажутся другие цветы. В народе говорят, что люди, попавшие вечером на поляну, усыпанную этими растениями, засыпают под действием их дурманящего испарения.

2.5. Физкультминутка «Весенняя разминка»

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет

(дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет 

(кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
Землю солнышко пригрело, 

(разводят вокруг себя руками)
Птички радостно запели,

(руками изображают взмах крыльями)
Зажурчали ручейки,

(ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты.

(приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

Первоцвет весенний

- Один любознательный юноша изучил все земные науки и решил познать небеса. Но для этого ему необходимо было выковать золотые ключи, пройти по серебристо-звёздному пути к центру Галактики и открыть этими золотыми ключами её ворота. Сделать это было непросто. Много испытаний приготовили юноше звёзды, но он был настойчив. Выковал золотые ключи и пошёл по Млечному Пути. В небесной тишине одна из звезд: «Ты должен забыть всё, что оставил позади: цветущую и зеленеющую землю, и родину, и отца с матерью!». Тут юноша не выдержал; дрогнули его руки и ноги, закружилась голова, зазвенели звёзды вокруг… Когда он очнулся, то оказалось, что лежит на земле. А золотые ключи, что держал в руках, пустили в землю корни и превратились в золотистые цветки первоцвета весеннего.

Мать-и-мачеха

Мать-и-мачеха

(В. Берестов)

Этот яркий желтый цветок на светлом мохнатом стебельке появляется весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Он даже не знает, какие они.

А цветет он там, где земля потревожена, изранена, обнажена. Цветет на откосах. Цветет на покрытых углем и шлаком насыпях. Цветет около ям и в самих ямах. Весело желтеет на грудах выброшенной земли.

- Мать-и-мачеха расцвела! Мать-и-мачеха расцвела! – радуются люди.

- Кого они так называют? – удивляется цветок. – Наверное, землю. На которой я расту. Для меня-то она мать, а для других цветов пока еще мачеха.

Но вот проходит время цветов, и наступает пора больших зеленых листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатистые: потрешь о щеку – станет тепло.

- Это мать, - говорят люди.

Зато снаружи листья твердые, скользкие; приложишь к щеке – почувствуешь холод.

- А это мачеха, - объясняют люди.

Но листьям мать-и-мачехи все равно, как их называют. У них слишком много забот. Как крепкие зеленые щиты, спешат они прикрыть, заслонить собой землю, и своей изнанкой, своей теплой, материнской стороной они прижимаются к земле и шепчут ей:

- Мы с тобой, земля. Ты снова зеленеешь.

Задание.

Хохлатка

Лиловые хохлатки

Весною расцвели.

И за нектаром сладким

К цветам летят шмели.

В кувшинчики резные

Налит душистый сок,

А листья кружевные

Колышет ветерок.

И лес сегодня новый –

Покрыт ковром цветным:

То синим, то лиловым,

То нежно - голубым.

- По древнеславянской легенде в лесу жила ведьма, которая каждую ночь облетала свои владения. На рассвете она возвращалась в избушку. Отдохнуть ей мешали петушки, оповещающие своим криком наступление нового дня. Она была так рассержена, что превратила их в безмолвные цветы. В народе цветок еще называют «курочки» и «петушки».

Гусиный лук

Задание.

Продолжи сказку:

Под кустом

Старый куст не любил, чтобы под ним что-то росло, даже маленькая травинка. Но вдруг появился тоненький маленький стебелек гусиного лука. И один за другим раскрылись желтенькие звездочки-цветочки. Куст возмутился, увидев нежный. Хрупкий цветочек: «Почему ты выбрал именно это место?» «Я не выбирал», - ответил гусиный лук. Это была правда, он просто радовался жизни. «Я скоро накрою тебя листом, и моей тени никто не выносит», - пригрозил куст.

Скоро на старом кусту появились почки и распустились листья, под которыми была темная тень. «Ну, как тебе живется?» «Мне хочется спать», - ответил гусиный лук, который уже отцветал.

Но вскоре в зеленой коробочке созрели семена. Старый куст подумал, что растение погибло. Но прошли лето, осень. Зима и снова пришла весна. И не успел куст проснуться. Как гусиный лук уже распустился. «Я думал, что ты погиб»,- сказал куст. «А я и не умирал», - ответил гусиный лук.

На самом деле нежное растение превратилось в луковицу и спало под землей.

Ландыш

Родился ландыш в майский день

И лес его хранит,

Мне кажется, его задень-

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг

И птицы, и цветы.

Давай послушаем. А вдруг

Услышим я и ты.

3. Итог занятия. Рефлексия.

- Пора возвращаться из весеннего леса и подводить итог.

- О чем сегодня шла речь у нас на занятии?

- Почему травянистые растения, с которыми мы познакомились, называют первоцветами?

- Почему они зацветают первыми?

- Назовите первоцветы, которые вы запомнили.

- Посчитайте и скажите, сколько весенних цветов вы собрали. У кого букет получился больше всех?

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области