Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа курса «Развитие речи» имеет социально-педагогическую направленность и является модифицированной. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребёнка, приказом Минобрнауки РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей в РФ, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2015 гг.», Указом Президента РФ №276 от 01.06.2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.4 1251-03), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.), на основе авторской программы «Преемственность» Федосовой Н.А., содержание которой соответствует области «Речевое развитие» ФГОС ДО.
Программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности), обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей, строится с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Возникает необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей; формирования общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми); развития умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему
Курс «Развитие речи» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письму; развитию интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Основные применяемые технологии:
Методы обучения: наглядный, словесный, работа с книгой, практический.
Срок реализации программы: 9 месяцев.
Возраст обучающихся 6 лет.
Продолжительность учебной нагрузки: 2 занятия в неделю
Общее количество занятий: 68 занятий
Форма организации занятий: групповая
Цели и задачи учебного предмета
Цель курса « Развитие речи» Развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, расширение и обогащение активного словаря обучающихся, подготовка к обучению чтению.
Задачи курса:
- обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием;
- содействие развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
-обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативы, любознательности, способности к творческому самовыражению;
- расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей и формирование грамматического строя речи ребенка.
- совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование);
- создание речевых высказываний различных типов .
Учебно-тематический план
№п/п | Дата проведения | Тема занятия, названия раздела | Количество часов |
Осенние странички | 17 | ||
Учимся слышать звуки. Сравнение предметов, выделение общих и частных признаков.(с.4-5, ч.1) | 1 | ||
Учимся составлять рассказ. Сравнение предметов, выделение общих и частных признаков. (с.6-7,ч.1) | 1 | ||
Гласные звуки. Звук О.(ч.2,с.4-5) | 1 | ||
Занятия детей. Игры и игрушки. Рассказ на тему «Как мы играем». Гласные и согласные звуки. (ч.1,с.8-9) | 1 | ||
Гласные звуки. Звук А.(ч.2,с.6-7) | 1 | ||
Последовательность изложения рассказа по картинке.(ч.1, с.10-11) | 1 | ||
Гласные звуки. Звук У.(ч.2,с.8-9) | 1 | ||
Совершенствование развития речи. Рассказ М. Горького «Воробьишко» (ч.1, с.12-13) | 1 | ||
Гласные звуки. Звук ы.(ч.2,с.10-11) | 1 | ||
Деревья в осеннем уборе. Формирование четкого звукопроизношения.(ч.1. с.14-15) | 1 | ||
Гласные звуки. Звук И.(ч.2,с.12-13) | 1 | ||
Фрукты и овощи. Выделение первых звуков в слове. Звуковой анализ слов. (ч.1,с.16-17) | 1 | ||
Гласные звуки. Звук Э.(ч.2,с.14-15) | 1 | ||
Слушаем сказку. Учимся отвечать на вопросы. | 1 | ||
Гласные звуки. Буква Я.(ч.2,с.16-17) | 1 | ||
Итоговое занятие на тему «Осень» | 1 | ||
Гласные звуки. Буква Ю. (ч.2,с.18-19) | 1 | ||
Зимние странички | 14 | ||
Признаки зимы. Зимние забавы. Учимся составлять рассказ.(ч.1,с.18-19 ) | 1 | ||
Гласные звуки. Буква Е. (ч.2,с.20-21) | 1 | ||
Учимся составлять рассказ по заданному началу.(ч.1,с.20-21) | 1 | ||
Гласные звуки. Буква Ё.(ч.2,с.22-23) | 1 | ||
Подбор стихотворений к иллюстрациям. (ч.1, с.22-23) | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква Л. (ч.2,с.24-25) | 1 | ||
Н.Некрасов. Мороз Красный нос. Совершенствование звукопроизношения (ч.1,с.24-25) | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква М. (ч.2,с.26-27) | 1 | ||
А.С.Пушкин. Развитие памяти, четкого произношения звуков. (ч.1,с.26-27) | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква Н. (ч.2,с.28-29) | 1 | ||
Совершенствование и развитие речи. Составление рассказа на тему «Животные зимой» (ч.1,с.28-29) | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква Р. (ч.2,с.30-31) | 1 | ||
Итоговое занятие на тему «Зима» | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква В. (ч.2,с.32-33) | 1 | ||
Я и моя семья. | 12 | ||
Совершенствование и развитие речи. Моя семья (ч.1,с.66-67) | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква Ф. (ч.2,с.34-35) | 1 | ||
Звуковой анализ слов. Очень вкусно пахнет щами!(ч.1,с..68-69) | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква З. (ч.2,с.36-37) | 1 | ||
Развитие речи. Я умею сам! (ч.1, с.70-71) | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква С. (ч.2,с.38-39) | 1 | ||
Составление рассказа «Отдых семьи». (ч.1,с.72-73) | 1 | ||
Согласные твердые. Буква Ш. (ч.2,с.40-41) | 1 | ||
Вместе тесно, а врозь скучно. Совершенствование грамматического строя речи. (ч.1,с.74-75) | 1 | ||
Согласные твердые. Буква Ж. (ч.2,с.42-43) | 1 | ||
Профессии людей. Анализ слов. (ч.1, с.76-77) | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква Б. (ч.2,с.44-45) | 1 | ||
Весенние странички | 14 | ||
Птицы весной. Составление рассказа. Ответы на вопросы. (ч.1,с.30-31) | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква П. (ч.2,с.46--47) | 1 | ||
Весенние заботы. Формирование грамматического строя речи. (ч.1.с.32-33) | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква Д. (ч.2,с.48-49) | 1 | ||
Чистоговорки. Скороговорки. Звуковой анализ слов. (ч.1,с.34-35) | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква Т. (ч.2,с.50-51) | 1 | ||
Это мамин день. Формирование грамматического строя речи. (ч.1, с.36-37) | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква Г. (ч.2,с.52-53) | 1 | ||
Составление сказок о весне. (ч.1, с.38-40) | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква К. (ч.2,с.54-55) | 1 | ||
«Лиса, заяц и петух». Пересказ по картинкам. (ч.1.,с.41-45) | 1 | ||
Согласные твердые и мягкие. Буква Х. (ч.2,с.56-57) | 1 | ||
Итоговое занятие «Проверь себя» (ч.1, с.46-47) | 1 | ||
Согласные твердые. Буква Ц. (ч.2,с.58-59) | 1 | ||
Летние странички | 11 | ||
Составление предложений по заданному началу. Летний отдых детей.(ч.1,с.48-51) | 1 | ||
Согласные мягкие. Буква Щ. (ч.2,с.60-61) | 1 | ||
В летнем лесу. Составление рассказа на тему.(ч.1, с.52-53) | 1 | ||
Согласные мягкие. Буква Ч. (ч.2,с.62-63) | 1 | ||
Животные леса. Составление рассказа по картинке. (ч.1,с.54-55) | 1 | ||
Согласные мягкие. Буква Й. (ч.2,с.64-65) | 1 | ||
Мир вокруг нас. Расширение словарного запаса. (ч.1,с.56-59) | 1 | ||
Буквы ь и ъ.. (ч.2,с.66-67) | 1 | ||
« Продолжи сказку!» Совершенствование речи.(ч.1,с.60-63) | 1 | ||
Первый класс, первый раз! Слушаем, повторяем буквы.(ч.2, с.78-81) | 1 | ||
Кто расскажет обо всем. Слушаем, повторяем буквы. (ч.2,с.82-85) | 1 |
Содержание курса
Курс « Развитие речи» помогает практически подготовить детей к обучению чтению и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Развитие и совершенствование устной речи включает в себя расширение и активизацию словарного запаса детей ; развитие у детей интереса к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений; разучивание произведений наизусть; развитие умения задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения; развитие навыков связной монологической и диалогической речи. Обучение связному, логичному и последовательному изложению содержания услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам педагога (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное -развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формирование умения замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации . Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и детей. Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с этим в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Подготовка к обучению чтению
Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствование звуковой культуры речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Развитие фонематического слуха: называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закрепление правильного произношения и артикуляции ; формирование умения менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), правильно использовать интонационные средства. Развивать умение узнавать гласные и согласные звуки в словах, выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре. Звукопроизношение: речевая гимнастика(упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Планируемые результаты.
Итогами 1 этапа обучения (Развитие и совершенствование устной речи) является:
- накапливание, уточнение и совершенствование словаря;
- точное употребление нужных по смыслу слов;
-выработка правильного произношения гласных а,о,у,ы,э,и и согласных п,б,т,д,к,г,м,в,ф звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха;
- развитие артикуляционного аппарата;
- умение понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно, развитие моторики, графических навыков;
- расширять знания о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные;
-выполнять задания в рабочих тетрадях по развитию графических навыков.
Итогами 2 этапа обучения (Подготовка к обучению чтению) является:
- продолжать знакомство с терминами «слово» и «звук»;
- обращать внимание на длительность звучания слов;
- формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные;
- изолированно произносить первый звук в слове;
- познакомить с делением слов на слоги, с моделированием - изображением слова ;
- рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;
- штриховать различные предметы;
- во время физкультминуток выполнять различные упражнения (для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук) используя веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Ребенок научится:
распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
читать литературные произведения наизусть, используя интонационные средства выразительности;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки,
колыбельные песенки, потешки);
Формы и методы контроля, система оценок
Формы контроля
- Наблюдение
- Беседа, беседа с опорой на практический материал, объяснения дошкольников
- Методики: «Покажи картинку», «Назови, что покажу», «Будь внимательным», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Покажи картинку», «Эхо».
Критерии отслеживания усвоения программы
Анализ производится по трём критериям:
Список используемой литературы
1. Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др. Программа по подготовке к школе детей 5–7 лет. М.; Просвещение, 2017.
2. Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др. Методические рекомендации к программе «Преемственность». Пособие для педагогов. М.; Просвещение, электронная версия
3. Н. А. Федосова. От слова к букве. В 2 частях. Пособие для детей 5–7 лет
4. Волина Н.А. Занимательное азбуковедение. М.;Просвещение, 2016