Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование метода «морфологический анализ» в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование метода «морфологический анализ» в познавательном развитии детей дошкольного возраста

На основе кругов Луллия швейцарский астрофизик Ф. Цвикки в 30-х годах двадцатого столетия создал метод под названием “Морфологический анализ"

Суть его та же самая, что и в кругах Луллия, но мыслительные операции комбинаторного характера осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие – либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Морфологическая таблица может выглядеть в виде матриц.

Пример: создание фантастического животного.

На вертикали обозначены разные виды животных (картинками или схемами), на горизонтали – части их тела. Необходимо заполнить клетки пересечения и указать наличие обозначенных на горизонтали значений каждого признака у каждого из животных. После того как таблица заполнена, можно выборочно взять некоторые значения и создать фантастическое животное, у которого голова будет от зайца, туловище от крокодила, хвост от лисы, а ноги – жирафа. Возможны и другие комбинации.

Показатели на таблице зависят от цели творческого задания.

Заяц

Жираф

Лиса

Крокодил

Голова

Туловище

Хвост

Лапы

Технологическая цепочка проведения тренинга

Представляется морфологическая таблица.

Заполняются вертикальные и горизонтальные оси (количество, подбор показателей определяются целью и содержанием занятия).

Пример: существование или выживание систем в необычных условиях.

на вертикали: карточки с изображением объектов рукотворного и природного мира (собачка, цветок, стул и зонтик).

на горизонтали: карточки с изображением стихий (огонь, вода, воздух и земля).

Рассматривается взаимодействие (поочередное или выборочное) горизонтальных и вертикальных показателей. Проводится обсуждение с детьми полученных вариантов взаимодействий (морфологический анализ).

Пример: как выжить собачке (цветку, стулу, зонтику) при встрече с огнем (водой, воздухом, землей).

Обсуждаются способы сохранения рукотворных и природных объектов в необычных условиях (в мире огня, воды, воздуха, земли).

Выводятся правила существования, выживания этих объектов в необычных условиях.

Организуется продуктивная деятельность по содержанию обсуждения.

Пример: рисование способа защиты цветка или придумывание сказки про путешествие Стула и Зонтика в Подземелье.

Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста

С детьми 3 лет организуется работа по "Волшебной дорожке" с одним вертикальным показателем (герой) и двумя - четырьмя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер). Работа основана на зрительном восприятии Волшебной (волшебных) дорожки. Для обозначения показателей используются картинки (схемы) объектов. С 3,5 лет полезно помещать «героя» на границу разных показателей (значений признака). Пр.: попал зайчик на границу дорожек – стоит и на зелёной дорожке, и на красной. Какого цвета он стал?

Для работы с детьми 4 - 5 лет на вертикали "Волшебной дорожки" располагаются картинки или схематичные изображения (цветом, буквами, знаками) объектов природного и (или) рукотворного происхождения. На горизонтали - части суток, времена года, погодные условия, разнообразные ситуации, функции, типовые приемы фантазирования.

Дети 5 - 7 лет могут работать с неограниченным количеством вертикальных и горизонтальных показателей и строить воображаемые ситуации их взаимодействия, основываясь на зрительном восприятии морфотаблицы и словесном обозначении горизонтальных и вертикальных показателей.

Морфологический анализ, как правило, проводится с группой детей в форме обсуждения.

Сочинение сказок по морфологической таблице предполагает использование элементов алгоритма составления сказок [В.Я. Пропп «Морфология сказки», 1928 г.].

Реализация фантастического содержания должна идти в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, запись сюжета сказки с помощью схем и т.д.).

Ожидаемые результаты

Умение давать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы. Самостоятельный выбор наиболее интересных, их оценка и подробный рассказ о фантастическом действии с достаточной степенью достоверности.

Выстраивание сюжета на основе самостоятельно выбранных показателей: героя (герои), функций (целей). Описание изменений свойств и поведения героя в разных обстоятельствах.

Игры и творческие задания с использованием морфологического анализа

Название игры, цель

Содержание и методические рекомендации

"Как петушок себе цвет подбирал"

Уточнить знания детей о некоторых цветах и оттенках. Побуждать детей фантазировать на основе изменения признака цвета.

На вертикали – силуэт петушка (бесцветного).

На горизонтали – цветные кляксы (желтые, зеленые и т.д.).

Р.З.: назови цвета, которые ты знаешь. Выбери, каким цветом какую часть петушка ты бы раскрасил.

Ф.З.: Петушок путешествует по "Волшебной дорожке" цвета. Попадает в гости поочередно к разным краскам. Окружающий мир окрашивается в соответствующий цвет. Оценка фантастического преобразования на уровне "хорошо – плохо".

"Путешествие растений"

Уточнять знания детей об условиях существования растений. Побуждать к описанию фантастических ситуаций, возникших в результате взаимодействия объекта с окружением.

На горизонтали – карточки с изображением растений (березки, клюквы, розы, кактуса).

На вертикали – карточки с изображением природных ландшафтов (тайги, болота, парка, пустыни).

Р.З.: выбери растение и расскажи, где оно растет (роза растет в парке), почему.

Ф.З.: выбери любую карточку и помести ее в необычное место обитания. Расскажи о том, что или кто поможет растению выжить.

ПР.: березка дает соки для клюквы, которой очень сухо в тайге.

Рекомендуется с 5 – летнего возраста.

"Путешествие в страну Математики".

Учить детей применять знания, полученные на занятиях по математике.

Придумывать истории, связанные с фантастическим преобразованием объекта.

На горизонтали – схемы, обозначающие объекты математического знания (часы, геометрические формы, цифры, задачи т.д.). На вертикали - 2-3 объекта (поезд, синица).

Р.З.: рассмотри картинки. Объясни, какие математические знания необходимы человеку при взаимодействии с данными объектами.

ПР.: по расписанию ходит поезд, а синичка активна в светлое время суток.

Ф.З.: придумай историю о том, как синичка со своим другом паровозиком решила побывать в стране математики, и что из этого вышло.

Рекомендуется с 6 лет.

«Волшебные домики».

Цель – закреплять знания детей о местах обитания животных, побуждать к описанию фантастических ситуаций.

По вертикали картинки животных (мышка, кошка, белка, собачка и др.), по горизонтали (корзинка, гнездо, дерево с дуплом, конура, норка).

Выбери животное и расскажи, какое его жилище (собака живет в конуре), почему.

Ф.З. все жилища животных перепутали, расскажи, сможет ли животное выжить в этом месте обитания и какие у него будут трудности (собаке сложно будет забраться на дерево и жить в дупле, еще если она будет большая по размеру, то она не сможет туда поместиться).

«Путешествие зебры».

Цель – закреплять умения детей преобразовывать обьект по признаку.

На горизонтали – цветные прорези (красные, синие, желтые и т.д.), на вертикали – картинка зебры.

Назови цвета, которые ты видишь.

Наша зебра отправляется в путешествие по волшебное дорожке цвета и попадает в гости к разным цветам (зебра меняет свою раскраску – стала зеленой).

Анализ фантастического преобразования – как бы зебре в жизни помогло быть с зеленой раскраской, а что бы помешало?

«Расскажи про объект»

Цель – закреплять умения находить признак в объекте.

На горизонтали – признаки (форма, место, класс, рельеф), на вертикали – признаки

(цвет, размер, количество, части).

Дети из предложенных им картинок должны описать объект по признакам (например, мяч – по цвету красный, находится в физкультурном зале).

Также дети могут описывать объекты из набора картинок и подбирать подходящую.

«Волшебные вопросы»

Цель – закреплять умения задавать вопросы по признаку.

На горизонтали – вопросы (Какой? Что было бы если? Почему? Где?),

на вертикали признаки (количество, цвет, размер, место).

Каждый ребенок получает картинку из сказки со сказочным героем, отгадывая перед этим загадалку, к этой картинке.

После чего вставляют свои картинки в игровое поле и отвечают на вопросы по признакам (например: что было бы если у красной шапочки цвет шапочки был бы не красный, а зеленый? – то сказка называлась зеленая шапочка, или что было бы если, вся одежда красной шапочки была бы зеленого цвета?- она могла бы легко спрятаться от волка в кустах и др.).

Дети могут сами выбирать вопросы и признаки, с которыми хотят поиграть и их место расположения.

«Сказочные волшебники»

Цель – закреплять умения преобразовывать обьект по признаку;

- побуждать детей к описанию фантастических ситуаций, возникших в результате, взаимодействия объекта с окружением.

На горизонтали – признаки (размер, место, рельеф, части).

на вертикали волшебники (наоборот, времени, деления- объединения, увеличения - уменьшения).

Картинка (из сказки «Три поросенка») начинает путешествие по Волшебным дорожкам и попала в гости к волшебнику «увеличения - уменьшения», волшебник дотронулся до поросят и увеличил их по размеру, стали поросята в несколько раз больше серого волка, а волк их напугался и убежал и никогда больше не возвращался к ним и т.д.

Одна картинка так и стала путешествовать по всем волшебникам и признакам.

«Грамотейка»

Цель – закреплять знания, полученные на занятиях по обучению грамоте.

На горизонтали –2 синих и 2 красных окошечка.

на вертикали – картинки - слон, арбуз, кукла, юла.

На столе лежат карточки со звуками (С,А, К, Ю).

-нужно правильно подобрать картинку с изображенным на нем звуком чтобы он соответствовал данной характеристике, Например: картинка слона, слово начинается со звука (с), он согласный, должно получиться пересечение картинки слона, со звуком (с) и синим окошечком и т.д.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области