На уроках информатики и ИКТ в ходе проектной деятельности мы часто обращаемся к понятиям «компьютерная графика» и «анимация». Независимо от возраста учащихся создание движущихся графических объектов вызывает у них неизменный интерес, какие бы программные средства для этого не использовались. Рассмотрим, каким образом, возможно использование компьютерной графики и анимации в учебном процессе.
Компьютерная графика - раздел информатики, занимающийся проблемами создания и обработки на компьютере графических изображений.
Компьютерная анимация - получение движущихся изображений на экране.
Естественно, что для создания ярких и интересных проектов в учебном процессе наиболее используемым становится направление -компьютерная анимация.
Анимацией называется искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов. В переводе с латинского «анима» - душа, «анимация» - оживление, одушевление.
Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск. Подталкивает на создание работ воспитывающего характера, создание проектов (о вреде курения, наркомании, алкоголизма), которые можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и т.д., учит детей обсуждать проекты, работать в коллективе (прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свое мнение), учит находить и использовать в своей работе необходимую информацию.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т.д. В ходе работы происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
В процессе обучения дети:
При работе по данной программе появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по разным предметам. На практических занятиях реализуется принцип межпредметных связей. Это достигается на основе двух методологических подходов.
Первый заключается в том, что освоение любой программной среды осуществляется в процессе реализации (решения) конкретной задачи. Второй подход определяется тем, что большое внимание уделяется исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей в ранее освоенной программной среде. Следует отметить продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество.
В качестве основной формы организации учебных занятий используется выполнение учащимися практических работ за компьютером (компьютерный практикум). Роль учителя состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения ими практической работы.
Начало работы заключается в ознакомлении детей с техникой безопасности при работе в кабинете информатики. Обучающиеся уже освоили работу в графическом редакторе PAINT. Дети могут рисовать и сохранять файлы в графическом редакторе, создавать анимации из созданных ими же рисунков. Далее дети учатся создавать сначала маленькие рисованные фильмы, а затем более сложные, большие по времени воспроизведения и озвученные. Для этого следует научить работать в Movie Maker. Здесь больше возможности проявить себя в подаче материала, творческом оформлении. Кроме этого, создавая проект по какому-либо предмету, учащийся глубже вникает и в другие предметы, например, географии или биологии. Озвучивая свои проекты, учащиеся учатся читать тексты четко, эмоционально. К тому же появляется необходимость освоить работу со сканером, звукозаписью.
Кроме разработки проектов под руководством учителя, учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.
Часто уроки рисования проводятся в компьютерном классе, где возможна организация работы с учащимися на компьютерах в программе Paint, и с каким восхищением они воспринимаются ребятами. Почему бы их не разбавить созданием мультфильмов на сервисе Мультатор. Использование таких простейших графических ресурсов на уроках изобразительного искусства вполне достаточно с точки зрения учебных целей. Принцип рисования — закрашивание каждого отдельного пикселя рисунка (маленького элемента — точки), которые, сливаясь, дают общую картину. Для работы используются такие инструменты, как кисточка, карандаш, резинка. При выполнении такого рода заданий школьники прочнее запоминают последовательность операций, учатся мыслить . В целом можно выделить следующие преимущества использования ИКТ на уроках изобразительного искусства очевидны: обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе
; возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность
рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения; обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс
и заинтересовать детей; умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе.
Таким образом, при использовании ИКТ технологий на уроках изобразительного искусства учителя повысят уровень знаний учащихся как в сфере художственного, так и информационном образовании. Так же использование компьютерных технологий позволит изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.