Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеразвивающая программа курса «Развитие речи»

Курс «Развитие речи» развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письму развитию интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами сказкой, рассказом, стихотворением.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа курса «Развитие речи» имеет социально-педагогическую направленность и является модифицированной. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребёнка, приказом Минобрнауки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2015 гг.», Указом Президента РФ №276 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.4 1251-03), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.), на основе авторской программы «Преемственность» Федосовой Н.А., содержание которой соответствует области «Речевое развитие» ФГОС ДО.

Программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности), обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей, строится с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Возникает необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей; формирования общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми); развития умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему

Курс «Развитие речи» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письму; развитию интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Основные применяемые технологии:

Методы обучения: наглядный, словесный, работа с книгой, практический.

Срок реализации программы: 9 месяцев.

Возраст обучающихся 6 лет.

Продолжительность учебной нагрузки: 2 занятия в неделю

Общее количество занятий: 68 занятий

Форма организации занятий: групповая

Цели и задачи учебного предмета

Цель курса « Развитие речи» Развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, расширение и обогащение активного словаря обучающихся, подготовка к обучению чтению.

Задачи курса:

- обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием;

- содействие развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

-обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения;

- развитие инициативы, любознательности, способности к творческому самовыражению;

- расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей и формирование грамматического строя речи ребенка.

- совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование);

- создание речевых высказываний различных типов .

Учебно-тематический план

№п/п

Дата проведения

Тема занятия, названия раздела

Количество часов

Осенние странички

17

Учимся слышать звуки. Сравнение предметов, выделение общих и частных признаков.(с.4-5, ч.1)

1

Учимся составлять рассказ. Сравнение предметов, выделение общих и частных признаков. (с.6-7,ч.1)

1

Гласные звуки. Звук О.(ч.2,с.4-5)

1

Занятия детей. Игры и игрушки. Рассказ на тему «Как мы играем». Гласные и согласные звуки. (ч.1,с.8-9)

1

Гласные звуки. Звук А.(ч.2,с.6-7)

1

Последовательность изложения рассказа по картинке.(ч.1, с.10-11)

1

Гласные звуки. Звук У.(ч.2,с.8-9)

1

Совершенствование развития речи. Рассказ М. Горького «Воробьишко» (ч.1, с.12-13)

1

Гласные звуки. Звук ы.(ч.2,с.10-11)

1

Деревья в осеннем уборе. Формирование четкого звукопроизношения.(ч.1. с.14-15)

1

Гласные звуки. Звук И.(ч.2,с.12-13)

1

Фрукты и овощи. Выделение первых звуков в слове. Звуковой анализ слов. (ч.1,с.16-17)

1

Гласные звуки. Звук Э.(ч.2,с.14-15)

1

Слушаем сказку. Учимся отвечать на вопросы.

1

Гласные звуки. Буква Я.(ч.2,с.16-17)

1

Итоговое занятие на тему «Осень»

1

Гласные звуки. Буква Ю. (ч.2,с.18-19)

1

Зимние странички

14

Признаки зимы. Зимние забавы. Учимся составлять рассказ.(ч.1,с.18-19 )

1

Гласные звуки. Буква Е. (ч.2,с.20-21)

1

Учимся составлять рассказ по заданному началу.(ч.1,с.20-21)

1

Гласные звуки. Буква Ё.(ч.2,с.22-23)

1

Подбор стихотворений к иллюстрациям. (ч.1, с.22-23)

1

Согласные твердые и мягкие. Буква Л. (ч.2,с.24-25)

1

Н.Некрасов. Мороз Красный нос. Совершенствование звукопроизношения (ч.1,с.24-25)

1

Согласные твердые и мягкие. Буква М. (ч.2,с.26-27)

1

А.С.Пушкин. Развитие памяти, четкого произношения звуков. (ч.1,с.26-27)

1

Согласные твердые и мягкие. Буква Н. (ч.2,с.28-29)

1

Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «Животные зимой» (ч.1,с.28-29)

1

Согласные твердые и мягкие. Буква Р. (ч.2,с.30-31)

1

Итоговое занятие на тему «Зима»

1

Согласные твердые и мягкие. Буква В. (ч.2,с.32-33)

1

Я и моя семья.

12

Совершенствование и развитие речи. Моя семья (ч.1,с.66-67)

1

Согласные твердые и мягкие. Буква Ф. (ч.2,с.34-35)

1

Звуковой анализ слов. Очень вкусно пахнет щами!(ч.1,с..68-69)

1

Согласные твердые и мягкие. Буква З. (ч.2,с.36-37)

1

Развитие речи. Я умею сам! (ч.1, с.70-71)

1

Согласные твердые и мягкие. Буква С. (ч.2,с.38-39)

1

Составление рассказа «Отдых семьи». (ч.1,с.72-73)

1

Согласные твердые. Буква Ш. (ч.2,с.40-41)

1

Вместе тесно, а врозь скучно. Совершенствование грамматического строя речи. (ч.1,с.74-75)

1

Согласные твердые. Буква Ж. (ч.2,с.42-43)

1

Профессии людей. Анализ слов. (ч.1, с.76-77)

1

Согласные твердые и мягкие. Буква Б. (ч.2,с.44-45)

1

Весенние странички

14

Птицы весной. Составление рассказа. Ответы на вопросы. (ч.1,с.30-31)

1

Согласные твердые и мягкие. Буква П. (ч.2,с.46--47)

1

Весенние заботы. Формирование грамматического строя речи. (ч.1.с.32-33)

1

Согласные твердые и мягкие. Буква Д. (ч.2,с.48-49)

1

Чистоговорки. Скороговорки. Звуковой анализ слов. (ч.1,с.34-35)

1

Согласные твердые и мягкие. Буква Т. (ч.2,с.50-51)

1

Это мамин день. Формирование грамматического строя речи. (ч.1, с.36-37)

1

Согласные твердые и мягкие. Буква Г. (ч.2,с.52-53)

1

Составление сказок о весне. (ч.1, с.38-40)

1

Согласные твердые и мягкие. Буква К. (ч.2,с.54-55)

1

«Лиса, заяц и петух». Пересказ по картинкам. (ч.1.,с.41-45)

1

Согласные твердые и мягкие. Буква Х. (ч.2,с.56-57)

1

Итоговое занятие «Проверь себя» (ч.1, с.46-47)

1

Согласные твердые. Буква Ц. (ч.2,с.58-59)

1

Летние странички

11

Составление предложений по заданному началу. Летний отдых детей.(ч.1,с.48-51)

1

Согласные мягкие. Буква Щ. (ч.2,с.60-61)

1

В летнем лесу. Составление рассказа на тему.(ч.1, с.52-53)

1

Согласные мягкие. Буква Ч. (ч.2,с.62-63)

1

Животные леса. Составление рассказа по картинке. (ч.1,с.54-55)

1

Согласные мягкие. Буква Й. (ч.2,с.64-65)

1

Мир вокруг нас. Расширение словарного запаса. (ч.1,с.56-59)

1

Буквы ь и ъ.. (ч.2,с.66-67)

1

« Продолжи сказку!» Совершенствование речи.(ч.1,с.60-63)

1

Первый класс, первый раз! Слушаем, повторяем буквы.(ч.2, с.78-81)

1

Кто расскажет обо всем. Слушаем, повторяем буквы. (ч.2,с.82-85)

1

Содержание курса

Курс « Развитие речи» помогает практически подготовить детей к обучению чтению и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Развитие и совершенствование устной речи включает в себя расширение и активизацию словарного запаса детей ; развитие у детей интереса к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений; разучивание произведений наизусть; развитие умения задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения; развитие навыков связной монологической и диалогической речи. Обучение связному, логичному и последовательному изложению содержания услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам педагога (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное -развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формирование умения замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации . Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и детей. Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с этим в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Подготовка к обучению чтению

Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствование звуковой культуры речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Развитие фонематического слуха: называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закрепление правильного произношения и артикуляции ; формирование умения менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), правильно использовать интонационные средства. Развивать умение узнавать гласные и согласные звуки в словах, выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре. Звукопроизношение: речевая гимнастика(упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Планируемые результаты.

Итогами 1 этапа обучения (Развитие и совершенствование устной речи) является:

- накапливание, уточнение и совершенствование словаря;

- точное употребление нужных по смыслу слов;

-выработка правильного произношения гласных  а,о,у,ы,э,и  и согласных  п,б,т,д,к,г,м,в,ф звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха;

- развитие артикуляционного аппарата;

- умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно, развитие моторики, графических навыков;

- расширять знания о предметах  окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные;

-выполнять задания в рабочих тетрадях по развитию графических навыков.

Итогами 2 этапа обучения (Подготовка к обучению чтению) является:

- продолжать  знакомство с терминами «слово» и «звук»;

- обращать внимание на длительность звучания слов;

- формировать  умение различать на слух твердые и мягкие согласные;

- изолированно произносить первый звук в слове;

- познакомить  с делением слов на слоги, с моделированием - изображением слова ;

- рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;

- штриховать различные предметы;

- во время физкультминуток  выполнять различные упражнения (для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук) используя  веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту.

- Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ребенок научится:

распознавать первый звук в словах;

внимательно слушать литературные произведения;

называть персонажей, основные события;

отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

составлять элементарный рассказ по серии картинок;

обсуждать нравственные стороны поступков людей;

участвовать в коллективных разговорах;

использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

Ребенок получит возможность научиться:

устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

читать литературные произведения наизусть, используя интонационные средства выразительности;

различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки,

колыбельные песенки, потешки);

Формы и методы контроля, система оценок

Формы контроля

- Наблюдение

- Беседа, беседа с опорой на практический материал, объяснения дошкольников

- Методики: «Покажи картинку», «Назови, что покажу», «Будь внимательным», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Покажи картинку», «Эхо».

Критерии отслеживания усвоения программы

Анализ производится по трём критериям:

Список используемой литературы

1. Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др. Программа по подготовке к школе детей 5–7 лет. М.; Просвещение, 2017.

2. Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др. Методические рекомендации к программе «Преемственность». Пособие для педагогов. М.; Просвещение, электронная версия

3. Н. А. Федосова. От слова к букве. В 2 частях. Пособие для детей 5–7 лет

4. Волина Н.А. Занимательное азбуковедение. М.;Просвещение, 2016

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области