Романова Виктория Владимировна, Вольский военный институт материального обеспечения, Россия, Вольск
Из опыта работы с художественным произведением на примере рассказа
Л. Н. Толстого «Бедные люди»
Аннотация. В статье представлен вариант занятия на тему изучения творчества Л.Н. Толстого на примере рассказа «Бедные люди» по русскому языку как иностранному Ключевые слова: обучающиеся, доброта, милосердие, текст.
Занятие по изучению рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди» следует начать с эпиграфа «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Далее обучающимся предлагается подобратьсинонимы к слову «доброта» Затем обучающиеся читают высказывания о доброте.Эти изречения помогают обучающимся предположить цели занятия, чем они будут заниматься (читать произведение о доброте, говорить о том, кто совершает добрый поступок, а кто нет и др.).
Чтение текста предполагает работу с новой лексикой. Иностранные обучающиеся знакомятся с новыми словами: покойник – мертвый человек, хижина – небольшой, бедный дом, полог 1. занавеска, закрывающая кровать. 2. любая занавеска, закрывающая, завешивающая что-либо. 3. перен. то, что покрывает, скрывает, окутывает что-либо, парус – ткань или пластина, прикрепляемая к средству передвижения на воде преобразующая энергию ветра в энергию поступательного движения, ребятишки, крошки – маленькие дети, скверный - вызывающий отвращение; мерзкий, гадкий, уродливый, некрасивый, безобразный, неприятный, отвратительный (о запахе), струя — поток чего-либо в одном направлении, имеющий чёткую границу, горница — неотапливаемая, чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы, смуглый о коже лица, тела — имеющий темноватый цвет (по сравнению с обычным для кожи человека белой расы).
После знакомства с новыми словами следует их отработать в предтекстовых заданиях:
Отдернуть, перебиться, пробормотать, чинить, нахмуриться
Почесывая, скорчившись, плескаясь, волоча, прижавшись, умирая, закутав.
Слава богу, что жив домой добрался;
Рассвело, но ветер гудит, и море ревет по-прежнему;
За детей-то, должно быть, как сердце болело!
Говорит Жанна и останавливается, не смея поднять на него глаза;
И первое, что ей бросилось в глаза.
Текст рассказа «Бедные люди» мы предлагаем прочитать по частям:
После чтения текста обучающимся предлагается ответить на вопросы:
- Какие качества проявили Жанна и её муж? (Милосердие – («милое» «сердце») готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия).
- Чем отличается смысл слова «милосердие» от смысла синонимов? - Знаете ли вы, что обозначает имя главной героини – Жанна? - Кто из героев этого рассказа, кроме Жанны, наделен именем? - Почему умершей соседке Л.Н.Толстой дает имя, а рыбаку – нет. Даже в своих мыслях Жанна называет его словом «он». - Хотел ли автор написать рассказ о том, как отвратительна бедность или о том, насколько человечны люди? Выражал ли он через название своё сочувствие героям? Или наоборот, подчеркивал, что даже в бедности человек способен оставаться человеком? - Чему учит этот рассказ?
-Сможете ли вы теперь ответить на вопрос, какую тайну нам открывает автор рассказа, что нужно делать, чтобы люди были счастливы? -Можно ли придумать другие названия? -Можем ли назвать рассказ «Богатые люди»? Почему? - Какими богатствами обладают главные герои нашего рассказа?