Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности
Тема: «Заботливые пчёлы, шмели, осы»
Педагог дополнительного образования
Е.А. Осколкова
г. Рязань, 2020 г.
Занятие по теме «Заботливые пчёлы, шмели, осы»
Цель: Формирование общих предпосылок художественного, творческого развития дошкольников через восприятие.
Задачи:
1. Формирование знаний в области изобразительного искусства:
- расширить представление детей о представителях фауны нашей страны,
познакомить с жизнью пчел, шмелей и ос, опыляющих растения и собирающих нектар;
- обратить внимание на их форму и строение, на прозрачность крыльев и сетчатый узор. Формировать в детях способность «смотреть и видеть»;
- определяя действие насекомых по отношению друг к другу, угадывать их
настроение и характер;
- дать представление о многообразии графического изображения шмелей и пчел.
2. Формирование умений и навыков:
- учить детей создавать образы пчел и шмелей акварелью, используя пятно, линию.
- показать приемы работы акварелью (заливка цветом, нанесение тонких линий).
3. Формирование творческой активности детей:
- учить в рисунке передавать намерения насекомых (смотрят друг на друга,
разговаривают, играют в догонялки и т.п.)
- способствовать созданию оригинальных и динамичных композиций;
- побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу уведенного или услышанного;
- обратить внимание на выразительные свойства формата (вертикальный,
горизонтальный)
4. Формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни:
- на основе анализа произведений изобразительного искусства вызывать интерес к изображению шмелиного семейства (мама-шмель, папа- шмель и сыночек-шмель и т.п.)
Оборудование и материалы, используемые на занятии:
Методы и приёмы.
1. Методы организации и осуществления деятельности:
Аспект восприятия и передачи информации: словесный (сказка), наглядный (демонстрация, фото, иллюстрация), практический (выполнение упражнений).
Аспект мышления: репродуктивный (воспроизведение) действия по образцу.
Аспект управления: работа под руководством педагога, самостоятельная (творческая) работа.
2. Методы стимулирования и мотивации деятельности:формирование интереса к учению посредством выполнения творческих заданий.
3. Методы контроля и самоконтроля:практический (проверка умений и навыков).
4. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю:метод личного примера.
5. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности:поощрение, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Педагог:Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня познакомимся с насекомыми, такими как пчёлы, шмели, осы.
2. Основная часть. Изучение нового материала.
Педагог начинает рассказывать сказку:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Художник, который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать. Так и на этот раз решил отправиться Художник в далекие края, мир посмотреть да себя показать. Долго ли коротко шел Художник и наконец попал в царство Фауны – прекрасной волшебницы, царицы всего животного мира. Кого в этом царстве – государстве только не было: птицы в небесах летают, звери в лесах бродят, рыбы в морях плавают.
Долго ли коротко ли шел Художник, вдруг повстречал удивительное насекомое, а как его зовут не знает: само маленькое, брюшко толстенькое в черную и желтую полоску, имеет шесть лапок, насекомое жужжит, летает да нектар собирает».
Педагог просит детей отгадать насекомое, а затем, показывает репродукции пчелы и шмеля, продолжает рассказ:
«Больше всего поразили Художника прозрачные крылышки с сетчатым рисунком, они засверкали на солнце. Когда насекомое уселось на цветок перед самым носом Художника.
- Ты кто? – спросил Художник у невиданного зверя.
- Я шмель,- отвечает он, - лечу к своим детишкам, несу им вкусный нектар.
Вдруг откуда ни возьмись на поляну вылетели малюсенькие шмели-деточки, увидели маму- шмеля, они обрадовались и залетали вокруг неё».
Затем педагог просит ребят представить себя маленькими шмелями и полетать. Пожужжать и присесть на цветы (стулья).
«Художнику очень понравилась эта дружная семья шмелей и он решил их нарисовать».
Педагог показывает на доске прием работы акварелью, задавая вопросы: На какую форму похоже брюшко шмеля? А головка? Сколько ног и усов? Как изобразить крылышки? Как изобразить шмеля, который летит к земле? А к солнышку?
3. Рисуем сами (работа по образцу, самостоятельное выполнение задания).
Педагог предлагает детям начать практическую работу. Нацеливает детей на создание оригинальной композиции.
1. Большой овал – папа шмель, средний овал – мама, а маленький овал – шмель ребенок. Рисуем овальные крылышки, круглые глазки, линией с завитком усики.
2. Теперь начинаем раскрашивать акварелью. Жёлтый, чёрный, голубой сегодня наши друзья.
3. Поверх желтого брюшка наносим чёрные полоски, голубые крылышки, а теперь мелкие детали (глазки, улыбки, усики, даже лапки). И самое важное, полянка с цветочками.
4.Физкультминутка:
Правая ладошка, левая ладошка (Ладони прижимаем друг к другу)
Наступила нам пора отдохнуть немножко. (Пальцы переплетаются, сжимаясь-разжимаясь)
Правой рукой потрясем, (Встряхиваем правой, потом левой кистью)
Левой рукой потрясем.
С неба звездочки достанем
И в альбомчик соберём. (Дети поочерёдно тянутся правой и левой руками к потолку и собирают звёздочки)
Раз, два, три, четыре, пять-
Надо пальцы посчитать.
Чтобы ровно и красиво
Нам в альбоме рисовать.
5.Закрепление изученного материала.
Посмотрите, ребята, какие чудесные работы у нас с вами получились.Задает вопросы: На каком рисунке шмель получился самым неуклюжим, толстым? На каком самый красивый шмель? Педагог стремится дополнить высказывание детей, обращая внимание на самые выразительные работы. После анализа рисунков педагог предлагает детям превратиться в шмелей и полетать «ж-ж-ж-ж».
6.Итоги занятия.
Ребята! Вы большие молодцы! Вы здорово сегодня потрудились. Наше занятие подошло к концу.Сейчас, мы уберем своё рабочее место (уборка кабинета), разложим свои работы на столах и устроим небольшую выставку.