Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Секция шахмат в системе дополнительного образования детей

Цель – рост вовлечения учащихся в процесс обучения, развитие детей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи 1. Рассмотреть особенности исследований по мотивации. 2. Организовать продуктивную среду обучения. 3. Предложить ряд мероприятий для популяризации и привлечения внимания. 4. Организовать взаимодействие с родителями обучающихся.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 583 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Секция шахмат в системе дополнительного образования детей

Разработчик:

Лукина Наталья Андреевна

Педагог дополнительного образования детей

Санкт-Петербург,

2020

В наше время шахматы становятся все более популярными среди мыслящих людей, и почти повсюду в них признают полезное умственное упражнение, которое по своему воздействию на умственные способности сродни воздействию, оказываемому физической гимнастикой на сохранение и развитие силы тела.

Сейчас в России шахматы в школах начинают приобретать популярность.

Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе.

Данная работа основана на системе мотивации

Новизна работы состоит в применении современной системы мотивации для достижения эффективного результата.

Цель – рост вовлечения учащихся в процесс обучения, развитие детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Методологическую основу составляет системный подход к изучению проблем действующей мотивационной базы обучения детей. В работе была использована различная по содержанию и форме литература такая, как теоретические и методические разработки в области экспериментальной исследовательской деятельности. А также работы различных авторов в сфере мотивации.

Дети идут в шахматы с разными целями – развить внимание, усидчивость, организовать свой досуг. Кому-то интересен исключительно процесс игры, а другим важно постоянно развиваться, достигая новых результатов.

Задача педагога учесть потребности каждого. Один из важнейших инструментов в данной области – налаженное постоянное взаимодействие с родителями обучающихся. Быструю и эффективную связь в настоящее время очень легко обеспечить по средствам сети Интернет и с помощью мобильных мессенджеров.

В школьный кружок дети чаще всего приходят для общего развития, но многим из них интересно участие в соревнованиях и достижение спортивных результатов (например, выполнение разрядной нормы). Не совсем верно полагать, что всего этого можно добиться лишь в специализированных школах. При грамотном построение учебного процесса педагогом, а также умением сформировать имидж школьной секции дети будут способны конкурировать в соревнованиях на уровне юношеских разрядов.

После первого года обучения дети формируют свое отношение к занятиям по шахматам, а преподаватель видит желание и возможности ребенка. Для дальнейшего гармонично развития и эффективной работы происходит деление детей на группу досуговую, в которой основной задачей остается общее развитие и поддержания интереса к игре, и группу спортивную, в которой учащиеся осваивают более глубокий уровень подготовки, участвуют в соревнованиях, выполняют спортивные разряды.

При этом не следует вводить такие понятия, как «сильная» группа и «слабая». Тогда дети не будут чувствовать себя в чём-то не полноценными. Это приведет к тому, что учащиеся будут выбирать группу в соответствии со своими целями, а также самостоятельно смогут оценить свои возможности.

Таким образом, занятия протекают в комфортной среде, где каждый ребенок может реализовать свои внутренние потребности.

Для того, чтобы учащиеся школы, а также их родители были проинформированы о возможности занятия шахматами в школе, а также для того, чтобы поддерживать постоянный общий интерес рекомендовано периодически проводить специальный мероприятия:

Следующим важным инструментом обучения детей, является правильное взаимодействие непосредственно с обучающимися, а также умение заинтересовать их не только с интересом проводить время за шахматной доской, но и постоянно совершенствоваться.

Исследования показывают, что система мотивации «кнут и пряник» уже устарела. Главной двигательной силой является внутренняя мотивация. Удовольствие от самого процесса является более эффективным, чем узкий настрой на результат.

Многие исследования доказали, что условные поощрения — если ты сделаешь то, то получишь это — оказывают негативное воздействие. Назовём их «если-то». Почему же так происходит? Главным образом, потому что основная побудительная сила — внутренняя мотивация гаснет, лишая деятельность всякого удовольствия. (см. Приложение 1). Несмотря на это, система «если-то» остаётся одной из самых популярных при работе с детьми как у преподавателей, так и у родителей.

Ведь на самом деле в некоторой степени она работает, но кратковременно. Ребёнок выполняет действие, которое его просят, чтобы получить награду или не получить наказание, но свой личный интерес к процессу он уже теряет и в следующий раз подобное действие выполнит только, если будет вознаграждение такое же или, как часто бывает, большее.

Автором разработана методика эффективно применяемая в рамках школьного кружка. Результатом работы является постоянный интерес обучающихся, сохранение и увеличение контингента, высокий имидж шахматиста в школе, призовые места учеников на соревнованиях разного уровня).

Один из основных принципов работы – понимание учениками, что каждое задание способствует повышению мастерства. Занятия поделены на теоретические и практические уроки. При чём в рамках теоретических занятий детям с определенной периодичностью дается свободный выбор темы. Это повышает их уровень самостоятельности и осознанности.

Важно, чтобы дети понимали, что всё, что они делают, в первую очередь они делают для себя. А значит детям надо дать понять, что задание лучше сделать самостоятельно с возможностью допустить ошибки, чем не сделать совсем или списать у другого. В таком случае дети не будут бояться ошибиться, зная, что ошибки будут разобраны и ребёнок сам сможет их исправить при этом, не получив наказания. Уровень вовлеченности становится намного выше, а значит и результат быстро даёт о себе знать.

В современном мире интерактивные занятия – неотъемлемая часть процесса обучения. Во-первых, детям нравится всё, что связано с компьютером, а во-вторых, это помогает разнообразить урок и удержать более продолжительное внимание.

Занятия в игровой форме интересны не только маленьким детям, но и студентам и даже взрослым слушателям курсов. А значит для эффективного и интересного процесса обучения элемент игры должен постоянно присутствовать.

Применение табелей успеваемости из категории «сделай сам». Очень многие ученики приходят в школу с одной целью: получить хорошие оценки. И, как правило, лучший способ достичь этой цели — строго следовать программе, избегать рисков и отвечать так, чтобы понравилось учителю. Хорошие оценки в таком случае являются наградой за послушание, но не имеют отношения к настоящей учебе. В то же время ученики с низкими оценками часто считают себя неудачниками и оставляют любые попытки чему-нибудь научиться. Мотивационный подход строится совершенно иначе. Табели успеваемости — это не потенциальная награда, а средство сообщить ученикам полезную информацию об их успехах в обучении. И ученики будут понимать, что лучший способ получить обратную связь — самостоятельно оценить собственный прогресс. В начале учебной четверти ученики составляют список своих главных целей обучения. Затем в конце четверти готовят собственный табель, присовокупив к нему доклад о своих успехах на один или два абзаца. В чем они преуспели? Чего не удалось добиться? Чему еще им необходимо научиться? Когда ученики заполнят свои табели, можно показать им учительский табель, и пусть их сопоставление послужит поводом для разговора о том, насколько успешно они продвигаются по пути, ведущему к мастерству.

Приложение 1. «Исследования условных поощрений».

Одно из ранних исследований Марка Леппера и Дэвида Грина (которое они провели вместе с Робертом Нисбеттом) снискало классический статус и стало одним из самых упоминаемых в литературе по мотивации. Три исследователя в течение нескольких дней наблюдали за группой дошкольников и выявили детей, предпочитавших проводить свободное время за рисованием. Затем они поставили эксперимент, чтобы выяснить, как повлияет поощрение на деятельность, от которой эти дети получали явное удовольствие.

Экспериментаторы разделили детей на три группы. Первая — группа «ожидаемого поощрения». Они показывали каждому ребенку украшенную голубой лентой грамоту «Победитель игры», на которой было написано его имя, и спрашивали, согласен ли он порисовать, чтобы получить эту награду. Вторая — группа «неожиданного поощрения». Исследователи просто спрашивали этих детей, хотят ли они рисовать. Если они давали согласие, то по окончании сеанса ученые вручали каждому из них грамоту «Победитель игры». Третья — группа «без поощрения». Исследователи спрашивали этих детей, хотят ли они рисовать, но ничего им не обещали и не вручали.

Спустя две недели во время свободного выбора занятий учителя раздали бумагу и фломастеры, а исследователи в это время скрытно наблюдали за учащимися. Дети, входившие раньше в группы «неожиданного поощрения» и «без поощрения», рисовали так же много и с таким же удовольствием, как раньше, до эксперимента. Но дети из первой группы, которые ожидали, а затем получили награду, выказали гораздо меньший интерес к рисованию и потратили в результате на него гораздо меньше времени. Даже по прошествии двух недель эти привлекательные призы — такие распространенные в классах и офисах — превратили игру в работу.

Следует пояснить, что необязательно награды как таковые подавили интерес детей к рисованию. Помните, если дети не ожидали награды, ее получение оказывало очень незначительное влияние на их внутреннюю мотивацию. Только условные поощрения — если ты сделаешь то, то получишь это — оказывали негативное воздействие. Почему? Поощрения типа «если–то» требуют от людей частично поступиться своей самостоятельностью. Подобно джентльменам, управляющим каретами за деньги, а не ради удовольствия, они теряют часть контроля над собственной жизнью. И это может перекрыть источник их мотивации, лишая деятельность всякого удовольствия.

Леппер и Грин повторили этот эксперимент еще несколько раз и получили схожие результаты. Со временем и другие исследователи столкнулись с аналогичными результатами в ходе исследований, проведенных со взрослыми испытуемыми. Снова и снова они обнаруживали, что под влиянием внешних поощрений — особенно условных, ожидаемых, «если–то» наград — третья побудительная сила гаснет, словно свеча на ветру.

Эти открытия были настолько невероятными — в конце концов, они подвергали сомнению стандартную методику, применяемую в большинстве компаний и учебных заведений, — что в 1999 году Деси и двое его коллег заново проанализировали проведенные за три десятилетия исследования на эту тему, чтобы подтвердить их результаты. «Тщательное изучение воздействия поощрения по результатам 128 экспериментов позволяет сделать заключение, что материальные стимулы имеют тенденцию оказывать в основном негативное влияние на внутреннюю мотивацию, — установили они. — Когда институты — семьи, школы, компании и спортивные команды — фокусируются на кратковременных целях и находят нужным контролировать поведение людей, они причиняют значительный и непоправимый вред».

Попробуйте поощрять занятия ребенка математикой, платя ему за каждую страницу решенных задач из сборника упражнений, и он почти наверняка на какое-то время станет более прилежным учеником, но потеряет интерес к математике на всю оставшуюся жизнь. Возьмите промышленного дизайнера, любящего свою работу, и попробуйте заставить его работать лучше, поставив его вознаграждение в зависимость от успешности продукта, и он почти наверняка будет некоторое время работать как маньяк, но в долговременном плане его интерес к своей работе снизится. Как написано в одной из авторитетнейших книг о поведении: «Люди применяют поощрения, надеясь получить выгоду от повышения мотивации и влияния на поведение другого человека, но при этом они часто несут непредвиденные и невидимые потери, подрывая внутреннюю мотивацию этого человека к данной деятельности».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области