Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


проект "Рефлексия современная технология в ДОУ"

Цель проекта - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты. Задачи -сплочение детского коллектива. -обсуждение планов на день, на неделю. -развитие умения выражать свои чувства и переживания публично -формирование умения слушать и понимать друг друга -формирования общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе -привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 38 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Проект

«Рефлексия – современная технология в ДОО».

Выполнила воспитатель:

Савченко Елена Вадимовна

г. Санкт-Петербург

2020г.

Цель проекта: - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности

– ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые

результаты.

Задачи:

-сплочение детского коллектива.

-обсуждение планов на день, на неделю.

-развитие умения выражать свои чувства и переживания публично

-формирование умения слушать и понимать друг друга

-формирования общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе

-привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

Продолжительность: недельный

Добрый день Уважаемые коллеги. Хочу поделиться своим опытом. Тема моей работы «Рефлексия –современная технология в ДОО».

В соответствии с ФГОС ДОО одним из направлений развития и образования является социально-коммуникативное развитие, которое направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и др. Все вышеперечисленные качества можно развить при обучении рефлексии.

Понятие «рефлексия» это - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Обучение рефлексивной деятельности ведет к подготовке к сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности такие, как самоконтроль, самооценка, саморегулирование и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с дошкольного возраста, уделяя особое внимание осознанию того, что дети делают и что с ними происходит. Рефлексия в образовательной деятельности длится 10-15 минут, может осуществляться на любом ее этапе, либо утром, а также вечером.

Необходимо заметить педагогам важно уметь вычленять из многообразия форм рефлексии, только те которые соответствуют функциональному назначению, а также возрастным, психологическим особенностям детей. Следует учитывать при выборе рефлексии цель занятии, содержания и трудности учебного материала.

Развить рефлексивные способности ребенка можно с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе».

Целью данных игр является формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, углубление осознания сферы общения, развитие умения сотрудничать. В процессе выполнения задания детьми, педагог внимательно наблюдает за тем, как дети осуществляют совместную деятельность, не вмешивается в деятельность детей, не даёт никаких наставлений, указаний и тем более оценок. Всё, что он хотел бы сказать детям, мысленно формулирует в форме вопросов, которые озвучит в процессе проведения рефлексии, являющейся важной составляющей каждого упражнения.

Особенности проведения рефлексии:

• Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.

• Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга.

• Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.

• Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.

• Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь.

Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

это совместная деятельность воспитанников и воспитателя, позволяющая совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка.

В соответствии с функциональным назначением рефлексии выделяют следующую классификацию:

1. Рефлексия содержания. Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания, понимания и запоминания содержания пройденного, для оценки информации по степени значимости и практической направленности, установление логических связи между приобретенными сведениями.

2. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. Обучает сознательному контролю, планированию, контролю своего мышления и своих действий, оценки их правильности. (Оценка тех правил действий с которыми знаком ребенок).

3. Рефлексия настроения и эмоционального состояния – оценка отношения, настроения воспитанников целесообразно в начале занятия и в конце деятельности.

По ФГОС ДО у детей дошкольного возраста нужно формировать уважительное отношений и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации поэтому целесообразно применять не только индивидуальную рефлексию, но и коллективную, групповую.

Каждой форме рефлексии соответствуют свои методы и приемы организации.

Рефлексия содержания. Эффективен прием незаконченного предложения (клеше), пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «линейки знаний», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно выполнять…

теперь я могу решать…

я научился…

у меня получилось…

я смог…

я попробую сам…

Таким образом, рефлексия в детском саду – это совместная деятельность участников образовательного процесса, позволяющая совершенствовать его процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка.

В нашей группе рефлексивный круг проходит таким образом:

В начале рабочего дня, после завтрака включается веселая музыка «танец пчелки Майя», дети весело летят как пчелки к своим любимым подушечкам в виде звездочек, которые нам помогли сделать родители, садятся на них и образуют круг. Он начинается с приветствия. Ребята поворачиваются друг к другу и желают доброго утра (кто начинается обниматься, кто жмет друг другу руки, кто просто улыбается). В кругу находиться наш символ группы «Наша пчелка «Майя», которая нам и подкидывает сюрпризы в виде образовательных задач. Еще у нас загорается волшебный смайл, который символизирует настроение. Передавая его по кругу, мы делимся своим настроением, событиями, которые произошли у ребят. В ходе педагог задает вопрос, как Вы думаете, что такое правила? Обсуждая с детьми правила, они не могли сразу же дать четкого ответа. Начали называть правила, которые уже знают. В ходе обсуждения, мы пришли к общему решению, обозначить 5-7 правил на карточках. В результате проделанной работы к концу недели дети совместно с педагогом вывели 8 правил. Эти правила получились в виде красочных плакатов, которые дети придумали сами. Что можно делать, что можно делать с разрешения педагога, а что категорически нельзя делать, и с удовольствием их выполняют.

Опыт внедрения технологии показывает, что самый простой способ организации общения – это проведение ежедневной рефлексии, ведь для этого не нужно особых условий, только желание самого педагога.

Рефлексивный сбор повышает самооценку детей, что позволяет чувствовать себя уверенно в общении со сверстниками. А значит уровень эмоциональной значимости растет.

Мы не только ведем обсуждение, мы еще и планируем наш день, и учимся составлять план на неделю. В группе у на есть экран выбора, по которому дети определяют и планируют, чем они хотят заниматься в течении дня и в какой зоне. Так они становятся самостоятельными и уверенными в своем выборе.

Еще рефлексивный круг является отличным направлением на реализацию проекта по инициативе детей. В нашей группе зародился проект «Путешествие в мир динозавров», и от сюда пошел образовательный процесс и решались образовательные задачи.

Задачи на будущее

Такая работа может способствовать глубинному осмыслению родителями данной проблемы, и на основе этого, пониманию потребностей своего ребенка, улучшение психического и физического состояния детей и успешному формированию нравственных ценностях в семье.

Подводя итог сказанному, отметим, что на этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования, понимание своего места в мире. Для развития данных предпосылок у детей дошкольного возраста необходима грамотная, профессиональная помощь педагогов, которые могут предлагать вопросы для рассуждения и давать какие- либо задания воспитанникам. Именно дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для становления «самости»: саморазвития, самоопределения, самоконтроля, саморегуляции, самоанализа, самореализации и т. д.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области