Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Тема урока «Сложные слова» Тип урока урок открытия нового знания. Цель урока создать условия для знакомства с понятием «сложные слова» и введения его в систему знаний. Задачи образовательные - познакомить обучающихся со сложными словами, развивающие - развивать умение определять сложные слова среди других слов развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся воспитательные - формирование умения работать в группе, слушать и понимать других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта урока по русскому языку.

Предмет – русский язык

3 класс

Тема урока: «Сложные слова»

Тип урока:урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для знакомства с понятием «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Задачи:

образовательные:

развивающие:

воспитательные:

Планируемые результаты (для учащихся):

Личностные:

Метапредметные:

регулятивные:

коммуникативные:

познавательные:

Формы организации познавательной деятельности:фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:раздаточный материал, мультимедиа.

Методы обучения:диалог-общение, частично-поисковый, развивающее обучение.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организация класса.(1 мин.)

Установление контакта с учениками.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Включение детей в деятельность

Добрый день!

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)—

Только начался урок? (Да!)

А хотите ли вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?

- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

-Улыбнитесь те, кто готов сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе. Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Здороваются

Тринадцатое ноября.

Классная работа.

Личностные УУД: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Минутка чистописания(1 мин)

Слайд 2

Ребята отгадайте, какие буквы мы будем писать на уроке.

В старом дереве дупло, ну совсем, как буква ... (Слайд)

Енот жуёт, жуёт енот,

Ежевику он жуёт,

И на розовой стене 

Он рисует букву ...  (Слайд)

Сегодня на уроке мы будем писать буквы о и е (обговариваются способы написания и соединения букв, их работа в словах)

о    е    оео    еое

Прошу эти буквы держать в памяти, они ещё пригодятся нам сегодня на уроке.

 - Как мы будем работать на уроке? Какие выберем слова, как девиз нашего урока: «Работать спустя рукава» или «Работать не покладая рук»? (это значит работать упорно и усердно для достижения цели).

3.Актуализация знаний
(10 мин.)

Цель: создать условия для готовности мышления ребёнка и осознания им самим потребности построения нового способа действия.

Слайд 3

ЛЕС

ЛЕСОК

ЛЕСНИК

ЛЕСОВИК

ЛЕСОВОЗ

Найдите значения выражения: 1 слагаемое 25, второе слагаемое 30, найди сумму. (Ответ не дают)

Я вижу у вас на лицах недоумение. Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить два числа. Наверное, я ошиблась, и перепутала русский язык и математику? Но это неспроста. Найдите сумму 25 и 30. (55)

(25+30=55)

Как называется это действие?(сложение)

Что мы ещё складываем на уроке математики?

Ребята, а что мы складываем в обычной жизни?

А что можно сложить на уроке русского языка?

Сегодня мы раскроем ещё одну тайну слов. Но прежде вспомним изученный материал.

Я приготовила для вас задание по группам

Запишите однокоренные слова и выделите корень

Лес,лесок, лесник, лесовик, лесовоз

Проверяем

Подведение к «открытию» нового знания с помощью побуждающего диалога

Назовите слово, которое отличается от остальных.

55

Числа, части и получаем целое, величины, длины отрезков,

СЛОЖЕНИЕ

(Ручки и карандаши в пенал, кубики в коробку, книги и тетради на столе, вещи в чемодан)

Одежду складываем

Из звуков складываем слоги, из частей слова - слова, из слов- предложения, из предложений –текст.

(схема)

Распределение ролей, работать сообща

Ребята выполняют работу на ватмане маркерами разного цвета. Вывешивают на доску.

Если есть верные варианты, соединяем их путем наложения листов.

Высказывают свое мнение

Регулятивные: целеполагание, планирование,
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, постановка вопросов; Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели.

4. Формирование новых знаний и умений. Постановка учебной задачи

(2 мин)

Цель: создать условия для готовности мышления ребёнка и осознания им самим потребности построения нового способа действия.

Слайд 4

Тема и цели урока

-Сколько корней в слове лесовоз? (В слове два корня.) Первый ? лес(подбираем однокоренные слова). Второй воз( подбираем однокоренные слова).Что такое корень?

- Предположите как могут называться такие слова в русском языке?(учащиеся высказывают свои предположения )

- Кто сформулирует тему нашего урока? (Сложные слова).

- Чему вы хотите научиться сегодня?

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx>

5.Построение проекта выхода из затруднения.
(8 мин.)

Слад 5

ЛЕСОРУБ

ЗЕМЛЕКОП

Слайд 6

Слайд 7-

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint2.sldx>

Слайд 8

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint3.sldx>

Давайте создадим слово. (карточки со словами лес, рубит)возьмите

Работа группами

У вас на столе даны слова, используя ножницы, образуйте новое слово.

Почему не получается образовать новое слово?

Учитель дает букву О.

Составьте модель слова

Хорошо, теперь образуйте другое слово по модели , которую мы составили.

(Даны слова копать землю)возьмите файл под номером 2

Что получилось?

Почему не получилось образовать слово? Что не так?

Наша модель не подходит? Почему?

Учитель выдает гласную Е

Пойдите к доске добавьте в нашу модель еще и гласную Е.

Как бы вы назвали эти гласные?

Ребята, в русском языке есть правила. В сложных словах пишется соединительная гласная о или е. Это орфограмма.

Получается, чтобы образовать сложное слово нужно использовать 2 гласные о , е

Посмотрите на слайд и сделайте вывод о том, когда пишется в словах соединительная гласная –о-, а когда –е-.

Лежебока, птицевод,пешеход. После букв ж,ш,ц пишется е. (звуки твердые) Это объясняется историческими причинами. В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке ж,ш,ц – отвердели, а гласные после них остались без изменения

Как же нужно действовать, чтобы правильно написать соединительную гласную?

Рассмотрим пример (2 корны син, глаз, звук н- мягкий)

Потренируемся

-Моя подруга боится летать на самолёте.(слайд 10)

-Каждый пешеход должен знать правила дорожного движения.(слайд 11)

-Догадались почему я выбрала эти буквы на минуту чистописания.

-Запишите предложения в тетрадь , выделите корни в сложных словах, подчеркните соединительную гласную.

Есть в русском языке сложные слова, в которых соединительная гласная не пишется (стенгазета- первой слово сократили, второе осталось без изменения), (авиабилет, телепередача, радиоконцерт- первая часть является неизменяемой), ( пятиклассник, семиэтажный, восьмилетний- сложное слово связано с обозначением числа)

Два корня

Ребята выполняют.

Не хватает гласной о

На доске

Ребята работают с ножницами.

Нужна другая гласная

Добавляем в модель гласную Е

соединительные

Сложные, составные, сложнейшие.

Сложили два корня.

Способ сложение корней

Слова образуются не только при помощи суффиксов и приставок, но и при помощи сложения корней

Если первый корень оканчивается на твердый согласный звук, то соединительная гласная -о

Если первый корень оканчивается на мягкий согласный звук, то соединительная гласная -е

Исключение ж,ш,ц

Личностные: согласовать свои наблюдения с наблюдением одноклассников.

Регулятивные: обладает способностью к волевому усилию.

Познавательные: делает вывод на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: строит монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения

Физминутка (1 мин)

6.Первичное закрепление новых знаний

(5 мин)

Слайд 9

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint4.sldx>

Слайд 10

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint5.sldx>

Слайд 11

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint6.sldx>

-Составь и запиши сложные слова.

Падать вода (водопад), сам варить (самовар), острый нос ( остроносый), синий глаз ( синеглазый), добрая душа (добродушный)

- Поднимите карточку с нужной соединительной гласной. (Слова на слайде)

Земл__трясение, мор__плаватель, экскурс__вод, молок..воз, тих..ход,книг__хранилище, корабл__строитель, солнц …пёк,жизн…люб.

Слайд 12

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint7.sldx>

Выписывают сложные слова в тетрадь, разбирают по составу.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные: строит монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .

(8 минут) 

Индивидуальная работа

Организация деятельности по применению новых знаний

 Работа по учебнику

-Открываем учебник стр 77 упр.138

Прочитайте слова, объясните их лексическое значение. Спишите любую группу слов в алфавитном порядке. Выделите корни, подчеркните буквы –о-, -е-.

Работают в тетради

(самопроверка )

Регулятивные: целеполагание, планирование,
Коммуникативные:
инициативное Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

8.Обобщение

и систематизация знаний


(5 мин.)

Проверка знаний ( задание на карточках)

Слад 13

Ответы на задания

Многие животные, предметы домашнего обихода, названия явлений природы, занятий людей получили свои названия не случайно.Водомерка, осоед, мухобойка, носорог, хлебопечь, буревестник, водоворот, ледокол, листопад и др.

Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно приглядеться, и секреты будут раскрыты.

Проверяем по эталону

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Личностные: самоопределение, смыслообразование.

9.Итог.Рефлексия учебной деятельности. Цель: оценить соответсвие целей и результатов деятельности и спланировать дальнейшую деятельность

(3 мин.)

Слайд 14

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint8.sldx>

– Какова была цель урока?
– Достигли ли мы её?
(ладошки)
– Были ли у нас  затруднения?– Смогли ли мы их преодолеть?
Тест « Верю, не верю»

1. Сложные слова – это непонятные слова.

2. Сложные слова – это слова, которые трудно выговорить.

3. Сложные слова образуются сложением двух основ.

4. В сложных словах соединительные гласные –о- и –е-.

- Почему слова назвали сложными? От какого слова произошло название этих слов?

сложные – от слова сложить что?-

сложить что?- сложить основы слов

- Сделайте вывод, что надо уметь делать, чтобы получить сложное слово?

( уметь находить основу слова)

- А одно сложное слово звучало у меня сегодня на уроке, как один из этапов урока. Что это за слово?(Чистописание – чисто пишу)

Я хочу про вас сказать « Вы любознательные, жизнерадостные третьеклассники».

-Яблагодарювас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила эти слова?

-Улыбнитесь те, у кого отличное настроение?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

План изучения темы

Что получается хорошо.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные:
смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

10.Домашнее задание(1 мин)

Вот закончился урок,

Подвели сейчас итог.

А теперь внимание:

Домашнее задание…

(У) стр.78 упр.141

- Выслушивают и записывают домашнее задание

- Задают уточняющие вопросы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области