Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Влияние художественной литературы на поведение детей

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Доклад «Влияние художественной литературы

на поведение детей»

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения, и ставит общество перед опасностью моральной деградации. Поэтому возникает большая необходимость усиление воспитания, развитие нравственных качеств, становлению нравственных чувств еще в дошкольном возрасте, чтобы уберечь детей от этих негативных явлений.

Действенным средством воспитания нравственных чувств является, художественная литература, в результате изучения которой у детей формируются такие чувства как: сочувствие, сопереживание, чувства гордости, совести, доброты.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания, а по словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу, как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям. Нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие 
у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого — это несправедливо, нечестно. 

Одним из наиболее действенных и распространенных видов художественной литературы является сказка. А. С. Макаренко большую роль отводил сказке. «Хорошо рассказанная сказка, - писал он, - это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке в каждой семье был сборник сказок». Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых. Самыми любимыми у детей старшего дошкольного возраста становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), с яркими, сильными характерами героев. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.
Психолог Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от 1 до 4 лет, когда слова, восприятие литературы неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры; и от 4 до 7, когда дети переходят к стадиям собственного отношения к литературе, она становится для ребенка самоценной. 

В 2-4 года мы знакомим со сказками: «Репка», «Курочка Ряба», затем «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и т. д.. Повествование их построено на повторах эпизодов, реплик. Повторы сосредоточивают внимание ребёнка, помогают пониманию содержания сказки и её запоминанию. В сказках о колобке, о козлятах и волке в текстах есть песенки, не все слова и выражения которых известны и понятны малышу. Не следует стараться объяснить что такое, например «…по сусекам скребён». Важно направить внимание на усвоение смысла сказки, научить его следить за развитием действия, вызвать сочувствие героям.

Сказки учат первым урокам развития логического мышления ребёнка, первым примерам формулы человеческой жизни, формулы, согласно которой доброта – хорошо, а злость и коварство – плохо, помощь малого может решить дело.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому очень важно проведение этической беседы о прочитанном, особенно,

работе со старшими дошкольниками. Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы. Например, прочитав детям сказку В. А.Сухомлинского «Как Белочка Дятла спасла» можно задать детям такие вопросы:

– Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

– Почему радуются Белочка и бельчата: ведь они лишились части 
своих зимних запасов? (Белочка и бельчата спасли жизнь дятлу, 
а это главное.) 
- Дятел обращался к белке за помощью? (Она сама увидела, что 
ему плохо.) 
— Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала 
дятлу? (Это бескорыстная помощь, не требующая платы, награды.) 
Воспитатель раскрывает значение слова «бескорыстный».

– Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

Воспитатель: Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить: сделать добро или остаться равнодушными.

– Какое дело совершила Белка?

В данном случае стоят следующие задачи:

Формировать представление о доброте, как важном нравственном качестве человека;

-развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;

-воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим.

-Закрепить понятие «бескорыстная помощь».

Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям, помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу). В младшем возрасте необходим наглядный материал, например, занятие «Колобок – румяный бок» по системе ТРИЗ. Мною изготовлены различные карточки, которые помогают детям выполнить разнообразные дидактический упражнения. Это д/упр. «Раздели на группы» (картинки делим на группы: животные/не животные, съедобное/не съедобное и т.д.); «Назови по свойствам» (злой, добрый, серый, хитрая и т.д. , чтобы угадать главных героев сказки и догадаться, о какой сказке идет речь.); «Что раньше, что потом?». (вместе с ребенком рассказываем сказку про колобка, используя «пятиэкранку». «Кому что нужно?», «Как испечь хлеб?».
Вопросы должны помочь и педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках.

Художественная литература позволяет раскрыть дошкольникам:

-- сложность взаимоотношений между людьми,

-- многообразие человеческих характеров,

-- особенности тех или иных переживаний,

-- наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области