Панова Ольга Алексеевна, учитель
истории МБОУ «Лучковская СОШ»
Прохоровского района Белгородской области
Электронная почта mari.zolva.91@mail.ru
Практическая генеалогия во внеурочной деятельности
В последние десятилетия возросла роль краеведения в воспитании подрастающего поколения. Одна из страниц краеведения - это изучение истории семьи. При изучении курса истории России обучающиеся постоянно обращаются к материалу о знаменитых династиях, приводят сведения из истории известных семей России. Однако, в базовых курсах истории генеалогия рассматривается мало, имеющиеся сведения скупы и разрозненны.
В процессе преподавания отечественной истории с опорой на краеведческий материал выяснилось, что дети мало знакомы с историей своей семьи, имеют отрывочные сведения о предыдущих поколениях своих предков.
Нами была поставлена задача заинтересовать обучающихся историей своей семьи как отражением отечественной истории. Реализовать такое направление краеведческой работы оказалось возможным во внеурочной деятельности, к занятиям привлекались школьники 5-9 классов, интересующиеся краеведением.
Цели внеурочной деятельности: - организация иследовательской деятельности обучающихся по сбору, анализу и обработке краеведческого материала генеалогической направленности; - конкретизация событий отечественной истории на примере истории своей семьи; - духовно нравственное воспитание обучающихся на основе изучения истории своей семьи; - развитие коммуникативных навыков обучающихся.
В рамках внеурочной деятельности школьники изучают основы генеалогии, как вспомогательную историческую дисциплину. Особое внимание выделяется развитию компетенций по составлению генеалогического древа, по оформлению генеалогических карточек близких и дальних родственников, по составлению биографий предков, по созданию синхронистических таблиц истории рода.
Обучающиеся подходят творчески к изображению генеалогического древа. Основатель рода, подобно корню, изображается в низу, на стволе - его прямые потомки (дети), на ветвях - более дальние родственники. Для таких изображений используются определённые цвета. Медальоны с изображением замужних женщин рисуют лиловым цветом, незамужних - синим цветом, мужчин имевших детей, - жёлтым цветом, не имевших детей красным цветов. Живых от ушедших в мир иной отличает зелёный цвет медальона.
В процессе изучения своего генеалогического древа школьники проводят интервью с престарелыми представителями рода, работают с краеведческой литературой, материалами периодической печати разных лет, фотографиями и документами.
Практика показывает, что итоги внеурочной деятельности по изучению и составлению родословной следующие: - обучающиеся оформляют исследовательскую работу «Родословная моей семьи»; - творчески подходят к подготовке выступления или презентации на основе собранных и обработанных материалов; - изучение истории своей семьи развивает сотворчество детей и родителей; - совместная деятельность представителей разных поколений развивает коммуникабельность, умение общаться, расширяет кругозор и творческую активность; - информация о предках приводит подростка к пониманию того, что в его роду были и есть замечательные люди и ему есть с кого брать пример, ему есть кем гордиться.
Изучение истории своей семьи помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимодействие и взаимопонимание детей и родителей.