Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Детско-родительские отношения, причины конфликтов и способы их разрешения

1.Выяснить причины возникновения конфликтов между родителями и детьми 2. Найти пути решения конфликтов в детско-родительских отношениях 3. Подобрать упражнения для профилактики конфликтов 4. Выстроить рекомендации родителям для установления доверительных отношений с ребенком

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский Колледж»

Детско-родительские отношения, причины конфликтов и способы их разрешения

Выполнила: Студентка группы 346

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Свойкина В.А

Нижний Новгород

2020 г

Содержание

Проблема взаимоотношений между детьми и их родителями является одной из наиболее сложных и вечно актуальных проблем психологии. Психологами практически всех направлений подчеркивается тот факт, что главным и необходимым условием развития ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители. С первых месяцев ребенок осознает себя через отношения с родителями, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни.

Детско-родительские отношения являются уникальным источником для создания дальнейшей модели поведения ребенка в обществе. Первый опыт общения играет важную роль в дальнейшем жизненном пути ребенка. Проблема детско-родительских отношений изучается с давних пор, и многие психологи посвятили свои работы данному вопросу. Отношение родителей к детям с течением времени неоднократно менялось под влиянием различных факторов: политические, социальные и экономические. В настоящее время особенно важно изучать данный феномен, так как обществу необходимо создать благоприятную психологическую среду для развития детей. Важнейшую роль в создании данных условий играет семья ребенка.

Детско-родительские отношения, как и другие взаимоотношения между людьми имеют свои особенности и структуру. Несмотря на то, что установление контакта с ребенком является прямой задачей родителя, для более продуктивного и эмоционально сближенного общения важна вовлеченность обеих сторон. То есть обратная связь от ребенка также необходима, как и «первый шаг» со стороны родителя. На отстраненность ребенка от взаимодействия с родителем может влиять его темперамент и первоначальная позиция родителя. Родительская позиция, согласно А. С. Спиваковской — это «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Родительская позиция представляет собой систему родительского эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним». Контроль со стороны родителей, однако, необходим. Поддержание дисциплины у ребенка является важной задачей родителя, но необходимо соблюдать границу между контролем, приносящим пользу и контролем, нарушающим психику ребенка. Например, в детстве необходимо контролировать ребенка в вопросах гигиены, в выполнении домашних заданий, в соблюдении правил поведения. Помимо контроля, ребенок непременно должен чувствовать родительскую любовь к себе и родителей друг к другу, в дальнейшем это будет иметь важное значение для создания ребенком собственной семьи. Общение внутри семьи является одной из ключевых потребностей ребенка. Его отсутствие может влиять не только на нарушение психического здоровья, но также имеет серьезное влияние и на физическом уровне. Проведены исследования, при которых отмечается, что ребенок, лишенный постоянного контакта и эмоциональной близости с родителем подвержен проблемам со здоровьем (плохо развивается, не растет, худеет и теряет общий интерес к жизни). (см. депривация) Также отмечается, что возникающие конфликты лучше всего решать путем коммуникативных методов, которые помогут установить уважение и доверительные отношения внутри семьи. Следует обратить внимание на то, что безусловная родительская любовь не является врожденным чувством, оно приходит непосредственно после рождения ребенка или вовсе не проявляется. Таким образом, согласно Карабановой О. А., можно выделить различные типы отношения к ребенку:

IV. Стили воспитания.

Таким образом, можно выделить различные стили воспитания детей:

V.Факторы влияющие на возникновение конфликта.

Анализ научных источников по проблемам семейных конфликтов позволил нам выявить следующие факторы, влияющие на возникновение и развитие конфликтов между родителями и детьми:

1. Общий агрессивный фон современного общества. При этом ребенок является центром пересечения целого комплекса общественных проблем (социальных, экономических, психологических, правовых);

2. Низкий уровень эволюции институтов семьи и образования, их кризис в современном обществе, «родительская незрелость» взрослого населения;

3. Низкий уровень культуры отдельных людей и общества в целом. Не высокий уровень развития у многих взрослых людей культуры чувств. Неумение контролировать эмоции приводит к тому, что собственное недовольство жизнью взрослые выплескивают на членов семьи, зачастую на детей;

4. Собственные проблемы родителей. Родители, совершающие физические или моральные издевательства над своими детьми, как правило, повторяют трагичный опыт собственного детства, когда они были точно такими же беспомощными жертвами унижений со стороны старших;

5. Отсутствие у родителей теплых, душевных чувств по отношению к ребенку, растущему в атмосфере родительского эмоционального небрежения.

6. Возрастные особенности детей. Ребенок может невольно, подсознательно провоцировать родительское недовольство, выражая неосознанный детский протест и наивный способ привлечения к себе внимания. Кроме того, в критические периоды развития дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто провоцируют конфликтные ситуации с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Взрослые далеко не всегда понимают причины такого поведения детей.

7. Низкий уровень конфликтологической компетентности родителей. При всем многообразии поводов для разногласий причина, по которой возникают конфликты между родителями и детьми, всегда одна – неумение или нежелание родителя найти к ребенку правильный подход и корректно отреагировать на его поведение.

VI.Алгоритм для родителей по разрешению конфликтов.

Пошаговый алгоритм действий для разрешения конфликтных ситуаций и конфликтов с детьми:

Шаг I. Определение противоречия или проблемы. Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен для него и для ребёнка.

Шаг II. Поиск и выработка альтернативных решений. При этом позвольте ребёнку первому предложить своё решение. Дайте ему достаточно времени для обдумывания его предложений. Будьте с ним открытыми, избегайте оценок, осуждения или принижения предлагаемых ребёнком решений. Избегайте высказываний, создающих у ребёнка убеждение, что Вы не примете ни одно из предлагаемых им решений;

Шаг III. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений. Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребёнка в обдумывание и оценивание различных решений. Выбор альтернативы и реализация решения.

Шаг IV. Выбор подходящего момента для оценки верности принятого решения.

VII. Похвала.

Похвала — это прекрасный способ наладить общение. Она передаёт ваши ценности. Особенно это важно в 5-9 лет. В этом возрасте ребёнок ориентируется на слова значимого взрослого. Фразы «мне понравилось», «мне было приятно», «я так уважаю» подчеркивают, с одной стороны, что это ваше личное мнение, а с другой стороны, объясняют возможные реакции на сделанное ребёнком. Только похвала не может сделать отношение ребёнка к себе и к учёбе сбалансированным. Похвала не делает школьника надолго уверенным в себе. Для этого понадобится продолжительный позитивный опыт.

Основной смысл похвалы — поддерживающая обратная связь о том, как я сделал и насколько этот результат приняли. Именно поэтому хвалить стоит поступок или результат, но не личность ребёнка. Похвала касается конкретного дела. Например, «это умное решение!» вместо «ты просто гениален». В том, что ребёнок гениален, он сомневается больше вас. Мы склонны считать, что всем приятно услышать похвалу в свой адрес и что она помогает двигаться дальше. Но, судя по имеющимся свидетельствам, не все так однозначно. Сама по себе похвала не вредна - вредно преувеличение, когда вместо простого “хорошо” говорят “идеально” или “лучше не бывает”. Особенно часто этим грешат родители детей с низкой самооценкой, надеясь придать своим чадам уверенности в себе. Однако их попытки могут произвести обратный эффект. Известно, что похвала, которая воспринимается как неискренняя, только все портит. Дело даже не в том, что ребенок может раскусить вашу хитрость - есть и более серьезная проблема: новые данные свидетельствуют о том, что дети, которыми чрезмерно восхищаются, в будущем часто стремятся избегать трудностей. Неуверенные в себе дети, которым говорили, что у них вышла “невероятно красивая картинка”, впоследствии реже брались за более сложные задачи, чем их сверстники, которых хвалили просто за “красивую картинку”. Всего одно слово - а разница огромная.

Похвала ребенку должна быть контекстуальной. То есть вместо того, чтобы хвалить личность (например, “ты воспитанный”), попробуйте хвалить процесс. У вас есть несколько вариантов, как это сделать.

1. Хвалите стратегию. Например, «ты нашел отличный способ — это сделать.»

2. Хвалите со спецификой. Например, «ты, кажется, действительно понимаешь квадратные уравнения.»

3. Хвалите усилия. Например, «я вижу, что ты упорно тренировался.»

4.Будьте честными. Не говорите: «Отличная работа!», когда это не так

5.Не обесценивайте похвалы. Похвала вполне может войти в привычку.

6.Избегайте похвалы, которая сравнивает ребенка с другими.

Упражнение «Что может быть поощрением, а что может быть наказанием?»

Цель: уточнить знания родителей о формах воздействия на ребенка.

Инструкция: Назовите конкретные действия, слова, поступки взрослого, которые могут быть похвалой и наказанием. Заполните таблицу.

«Что может быть поощрением?», «Что может быть наказанием?»

Упражнение «10 поступков»

Перечислите десять поступков ребенка, которые удивили вас или были для вас неожиданными.

Попробуйте теперь найти в каждом поступке такие стороны поведения ребенка, которые вызывают у вас радость, удовольствие, воодушевление. Определите, что в каждом случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом или же насколько тот или иной поступок характерен только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие стороны каждого поступка, которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему он так сделал!»

VIII. Профилактика.

В целом же родителям для снижения конфликтности в отношениях с ребенком может быть рекомендовано следующие:

Учет перечисленных рекомендаций позволит установить родителю доверительные отношения с ребенком. Более того, они помогут установить и сохранить авторитет родителя в глазах ребенка.

IX.Литература.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области