Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Краткосрочная, общеразвивающая программа "Поющие гитары"

Цель программы знакомство и разучивание авторских туристских, орлятских песен, песен о лете, песен патриотической направленности. Программа реализуется в летний период.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Управление образования администрации муниципального

образования Абинский район

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

муниципального образования Абинский район

Принята на

Утверждаю

педагогическом совете

Директор МБУ ДО «Дом

детского творчества»

протокол № 3 от 25.03.2020

__________ Г.Е Гудкова

Приказ № 298 от 10. 04. 2020г.

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «Поющие гитары»

Направленность: художественная.

Тип программы: модифицированная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 10 – 18 лет

Срок реализации: 1 месяц

Автор- составитель:

Пономарева Алла Борисовна,

педагог дополнительного образования

г.Абинск,

2020 год.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

"Как тетива гитарная струна,

И если прикоснутся к струнам руки

Как стрелы зазвенят аккордов звуки

И прочь уйдет немая тишина"

А. Безуглов.

Современная авторская песня, как явление фольклорного искусства, получиларазвитие во многих регионах страны. Эта песня нашла распространение в крупных культурных центрах России, Украины, Закавказья, Прибалтики и Средней Азии. Так, где же пролегает граница между любительским и профессиональным песенным творчеством? На мой взгляд, ее не существует: кто хорошо слышит интонации своего времени, и кто их хорошо выражает- тот и царь.

В середине 50-х годов колыбелью городской авторской песни была Москва. Именно здесь впервые вышли к микрофону Юрий Визбор, Булат Окуджава, Михаил Анигров, Новелла Матвеева. Чуть позже- Владимир Высоцкий, Юлий Ким, Александр Галич и другие барды. И с каждым новым десятилетием все новая и новая волна московских бардов сменяла друг друга и снова выходил к микрофону человек с гитарой. Распространялась авторская песня среди подростков и молодежи. Во многих городах создавались бардовские клубы, организовывались встречи и фестивали самодеятельной авторской песни. За основу музыкально-учебного материала на занятиях по пению под гитару взяты лучшие образцы авторской песни и классического русского рока, которые формируют у современных подростков содержательные музыкальные вкусы, так необходимые для формирования духовных ценностей, в то время, когда на эстраде много музыкального «мусора».

Программа разработана в соответствии ФЗ №273 от 29.12.12 г. «Об образовании в Российской Федерации». Реализация программы осуществляется на основе ряда законов и нормативных документов:

Направленность программы– художественная

Одна из увлекательных форм занятий в летний период- обучение в

объединении "Поющие гитары". Оно позволяет учащимся глубоко вжиться в этот музыкально-песенный жанр, стать его частью, его душой. Авторская песня не терпит фальши, все проявления души объединяет одно ценное качество– они искренние. Поэтому в процессе занятий у учащихся складывается определенное отношение к песне вообще, возникает потребность петь песни с глубоким содержанием, красивым слогом, а главное, с текстом, волнующим душу, а значит простым, близким, искренним. Это сейчас как никогда важно, так как среди нынешнего засилья эстрадного мусора, формирующейся личности подростка трудно выбрать настоящие образы песенного творчества. Поэтому именно авторская песня помогает воспитанию хорошего музыкального вкуса. Кроме основных форм проведения занятий нами используются следующие формы: урок-концерт, урок-беседа, урок-слушание, участие в городских мероприятиях, участие в различных концертах, вечерах во время очного обучения и участие в онлайн мероприятиях и конкурсах во время дистанционного обучения.

Актуальность программы

Данная программа объединения ориентирована на решение значимых социальных проблем, потребности общества в социальном заказе, детского спроса. Так в наше нелегкое время является особо значимым и актуальным воспитание в ребенке чувства патриотизма и любви к Родине, к родной природе. Программой предлагается обширный песенный материал современного исполнительства патриотической направленности, о дружбе природе родного края. Лучшие композиции из репертуара российских рок групп, прославляющих родную страну, пользующихся у учащихся популярностью, представлены для разучивания на занятиях и входящих в концертный репертуар.

Педагогическая целесообразность

Основным педагогическим приемом освоения данной программы является коллективное песенное музицирование совместно с педагогом, ориентированное на возрастные особенности и музыкальные способности учащихся, и самостоятельное освоение музыкального материала во время дистанционного обучения. Немаловажную роль для достижения педагогических целей играют уроки-концерты, направленные на выявление результатов усвоения данной программы.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ: при составлении данной программы была возможность использовать некоторые элементы уже существующих аналогичных учебных пособий и программ.

Основой данной программы является методика преподавания предмета, основанном на собственном многолетнем опыте. Приоритетным направлением и формой является коллективное музицирование, где основные акценты расставлены на ансамблевом исполнительстве.

Новизна

Данная программа составлена с использованием элементов программ педагога дополнительного образования Канаматова Р.М. и автора-составителя Карандеевой И.В. Новизной этой программы является индивидуальная методика преподавания данного вида деятельности, наработанная педагогом в процессе25-летнего педагогического стажа именно в этом направлении.

Адресат программы

Программа рассчитана на девочек и мальчиков от 10 до 18 лет без предварительной подготовки. Группа делится на подгруппы по возрастному принципу и по музыкальным природным данным учащихся. Количество учащихся в группе по 10 человек. В группу входят учащиеся разных возрастов.

Объем и сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 4 недели обучения. Учебная нагрузка не предусматривает индивидуальную работу во время очного обучения, и предполагает самостоятельную работу при дистанционном во время карантина или эпидемий. Для того, чтобы данная программа легко усваивалась учащимися желательно разделить группу на подгруппы и использовать коллективный метод обучения. Желательно скомплектовать подгруппы по возрасту и способностям учащихся не более 4 - 5 человек.

Форма обучения в объединении – очная, дистанционная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность. Образовательная программа рассчитана на 4 недели. Продолжительность занятий – 45 минут с 15 минутным перерывом, периодичность занятий: 3 раза в неделю по три часа. Количество часов – 36 ч.

Особенности организации образовательного процесса

В объединение принимаются все желающие обучаться пению под гитару, без различных форм проверки музыкальных способностей, но обладающие необходимимыми навыками аккомпанемента на гитаре.

Группа делится на подгруппы по возрастному принципу и по музыкальным природным данным учащихся. Количество учащихся в группе по 10 человек. В группу входя учащиеся разных возрастов. Формы организации деятельности обучающихся в объединении «Поющие гитары» - групповая. Приоритетным является групповая (ансамбль, для очного) форма обучения.

Состав группы формируется по возрастным категориям, так же желательно разделить на подгруппы девочек и мальчиков из-за различия музыкальных предпочтений. На этой основе формируются творческие коллективы.

1.2 Цель и задачи программы

Цель: путем пробного погружения в предметную сферу создать активную мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного интереса учащегося и обеспечения им исполнения песни под свой собственный аккомпанемент и подбора аккомпанемента к песням, легкого и дружного исполнения их в коллективе и при самостоятельном музицировании.

Задачи:

Образовательные

- совершенствовать владение гитарой

- развивать способности к сольному исполнительству. Метапредметные

- развивать любовь учащимся к авторской песне и заложить знания и основы этого музыкального течения;

- развивать чувство коллективизма в игре в ансамбле.

- Личностные

- воспитывать патриотические чувства на песенных примерах

- создать условия для дальнейшего использования полученных навыков и умения обучить других.

1.3. Содержание программы

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Формы аттестации

контроля

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие

1

2

3

II

Разучиваниепесено

Родине, о лете, о природе, туристические песни

-

12

12

III

Разучиваниеорлятских

песен, песен о дружбе и шуточных.

-

9

9

IV

Обучениеправилам

подбора аккомпанемента.

1

8

9

V

Итоговый урок-концерт.

Итоговый онлайн-зачет

-

3

3

Концерт для летних площадок

школьных площадок.

Итого

2

34

36ч

I. Вводное занятие

Содержание

Теория: Объяснение целей и задач программы. Введение в курс основной

деятельности на предстоящий месяц. Описание педагогических технологий для достижения поставленных целей.

Практика: Повторение выученных за год песен по выбору педагога с объяснением используемого аккомпанемента.

II Разучивание песен о Родине, о лете, о природе, туристические песни. Практика: Разбор предложенных педагогом песен, разучивание песен по выборуучащихся,определениесамостоятельновидааккомпанементадля

прослушанных песен.

Практика: Знакомство и разучивание орлятских песен, авторских, шуточных и песен о дружбе. Самостоятельное определение аккомпанемента. Двухголосное исполнение под свой аккомпанемент для очного обучения. Самостоятельный разбор песен по видеоуроку дистанционно.

IV. Обучение правилам подбора аккомпанемента

Теория: Объяснение законов гармонии при подборе аккордов на гитаре.

Мажорная и минорная последовательность.

Практика Упражнения для подборки аккордов. Подбор аккомпанемента на простейших примерах. Самостоятельные творческие задания на дом по подбору аккомпанемента к выбранной песне.

V. Итоговые занятия

Практика: Проведение концертной программы для детей летней площадки школы № 3. (очно). Онлайн-зачет для дистанционного обучения.

Ф.К. Концерт для летних школьных площадок.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР

«Лето». В. Егоров

«Море» Орлятская песня

«У похода есть начало». Е. Клячкин.

«Дым костра». А. Якушева.

«Ты моя Россия», В. Логинов.

«Перевал». Ю.Визбор.

«Мой храм». О. Газманов.

«Алые паруса». Орлятская песня.

«Костер». Орлятская песня.

«Ты, да я, да мы стобой». Орлятская песня

1.4 Планируемые результаты

Образовательные

петь под гитару.

Метапредметные

сформировать интерес учащимся к авторской песне и желание исполнять их в кругу сверстников;

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график.

п/п

Дата

план

Дата

факт

Форма

занятия

Кол-во

часов (продолжите- льность учебного занятия

№ темы

согласно УП

программы

Тема занятия

(согласно содержанию программы)

Форма

контроля (если есть согласно программе)

1.

1.06

Беседа.

Практическое

.

3

1

Вводное занятие.

Озвучивание целей и задач.

Организационное занятие..

2.

3.06

Практическое

3

2

Разучивание песни «Ты моя

Россия». , «Перевал» Аккомпанемент, интонация, характер звучания.

3.

5.06

Практическое

3

2

Разучивание песни «Море»,

«Костер» Работа с песнями.

4.

8.06

Практическое

3

2

Разучивание песни «Лето»,

«У похода есть начало». Работа с песнями

5.

10.06

Практическое

3

2

«Работа с песнями (Очно), онлайн – зачет (заочно)

6.

12.06

Практическое

3

3

«Мой храм», «Ты , да я, да

мы стобой» - разучивание.

7.

15.06

Практическое

3

3

«Алые паруса», «Дым

костра» разучивание. Работа над 2-хголосием.

8.

17.06

Комбинирова

нное

3

3

Песни по выбору учащихся

разучивание.

9.

19.06

Лекция.

Практическое

3

4

Объяснение понятия

«гармония», правил гармонической последовательности.

10.

22.06

Самостоятель

ная работа

3

4

Пробный подбор

аккомпанемента на занятии к песне «Расстояния». Песни по желанию уч-ся. Задание на дом по подбору песни

«Хохлома»

11.

24.06

Самостоятель

ная работа

3

4

Проверка домашнего

задания. Подбор песни по желанию уч-ся..

12.

26.06

Творческая

мастерская

3

5

Итоговый урок-концерт.

Подведение итогов. Онлайн-зачет.

Контрольн урок

ое занятие

ВСЕГО – 36ч

36ч

Компоненты оснащения учебного

кабинета

Что имеется в наличии (количество)

1.1

Программно-методическое обеспечение

Программа объединения,

1.2

Учебно-методические материалы

Разработки Контрольных уроков и урока-

концерта (15)

1.2.1

УМК по предмету

Комплекты распечатанных текстов для

контрольных уроков

1.2.2.

Дидактические и раздаточные

материалы по предмету

Карточки со схемами аккордов (25) и сложных

видов боя, сборники песен авторов (7)

1.2.3.

Аудио видео материалы

Музыкальный центр(1)

1.2.4.

ТСО, компьютерные, информационно-

коммуникативные средства

Компютер, ноутбук

1.2.5.

Учебно-практическое оборудование

Гитары акустические (3)

1.2.6.

Оборудование (мебель)

Стулья (10), стол (2), шкафы (3), диван (1)

2.1.

Комплекты диагностических

материалов

Портфолио достижений (1)

Кадровое обеспечение

Для реализации ознакомительных программ требуется педагог, обладающий

профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей;

Документальными формами подведения итогов реализации программы

являются урок-концерт, журнал посещаемости, фото, видеоматериалы.

Тема УТП

Вид контроля

Форма контроля

Срок контроля

Что контролируем

Вид контрольной работы

Вводное занятие

вводный

опрос

Первое

занятие

Понятие основ

аккомпанирования

Исполнение по

запросу педагога

Разучивание песен о

Родине, о лете, о природе, туристические песни.

текущий

Зачетная

Работа, онлай - зачет

Во время

работы над темой

Усвоение

выученного материала

Исполнение

выученных песен по выбору учащихся

Разучивание

орлятских песен, песен о дружбе, шуточных.

текущий

Зачетная

Работа, онлайн-зачет

Во время

работы над темой

Усвоение

выученного материала

Исполнение

выученных песен по выборы учащихся.

Обучение правилам

подбора аккомпанемента

текущий

Зачетная

Работа, онлайн-зачет

Во время

работы над темой

Освоение правил

подбора

Самостоятельная

работа по подбору.

Итоговый урок-

концерт.

Итоговый

Выступлен

ие на школьной площадке. Онлайн-концерт

По

окончании работы над программой

Усвоение

краткосрочной программы

Урок-концерт

Пакет диагностических методик для определения достижений учащихся:

Индивидуальные задания для выявления качества аккомпанемента, самостоятельная работа для контроля умения коллективного исполнительства, конкурсы инструментально-вокального мастерства на занятиях, карточки для нотных практикумов, диагностика исполнительских умений в игре в ансамбле для очного, и сольного исполнения для дистанционного обучения.

Раздел или тема

программы

Формы

занятий

Приемы и методы

организации образовательного процесса

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

Формы

подведения итогов

Вводное занятие

Беседа,

Урок- концерт, творческая мастерская

Объяснение,

демонстрация, видеометод, видеоурок

Методические

разработки для начинающих гитаристов

Аудио и

видео аппаратура

Разучивание

песен о Родине, о лете, о природе, туристические песни.

Беседа.

Урок- концерт, открытое занятие.

Демонстрация,

упражнения. Видеометод, видеоурок

Сборники для

начинающих гитаристов,

Аудио и

видео аппаратура

Разучивание

орлятских песен, песен о дружбе, шуточных.

Беседа,

творческая мастерская.

Словесные,

наглядные, практические упражнения, видеоу

Карточки с

текстами песен.

Аудио и

видео аппаратура

Обучение

правилам подбора аккомпанемента

Лекция,

творческая мастерская

Иллюстративно-

объяснительные, практические задания, видеоурок

Нотный

материал для задач, карточки- схемы, упражнения

Аудио

аппаратура

Итоговый урок-

концерт

Урок-

концерт,

Объяснение,

упражнение, демонстрация, видеозачет

Нотные партии,

сборники распевок и вокализов.

Аудио и

видео аппаратура

Урок –

концерт,

Формыорганизацииобразовательногопроцесса–групповая, ндивидуальная, дистанционная.

Педагогические технологии

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-коллективную систему обучения;

-исследовательские методы в обучении;

- проектный метод обучения

-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии

-дистанционные технологии.

1.Конституция Российской Федерации.– М.: Издательство «Ось-89», 2001 г.– 48 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области