Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Цель развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста через разные виды познавательной активности. Задачи  изучить психолого-педагогическую литературу, педагогический опыт по данной теме  на основе изучения психолого-педагогической литературы и педагогического опыта проанализировать основные понятия «мелкая моторика», «крупная моторика», «координация», «анализаторы».  уточнить методы и приѐмы для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста через разные виды познавательной активности  создать условия для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста через разные виды познавательной активности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)


Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

детский сад № 63 «Буратино»

Индивидуальный план профессионального развития педагога

воспитателя

Шелюлевой Наталии Андреевны

(стаж работы 9 мес.)

Тема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Ульяновск, 2020

«Если развитие движений пальцев соответствует возрасту,

то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если же развитие движений пальцев отстает,

то задерживается и речевое развитие,

хотя общая моторика при этом может быть

нормальной и даже выше нормы»

Л. В. Фомина

Актуальность:

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и

обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе

зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Развитие мелкой

моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития

ребѐнка. Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое

мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают

движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации

«рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем

зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее

развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим

руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем

на формирование произвольности у детей.

Дети с плохо развитой моторикой неловко, а иногда и с большим

трудом, держат ложку или карандаш, застегивают пуговицы. Им бывает

трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с мозаикой, а

подрастая, они отказываются вместе с другими детьми лепить и делать

аппликации. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число

детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Все

физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся

кисть, тем лучше ребѐнок говорит.

Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи

взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов,

посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Учѐные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями

головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между

мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты

мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы,

которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики

малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских

пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещѐ недостаточно

развита.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор,

способствующий развитию речи. Если у ребѐнка будет прекрасна, развита

моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребѐнка будет не

достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребѐнка в комплексе

много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор,

стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребѐнку,

рассказывать обо всѐм, что его окружает, показывать картинки, которые дети

с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую

моторику.

Таким образом, развитие мелкой моторики пальцев подготавливает

почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает

благотворное влияние не только на становление речи и еѐ функций, но и на

психическое развитие ребѐнка.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах

развития ребенка и такую работу нужно начинать, задолго до поступления в

школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо

создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики

через различные виды познавательной активности.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, было

решено провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая

в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Предмет: особенности развития тонкой моторики как одного из

средств развития речи и подготовки руки к письму.

Цель: развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного

возраста через разные виды познавательной активности.

Для реализации поставленной цели, были определены следующие задачи:

 изучить психолого-педагогическую литературу, педагогический опыт

по данной теме;

 на основе изучения психолого-педагогической литературы и

педагогического опыта проанализировать основные понятия «мелкая

моторика», «крупная моторика», «координация», «анализаторы».

 уточнить методы и приѐмы для развития мелкой моторики рук детей

раннего возраста через разные виды познавательной активности;

 создать условия для развития мелкой моторики рук детей раннего

возраста через разные виды познавательной активности.

Гипотеза: При создании педагогических условий развитие мелкой

моторики даѐт большие возможности детям для умственного развития,

совершенствования и развития речи, расширения познавательных интересов.

Формы работы:

 совместная деятельность воспитателя с детьми;

 индивидуальная работа с детьми;

 свободная самостоятельная деятельность самих детей;

 консультативная работа с родителями.

Методы:

 словесные;

 наглядные;

 практические;

 игровые;

Приёмы:

 пальчиковая гимнастика, физкультминутки; массаж кистей рук;

 пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

 пальчиковый театр;

 лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного

материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

 нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой,

свечкой и т. д.;

 работа с конструктором ЛЕГО;

 лабиринты;

 дидактические игры;

 шнуровка;

 игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, ракушки, фасоль);

 пазлы, мозаики, мелкий конструктор;

 рамки Монтессори;

 игры с водой, крупами;

 игры с Прищепками;

Планируемые результаты:

 Дети:

 проявляют интерес к пальчиковым играм, нетрадиционным техникам

рисования, лепке;

 увеличился словарный запас детей, речь детей стала более

эмоциональной и выразительной.

 возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

 дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

 у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание,

память, воображение, речь.

 Родители:

 родители стали единомышленниками с педагогами по использованию

пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

 родители получили необходимые знания по данной теме, стали более

информированными в вопросе развития мелкой моторики через разные

виды познавательной активности с детьми дома

В соответствии с целями и задачами был разработан план работы:

Этап

Сроки

реализации

Содержание

Форма отчѐтности

Примечание

подготовительный

Сентябрь –октябрь 2019 г.

1.Подбор и изучение

методической литературы

по заявленной теме,

методик, технологий,

форм, методов приѐмов

работы.

2.Изучение передового

педагогического опыта по

данной теме.

3.Разработка

перспективного плана

работы.

4.Определение тем

консультаций, мастер классов для родителей и

воспитателей учреждения.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Реализационный

(практический)

октябрь 2019 г.

Подготовка буклетов для

родителей «Способности на

кончиках пальцев», «Развитие

мелкой моторики у детей

дошкольного возраста»;

Индивидуальные консультации

«Как крупная моторика влияет

на развитие мелкой

моторики?»

Анкета.

Буклет.

Консультация

ноябрь 2019 г.

Анкетирование.

Памятка «В какое время лучше

заниматься или Игрушка,

которая всегда с тобой».

Анкета.

Памятки для

родителей.

Оформление

Папки -передвижки и

пособий

нестандартного

оборудования.

декабрь 2019 г.

Анкетирование.

Индивидуальные консультации для родителей

Анкета.

Консультация

Папка - передвижка

январь 2020 г.

Консультация «Игры для

развития мелкой моторики с

использованием

нестандартного оборудования в домашних условиях

Консультация

февраль 2020 г.

Подготовка информационной

папки «Игры-усыплялочки,

игры-просыпалочки».

Информационн

ая папка

март 2020 г.

Консультация «Каплетерапия»:

нетрадиционное рисование

пипетками.

Папка - передвижка

апрель 2020 г.

Консультация для родителей.

Рисование на готовой форме.

«Копилка родительских идей»

Презентация

Памятки

апрель – май 2020 г.

Памятка «Радужные

пальчики».

Подведение итогов работы

учебного года в рамках

родительского собрания.

Памятки

В течении года

Выставка книг, пособий,

литературы по данной теме.

сентябрь 2020 г.

Оформление уголка для родителей: советы рекомендации по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Беседа о необходимости развитие мелкой моторики»

октябрь 2020 г.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» Участие родителей в создании развивающей среды.

ноябрь 2020 г.

Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками») Изготовление папки – передвижки «Пальчиковая гимнастика .

Папка -передвижка

декабрь 2020 г.

Совместный конкурс для родителей и детей из бросового материала «Новогодняя елочная игрушка» Создание картотеки для родителей для работы с детьми

«Веселые пальчики»

Картотека

январь 2021 г.

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок Рекомендации для родителей «Стихи и потешки для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

февраль 2021 г.

Консультация для родителей « Играйте вместе с детьми» Конкурс для родителей на тему «Что за чудо-это игра? » (с использованием различных материалов безопасное для детей)

март 2021 г.

Мастер-класс для родителей « Использование нестандартного оборудование для развитие детей дошкольного возраста»

апрель 2021 г.

Создание картотеки «Пальчиковая гимнастика» Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитие речи детей»

Картотеки

май 2021 г.

Родительское собрание с участием детей «Что мы умеем – мы не скажем, а покажем»

В течении года

Выставка книг, пособий,

литературы по данной теме.

сентябрь 2021 г.

Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Осень».

Картотеки

октябрь 2021 г.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

ноябрь 2021 г.

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

Пальчиковый театр

декабрь 2021 г.

Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зима»

Картотеки

январь 2022 г.

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»

февраль 2022г.

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Папки- передвижки

март 2022 г.

Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Весна».

апрель 2022 г.

Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;

май 2022 г.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

В течении года

Выставка книг, пособий,

литературы по данной теме

РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ

Реализационный

(практический)

В течение

3-х лет.

Подготовка консультаций по

данной теме для групп раннего

возраста

Документ Word

Информационн

ая папка

В течение 3-х лет.

Подготовка буклетов

Документ Word

Презентация

Microsoft Power

Point.

Информационн

ая папка

РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ

Октябрь- ноябрь 2019 г.

Диагностика уровня развития

мелкой моторики

через разные виды

познавательной активности (на

начало года).

Декабрь 2019 г.

1.Рисование пальчиками «Уточка

Кря-Кря». 2.Д/и. : «Шнуровка».

Январь 2020 г.

1.Лепка «Покорми курочку». 2.Игры с крупами.

Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.

Февраль 2020 г.

1.Рисование пальчиками «Рыбка».

2.Лепка «Галстук в горошек для

папы».

Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Март 2020 г.

1.Рисование пальчиками «Яблоко

наливное».

2.Аппликация «Овечки на лугу»Игры с бумагой.

Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев

Апрель 2020 г.

1.Рисование бутылкой «Вишня в

цвету».

2.Лепка «Витаминки в баночке»3.Игры с пуговицами, камешками,

бусинами.

Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.

Май 2020 г.

1.Рисование ладошками «Бабочка - красавица».

2.Лепка «Конфетки на тарелочке» Игры с водой.

Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.

В течение

года

Оформление выставок

творческих работ

Октябрь 2020 г.

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра «Месим тесто». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика». 6. Игра «Подари курочкам красивые хвостики» 7.Игра «Я катаю мой орех». 8.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»

Ноябрь 2020 г.

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Дом». 5.Настольная игра «Веселый паровоз». 6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Декабрь 2020 г.

1.Учить детей одевать и раздевать кукол. 2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 3.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик». 4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). 5.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок). 7. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки»

Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев

Январь 2021 г.

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок». 2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная)

Февраль 2021 г.

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста» 2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии). 3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. 5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.

Март 2021 г.

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок». 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток). 6.Игра «Прищепки» 7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев

Апрель 2021 г.

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы

и для дочки». 4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д. 5.Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет)

Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.

Май 2021 г.

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!». 2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби». 3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. 4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию). 5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша». 6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты). 7.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию 8.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок»

Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.

Октябрь 2021 г.

1.Д/и.: «Прищепки»

2.Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту»,

"Пальчики, здравствуйте!"

Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Ноябрь 2020 г.

1.Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»

«Деревья»

2.Заучивание стихов об осени

Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики

Декабрь 2021 г.

1.Д/и «Веселые упражнения с карандашами» 2.Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз»

Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Январь 2022 г.

1.Настольная игра «Мозаика».

2.Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Сосульки», «Как под горкой снег».

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам

Февраль 2022 г.

1."Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

2.Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина»,

3.Заучивание стихов о зиме.

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста

Март 2022 г.

1.Пальчиковые шаги. (Упражнения на развитие мелкой моторики.)

2.Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто»,

«компот»

Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

развивать моторику руки, выполняя имитационные

движения в сопровождении стихотворного текста

Апрель 2022 г.

1.Работа с конструктором Лего.

2.Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка»

Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.

Май 2022 г.

1.Рисование по трафаретам.

(собрать картотеку трафаретов).

Развивать фантазию и воображение

В течение

года

Составить картотеки игр

(пальчиковых, с

нетрадиционными средствами и

др.)

Подготовить оборудование для

развития мелкой моторики с

использованием нестандартного

подручного материала.

Картотека

Заключительный

Отчѐт по теме самообразования.

Приложение.

Пальчиковые игры.

«Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы". То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками) Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

«Прищепки» Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

«Я катаю мой орех» Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

«Замок». Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»: - На двери висит замок. - Кто его открыть бы мог? - Постучали, На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы - Покрутили, Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их - Потянули Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью. - И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Капуста».

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

«Орехи»

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.

«Дорожка»

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.

«Пилот»

Кладут ручку на середину безымянного пальца правой руки.

Ладонь – вниз. Указательный, средний и мизинец-

сверху ручки. Покачивают.

Мы зажали карандаш,

Отогнулся пальчик наш,

Он теперь у нас пилот –

Отправляется в полёт.

Используемая литература:

1. О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

2. Г.Г. Галкина «Пальцы помогают говорить» 3. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

4. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

5.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

6.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

7.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

8.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

9.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

10.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области