Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока литературы в 7 классе с использованием краеведческого материала

Материал будет полезен для учителей, которые ведут работу по литературно-историческому краеведению.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект урока по литературе в 7 классе

Тема урока: «Малая родина» в стихотворении Н. М. Рубцова “Тихая моя родина» и стихотворениях поэтов-земляков А.Важенина, Н.Смагина, Н.Сычаева.

Эпиграф :

Тихая моя родина, я ничего не забыл.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Н.М.Рубцов

Моя Россия – тихая глубинка,

Где всё как прежде: реки и поля,

Здесь мне знакома каждая былинка,

Богатая талантами земля

А.П. Важенин

УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2016.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Формы работы обучающихся: коллективная, групповая, самостоятельная.

Аудиозапись mp 4: Марк Бернес «С чего начинается Родина»

Технологии: технология программированного обучения с поэлементной отработкой действий, анализа результатов поэтапного формирования учебных действий, развивающего обучения, дифференцированного похода, индивидуально-личностного обучения.

Планируемые результаты:

Личностные:любовь к поэзии, «малой родине», наличие позитивной самооценки, самовосприятия, самоанализа (учебно-познавательный интерес к умению использовать в речевой практике новый материал и повторение ранее изученного

Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; планировать последовательность действий для решения учебной задачи; умение в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку;

умение искать и выделять необходимую информацию, делать выводы о правильности высказываний, делать умозаключения; использовать полученную информацию с опорой на алгоритм и презентацию, осознанно строить речевое высказывание в письменной форме по заданному началу текста;

Предметные: активно использовать новый материал в анализе поэтического текста

Цель урока: знакомство с творчеством поэта Н.Рубцова и поэтов –павловчан А.П. Важенина, Н. Сычаева, Н. Смагина.

Задачи:

Ход урока:

Урок мы свой начнем с замечательной песни на слова Михаила Матусовского муз. Вениамина Баснера «С чего начинается Родина?»

- О чем мы будем сегодня говорить?

- О родине.

Родина… Отечество… Отчизна… — для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь, — это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в жизни, чем Родина — Россия. И это место принято называть “малая родина”.

Чувство любви к Родине живёт в каждом из нас, но проявляется в разных обстоятельствах. У одних – при встрече с чем-нибудь необычным, исключительным, а у других это чувство осознаётся при встрече с чем-то привычным и будничным, внешне совсем неброским.

- Ребята, а что вы вкладываете в понятие «Родина»? Какие картины встают перед вами, когда вы слышите это слово?

II. Словесное рисование. С чем ассоциируется у меня слово Родина? (дом. задание)

III. Сегодня мы будем говорить о поэтах, через творчество которых красной нитью прошла тема России и его “малой родины”.

Сформулируем тему урока.

«Малая родина» в стихотворении Н. М. Рубцова “Тихая моя родина» и стихах поэтов-земляков А.Важенина, Н. Смагина, Н. Сычаева

IV. Сообщение учеников

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в посёлке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником) переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, о родителях он написал: “Сведений почти не имею”. С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно. Манили и большие города. В 1955 году он уже рабочий в Ленинграде. Отсюда на четыре года уходит служить на флот, на эскадренный миноносец. Здесь он начинает писать и печататься во флотских изданиях. Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, оканчивает вечернюю школу, занимается в литературном объединении при многотиражке «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького. В 1965 году издаёт первую книжку.

V.Прослушивание стихотворения «Тихая моя Родина» в исполнении автора

VI. Анализ стихотворения по плану

Здесь много эпитетов, причём один повторяется несколько раз

Родина тихая, жители ответили тихо, обоз проехал тихо.

Случайно ли несколько раз употреблено слово “тихо”?

(Лирический герой возвращается на родину, домой, в те места, которые всегда хранил в своей памяти, туда, где похоронена его мама. Разве об этом можно кричать или даже говорить громко?)

Трава яркая. Случаен ли этот эпитет? Какие чувства?

(Радость от встречи.)

Сравнения

Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор.

О чём говорит это сравнение?(Помогает вспомнить детство. Рисует картину из детства. Мальчишки сидели на заборе.)

Метафора (иногда дети называют олицетворение)

Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

-В каких строчках заключен основной смысл стихотворения?

(Тихая моя родина, я ничего не забыл.)

VI.Послушаем стихи наших павловских поэтов.

Моя Россия – тихая глубинка,

Где всё как прежде: реки и поля,

Здесь мне знакома каждая былинка,

Богатая талантами земля.


Здесь так поют, что ветер замирает,

И слушают ту песню соловьи.

А пляску нашу каждый в мире знает.

И люди здесь родные мне, мои.


Я поклонюсь тебе, моя Россия,

За то, что ты горда и велика.

Куда бы нас судьба ни заносила,

В моём Россия сердце на века. А. Важенин

Российская глубинка -
уют провинциальный,
лубочные картинки,
в кустах родник хрустальный,
дремотные закаты,
табун пьёт воду в речке.
Как царские солдаты
берёзы при крылечке.
Пастушечьи свирели
и пыльные просёлки,
а в зимние метели
овчарни грабят волки.
Медвежьи полустанки,
покинутые Богом.
Задорные тальянки,
и лунный серп над стогом.
Великая Россия! –
Дом Пушкина и Фета,
чарующая сила
Есенинского света. Н.Смагин

Вот старый дедов дом,
Где вётлы в три обхвата
Склонились над прудом,
Подкрашены закатом.
Бревенчатой избы
Столетние морщины,
Как трещины судьбы,
 С рожденья  до кончины.
Наличник на окне
Прибит немного грубо.
О чем расскажут мне
Седые брёвна сруба.
Шершавы под рукой,
Омытые ветрами,
Они хранят покой
И память с именами.

Стараюсь прочитать
Закрытые страницы
Про деда, бабку, мать,
Их жизни, судьбы, лица.
Проходят чередой,
Как хроники событий,
И "ихней" жизни той –
Я просто зритель.
А старый дедов дом,
Где вётлы в три обхвата,
И обо мне потом
Поведает когда-то. Н. Смагин

Здравствуй, осень, грусть земная,

В ярких красках листопад!

Бабье лето проплывает

Паутиной через сад.

День весёлый, светлый, яркий,

Солнце брызжет – благодать!

Сойки в бурной перепалке

Раскричались –не унять.

Лес чарует красотою,

Позолоченной листвой.

Синь небес над головою

Удивляет, как весной.

Ярко вспыхнула калина,

В лужу краски расплескав,

Разрумянилась рябина,

На опушку забежав. Н.Сычаев

VI.Что вдохновило наших земляков-поэтов на написание таких стихотворений? ( Конечно, это родная природа, яркие воспоминания детства)

VII. Что общего со стихотворением Н. Рубцова мы можем отметить в этих стихотворениях?( Они поражают своей простотой. В этих стихах многие из них вспоминают своих деда и бабку, потому что именно с ними связаны воспоминания о детстве)

VIII. Какова тема этих стихотворений?

(Это изображение мест, где прошло детство авторов произведений )

IX. Какова , на ваш взгляд, идея этих стихотворений?

( Вспоминаем, что такое идея стихотворения. Определите идею этих стихотворений

Идея — показать глубину тихой печали от встречи с изменившимися родными местами.)

X. Наша «малая родина»- это наше село. Рассматриваем фотографии с видами села. Это красивый Яблоневый дол, это озеро, рядом с которым парк с Обелиском погибшим односельчанам; это Знобиха, лес, который полностью вырубили в годы войны, и сейчас он полностью восстановился)

XI.Давайте вместе найдем слова, чтобы выразить чувство любви к

своей «малой родине»

XII. Домашнее задание: прочитать стихотворение Н. Рубцова,

прочитать стихи павловских поэтов, на выбор выучить наизусть, краткое сообщение об одном из поэтов(на выбор)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области