Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие речевой деятельности старших дошкольников

Цель формирование речевой деятельности старших дошкольников. Задачи - формировать звуковую культуру речи речевой слух, правильное произношение, выразительность речи - формировать грамматический строй речи - развивать и пополнять словарный запас дошкольников - развивать связную речь через различные виды деятельности - воспитывать и прививать коммуникативные навыки.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Публикация

Развитие речевой деятельности старших дошкольников

Шабалина Нина Александровна

2020г.

Цель: формирование речевой деятельности старших дошкольников.

Задачи:

- формировать звуковую культуру речи (речевой слух, правильное произношение, выразительность речи);

- формировать грамматический строй речи;

- развивать и пополнять словарный запас дошкольников;

- развивать связную речь через различные виды деятельности;

- воспитывать и прививать коммуникативные навыки.

Проблема подготовки детей к обучению в школе по – прежнему является актуальной, как для педагогов ДОУ, так и для педагогов начального звена школы. Родители тоже требуют от воспитателей, чтобы выпускаясь из детского сада, ребенок мог бегло читать, решать примеры и задачи, писать печатными буквами слова и предложения, некоторые родители стремятся отдать своего ребенка в школу с шести лет, считая, что если он начал читать, знает буквы, он уже готов к школе и в детском саду ему будет скучно. Воспитатели, специалисты еще со старшей группы убеждают родителей в том, что, в первую очередь, важна психологическая и физическая готовность к школе. По современным ФГОС стандартам важна личностная готовность ребенка к обучению.

Об этом говорят и педагоги школы, которых мы обязательно приглашаем на родительские собрания в подготовительные группы в начале учебного года. Почему в начале года? Чтобы можно было исправить какие – либо ситуации, решить проблемы, обратить внимание на вопросы воспитания. Да и к мнению учителей многие родители прислушиваются. Педагоги и воспитатели стараются убедить молодых родителей в том, что первостепенным умением ребенка является умение организовать свою деятельность в школе, уметь самостоятельно приготовиться к уроку, обслужить себя, умение слушать и слышать учителя. У будущего первоклассника должны быть развиты коммуникативные качества и навыки и, конечно, должна быть развита устная речь.

Будущий первоклассник должен уметь общаться со взрослыми и одноклассниками, договариваться, соблюдать определенные моральные нормы. Таким образом, в первую очередь, мы должны воспитать личностные качества будущего школьника. Своим родителям мы говорим, что подготовку к школе мы начинаем вести с младшего возраста, с того времени, как они пришли к нам в группу.

Обсуждая вопросы предшкольной подготовки на совместных методических объединениях, учителя говорят о том, что некоторые дети в первом классе не могут долго держать ручку или, наоборот, сильно ее сжимают, от этого быстро устает рука, ребенок не может долго писать, не успевает, нервничает. Учитывая все эти проблемы, мы очень много внимания уделяем пальчиковым играм, развитию мелкой моторики, выполняем различные упражнения на застегивание – расстегивание, завязывание – развязывание, катаем между ладонями карандаш с гранями, сжимаем – разжимаем камушки, грецкие орехи, занимаемся тестопластикой, т.е. идет активная подготовка руки к письму. Постоянно обращаем внимание родителей на то, как дети держат карандаш, кисточку, вилку или ложку.

Для формирования предпосылок к учебе, развития познавательной и речевой активности мы ежедневно используем дидактические игры в образовательной, воспитательной, игровой деятельности. Для развития и формирования самоконтроля применяем в работе с детьми игры с правилами.

Нигде так не развивается умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться, уступать, помогать, как в сюжетно – ролевой игре, здесь развиваются и коммуникативные качества, и воображение. Через такие игры формируем умение правильно общаться по телефону, вызывая пожарных или скорую помощь. В сюжетно – ролевой игре у детей формируются следующие качества: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней в соответствии с правилами, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению.

Со старшей группы мы начинаем играть в детский КВН. Дети, соблюдая определенные правила, делятся на команды, выбирают капитана, придумывают название своей команде и выполняют вместе задания на определенную тему. В этой игре формируется умение работать в команде, чувство взаимопомощи, развиваются положительные лидерские качества. Дети подготовительной группы понимают, чтобы выиграть, победить, надо обладать знаниями и умениями, надо заниматься. В результате таких игр развивается память, внимание, мышление. Все эти качества необходимы будущему ученику. Для развития зрительного внимания, ориентации в пространстве включаем задания с применением схем, например схемы нашей группы, нашего участка. Конечно, такие задания выполняются многими детьми с трудом, но всегда вызывают интерес и радость оттого, что получили результат.

Большой проблемой для многих детей является выступление перед сверстниками, перед гостями на праздниках и утренниках, из-за собственной стеснительности ребенок забывает слова, все, что учил и помнил. Для того, чтобы развивать память, выразительность речи, умение выступать перед аудиторией, мы проводим конкурсы чтецов. Тематика конкурсов может быть различной, например, произведения о временах года, о природе, то, что доступно и понятно детям. Стихи о природе – понятие многогранное, это стихи о животных, птицах, деревьях, цветах, о дожде и снеге, о вьюге и солнце, одним словом, детям предоставлялся огромный выбор поэтических произведений. Главное, чтобы они были интересны, доступны в понимании текста, вызывали эмоциональный отклик у ребенка, а также и у родителей.

При подготовке проводится большая индивидуальная работа по выразительности речи, развитию словарного запаса, артикуляции. Конкурсы чтецов показали огромные положительные результаты не только в плане развития речи и ощущения чувства собственного успеха. У детей, которые боялись выходить к зрителям, к концу года появилась уверенность в себе, они перестали стесняться публики, научились рассказывать выразительно и эмоционально стихи и стали участниками различных праздничных мероприятий. Преобладание положительных эмоций благотворно сказывается и на психологическом состоянии ребенка. Все это помогает быстрее адаптироваться в школьной жизни.

Для развития речевой деятельности мы использовали такую форму работы, как защита рефератов по какой – либо теме, которая предлагается воспитателями заранее. Этот метод работы широко используется уже в начальной школе. Родители с ребенком дома подбирают доступный и интересный материал, иллюстрации, фотографии, все это оформляют, распечатывают. В группе ребенок рассказывает своими словами о том, что он дома с родителями подготовил, сообщение должно быть небольшим, но интересным для остальных детей. Помимо рефератов родители с детьми делают презентации, например, о своей работе, о путешествиях, в которых они побывали, о своем питомце. Детям такие задания очень нравятся, все хотят выступить, рассказать свою историю, таким образом, формируется, развивается словарный запас, умение говорить предложениями.

В этом учебном году в старшей группе мы решили организовать кружок риторики «Уроки риторики и речевой этикет». Риторика - интегративная дисциплина, она учит творчеству, формирует умение излагать свои мысли, умение отстаивать свою точку зрения, развивает качества голоса, дикцию. Цель работы нашего кружка: овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптация дошкольника в социумепосредством развития речевых умений и навыков.

Задачи, которые мы ставим перед собой и детьми группы:

- развивать речевые способности детей;

- развивать основные свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;

- развивать коммуникативные качества ребенка.

- воспитывать в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия.

Программа кружка рассчитана на два года, занятия проходят еженедельно, время – 25 -30 минут. Считаем, что в настоящее время это направление в работе по подготовке детей к школе очень актуально.

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу требует от него огромного напряжения физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье. Помимо обязательных физкультурных занятий, зарядки и других обязательных процедур, в группе проводятся спортивные досуги, развлечения, малые олимпиады, в ходе которых воспитываются и развиваются такие качества как ловкость, сноровка, координация движений, умение радоваться достижениям своих друзей. Спортивные досуги мы проводим в любое время года.

Чтобы подготовка детей к школьной жизни была более продуктивной и успешной, между педагогами ДОУ и учителями школы, куда они пойдут учиться, налажено деловое сотрудничество. У нас проходят методические объединения, семинары по ознакомлению с программами, по которым мы работаем в старших группах и в первом классе, с воспитательно – образовательными задачами, чтобы понимать, в каком направлении нам вести свою деятельность. Учителя начальных классов приходят в детский сад на занятия, наблюдают за будущими первоклассниками, смотрят, какие методы и приемы используются воспитателями в образовательном процессе. Воспитатели посещают уроки в школе, чтобы увидеть, как идет адаптация бывших воспитанников, какие возникли проблемы с переходом в школу. Все вопросы обсуждаются на совместных педсоветах, главная цель которых – достижение единства в совместной работе по подготовке будущих первоклассников.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области