Технологическая карта урока по русскому языку.
Предмет – русский язык
3 класс
Тема урока: «Сложные слова»
Тип урока:урок открытия нового знания.
Цель урока: создать условия для знакомства с понятием «сложные слова» и введения его в систему знаний.
Задачи:
образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Планируемые результаты (для учащихся):
Личностные:
Метапредметные:
регулятивные:
коммуникативные:
познавательные:
Формы организации познавательной деятельности:фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:раздаточный материал, мультимедиа.
Методы обучения:диалог-общение, частично-поисковый, развивающее обучение.
Структура и ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организация класса.(1 мин.) Установление контакта с учениками. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Включение детей в деятельность Добрый день! Дети, вам тепло? (Да!) В классе светло? (Да!) Прозвенел уже звонок? (Да!) Уже закончился урок? (Нет!)— Только начался урок? (Да!) А хотите ли вы учиться? (Да!) Значит можно всем садиться! - Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение. - Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья? - Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать? - Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать? – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок… – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски… -Улыбнитесь те, кто готов сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе. Откройте тетради, запишите число и классная работа. | Здороваются Тринадцатое ноября. Классная работа. | Личностные УУД: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Минутка чистописания(1 мин) Слайд 2 | Ребята отгадайте, какие буквы мы будем писать на уроке. В старом дереве дупло, ну совсем, как буква ... (Слайд) Енот жуёт, жуёт енот, Ежевику он жуёт, И на розовой стене Он рисует букву ... (Слайд) Сегодня на уроке мы будем писать буквы о и е (обговариваются способы написания и соединения букв, их работа в словах) о е оео еое Прошу эти буквы держать в памяти, они ещё пригодятся нам сегодня на уроке. - Как мы будем работать на уроке? Какие выберем слова, как девиз нашего урока: «Работать спустя рукава» или «Работать не покладая рук»? (это значит работать упорно и усердно для достижения цели). | ||
3.Актуализация знаний Цель: создать условия для готовности мышления ребёнка и осознания им самим потребности построения нового способа действия. Слайд 3 ЛЕС ЛЕСОК ЛЕСНИК ЛЕСОВИК ЛЕСОВОЗ | Найдите значения выражения: 1 слагаемое 25, второе слагаемое 30, найди сумму. (Ответ не дают) Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить два числа. Наверное, я ошиблась, и перепутала русский язык и математику? Но это неспроста. Найдите сумму 25 и 30. (55) (25+30=55) Как называется это действие?(сложение) Что мы ещё складываем на уроке математики? Ребята, а что мы складываем в обычной жизни? А что можно сложить на уроке русского языка? Сегодня мы раскроем ещё одну тайну слов. Но прежде вспомним изученный материал. Я приготовила для вас задание по группам Запишите однокоренные слова и выделите корень Лес,лесок, лесник, лесовик, лесовоз Проверяем Подведение к «открытию» нового знания с помощью побуждающего диалога Назовите слово, которое отличается от остальных. | 55 Числа, части и получаем целое, величины, длины отрезков, СЛОЖЕНИЕ (Ручки и карандаши в пенал, кубики в коробку, книги и тетради на столе, вещи в чемодан) Одежду складываем Из звуков складываем слоги, из частей слова - слова, из слов- предложения, из предложений –текст. (схема) Распределение ролей, работать сообща Ребята выполняют работу на ватмане маркерами разного цвета. Вывешивают на доску. Если есть верные варианты, соединяем их путем наложения листов. Высказывают свое мнение | Регулятивные: целеполагание, планирование, |
4. Формирование новых знаний и умений. Постановка учебной задачи (2 мин) Цель: создать условия для готовности мышления ребёнка и осознания им самим потребности построения нового способа действия. Слайд 4 Тема и цели урока | -Сколько корней в слове лесовоз? (В слове два корня.) Первый ? лес(подбираем однокоренные слова). Второй воз( подбираем однокоренные слова).Что такое корень? - Предположите как могут называться такие слова в русском языке?(учащиеся высказывают свои предположения ) - Кто сформулирует тему нашего урока? (Сложные слова). - Чему вы хотите научиться сегодня? <Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx> | ||
5.Построение проекта выхода из затруднения. Слад 5 ЛЕСОРУБ ЗЕМЛЕКОП Слайд 6 Слайд 7- <Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint2.sldx> Слайд 8 <Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint3.sldx> | Давайте создадим слово. (карточки со словами лес, рубит)возьмите Работа группами У вас на столе даны слова, используя ножницы, образуйте новое слово. Почему не получается образовать новое слово? Учитель дает букву О. Составьте модель слова Хорошо, теперь образуйте другое слово по модели , которую мы составили. (Даны слова копать землю)возьмите файл под номером 2 Что получилось? Почему не получилось образовать слово? Что не так? Наша модель не подходит? Почему? Учитель выдает гласную Е Пойдите к доске добавьте в нашу модель еще и гласную Е. Как бы вы назвали эти гласные? Ребята, в русском языке есть правила. В сложных словах пишется соединительная гласная о или е. Это орфограмма. Получается, чтобы образовать сложное слово нужно использовать 2 гласные о , е Посмотрите на слайд и сделайте вывод о том, когда пишется в словах соединительная гласная –о-, а когда –е-. Лежебока, птицевод,пешеход. После букв ж,ш,ц пишется е. (звуки твердые) Это объясняется историческими причинами. В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке ж,ш,ц – отвердели, а гласные после них остались без изменения Как же нужно действовать, чтобы правильно написать соединительную гласную? Рассмотрим пример (2 корны син, глаз, звук н- мягкий) Потренируемся -Моя подруга боится летать на самолёте.(слайд 10) -Каждый пешеход должен знать правила дорожного движения.(слайд 11) -Догадались почему я выбрала эти буквы на минуту чистописания. -Запишите предложения в тетрадь , выделите корни в сложных словах, подчеркните соединительную гласную. Есть в русском языке сложные слова, в которых соединительная гласная не пишется (стенгазета- первой слово сократили, второе осталось без изменения), (авиабилет, телепередача, радиоконцерт- первая часть является неизменяемой), ( пятиклассник, семиэтажный, восьмилетний- сложное слово связано с обозначением числа) | Два корня Ребята выполняют. Не хватает гласной о На доске Ребята работают с ножницами. Нужна другая гласная Добавляем в модель гласную Е соединительные Сложные, составные, сложнейшие. Сложили два корня. Способ сложение корней Слова образуются не только при помощи суффиксов и приставок, но и при помощи сложения корней Если первый корень оканчивается на твердый согласный звук, то соединительная гласная -о Если первый корень оканчивается на мягкий согласный звук, то соединительная гласная -е Исключение ж,ш,ц | Личностные: согласовать свои наблюдения с наблюдением одноклассников. Регулятивные: обладает способностью к волевому усилию. Познавательные: делает вывод на основе обобщения знаний. Коммуникативные: строит монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения |
Физминутка (1 мин) | |||
6.Первичное закрепление новых знаний (5 мин) Слайд 9 <Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint4.sldx> Слайд 10 <Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint5.sldx> Слайд 11 <Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint6.sldx> | -Составь и запиши сложные слова. Падать вода (водопад), сам варить (самовар), острый нос ( остроносый), синий глаз ( синеглазый), добрая душа (добродушный) - Поднимите карточку с нужной соединительной гласной. (Слова на слайде) Земл__трясение, мор__плаватель, экскурс__вод, молок..воз, тих..ход,книг__хранилище, корабл__строитель, солнц …пёк,жизн…люб. Слайд 12 <Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint7.sldx> | Выписывают сложные слова в тетрадь, разбирают по составу. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. Коммуникативные: строит монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль . (8 минут) | Индивидуальная работа Организация деятельности по применению новых знаний Работа по учебнику -Открываем учебник стр 77 упр.138 Прочитайте слова, объясните их лексическое значение. Спишите любую группу слов в алфавитном порядке. Выделите корни, подчеркните буквы –о-, -е-. | Работают в тетради (самопроверка ) | Регулятивные: целеполагание, планирование, |
8.Обобщение и систематизация знаний
Проверка знаний ( задание на карточках) Слад 13 Ответы на задания | Многие животные, предметы домашнего обихода, названия явлений природы, занятий людей получили свои названия не случайно.Водомерка, осоед, мухобойка, носорог, хлебопечь, буревестник, водоворот, ледокол, листопад и др. Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно приглядеться, и секреты будут раскрыты. Проверяем по эталону | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Личностные: самоопределение, смыслообразование. | |
9.Итог.Рефлексия учебной деятельности. Цель: оценить соответсвие целей и результатов деятельности и спланировать дальнейшую деятельность (3 мин.) Слайд 14 <Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint8.sldx> | – Какова была цель урока? 1. Сложные слова – это непонятные слова. 2. Сложные слова – это слова, которые трудно выговорить. 3. Сложные слова образуются сложением двух основ. 4. В сложных словах соединительные гласные –о- и –е-. - Почему слова назвали сложными? От какого слова произошло название этих слов? сложные – от слова сложить что?- сложить что?- сложить основы слов - Сделайте вывод, что надо уметь делать, чтобы получить сложное слово? ( уметь находить основу слова) - А одно сложное слово звучало у меня сегодня на уроке, как один из этапов урока. Что это за слово?(Чистописание – чисто пишу) Я хочу про вас сказать « Вы любознательные, жизнерадостные третьеклассники». -Яблагодарювас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила эти слова? -Улыбнитесь те, у кого отличное настроение? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности План изучения темы Что получается хорошо. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: |
10.Домашнее задание(1 мин) | Вот закончился урок, Подвели сейчас итог. А теперь внимание: Домашнее задание… (У) стр.78 упр.141 | - Выслушивают и записывают домашнее задание - Задают уточняющие вопросы |