Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Формирование коммуникативно – речевых умений и навыков у дошкольников по средствам интерактивных методов и приёмов».

Целью авторского материала является формирование коммуникативно - речевых навыках и умений у дошкольников с ТНР.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Составили: учителя – логопеды Калинина Е.В., Новикова Л.В.

Методическое объединение воспитателей МБДОУ ДС № 53 «Сказка»

Тема: «Формирование коммуникативно – речевых умений и навыков у дошкольников по средствам интерактивных методов и приёмов».

Слайд 1

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодняшнюю нашу встречу мы хотели бы посвятить продолжению разговора о формировании коммуникативно - речевых навыках и умений у дошкольников с речевыми нарушениями.

На первом заседании мы постарались раскрыть теоретические аспекты этих понятий, определили сущность и различия каждого из них. Сегодня постараемся осветить эти понятия с точки зрения практического применения в работе с детьми.

А для того, чтобы вспомнить некоторые знакомые нам определения, а также сформулировать тему нашего методического объединения, мы предлагаем вам определить ключевые понятия, на основе которых и будет строиться практическая работа с детьми по формированию коммуникативно – речевых умений и навыков.

С этой целью мы предлагаем поработать в подгруппах и отгадать кроссворд. Угадав ключевые слова, мы определим тему нашей встречи.

Слайд 2 «Кроссворд»

Инструкция: Итак, перед вами кроссворд. Прочитав вопрос, нужно выбрать правильный вариант ответа, и вписать его в строку кроссворда. Отгадать и назвать ключевое слово.

«Интерактивность»

Т

А

К

И

В

С

Т

Ь

«Коммуникация»

О

М

У

К

Ц

Я

!!!

Спасибо большое, коллеги! У нас появились ключевые понятия «Коммуникация» и «Интерактивность»

Речь сегодня пойдёт о том, как формировать коммуникативно – речевые навыки и умения у дошкольников по средствам интерактивных методов и приёмов.

Слайд № 3 Тема нашего МО: «Формирование коммуникативно – речевых навыков у дошкольников по средствам интерактивных методов и приёмов»

Как вы думаете, с точки зрения образовательного процесса, что такое «коммуникация»? (РАССУЖДАТЬ)

Что такое коммуникация?

На доску…..

Коммуникация — это тип активного взаимодействия между педагогом и воспитанниками с определённой целью, предполагающий информационный обмен.

Наверно вы со мной согласитесь, в традиционной организации образовательного процесса, в качестве способа передачи познавательной информации часто используется односторонняя форма коммуникации. Суть её заключается в трансляции воспитателем информации, а затем её последующим воспроизведении детьми.

Основным источником информации является опыт и знания педагога. Ребёнок находится в ситуации, когда он:

- слышит

- запоминает

- говорит, занимая позицию воспринимающего.

Приемлема такая форма как односторонняя коммуникация в условиях реализации ФГОС ДО?

(Ваше мнение, уважаемые коллеги) Мнения разделились!

Какие недостатки односторонней коммуникации?

- пассивность ребенка на занятии

- основная функция - слушание.

Односторонняя коммуникация оправдана лишь тогда, когда у ребёнка недостаток информации, и невозможно получить её другим способом.

Односторонность нарушается (КОГДА?) только тогда, когда ребёнок что – то уточняет, задаёт вопрос или хочет дополнить, а может даже и поделиться и рассказать о том, что знает на эту тему.

Тогда возникает двусторонняя коммуникация.

В условиях реализации ФГОС ДО позиция ребёнка дошкольника меняется, ребёнок должен стать кем? ….субъектом собственного образования. ????

Ведь он может быть тоже источником информации, он общается, наблюдает, совершает открытия, приобретает опыт, познаёт мир через другие источники информации, сверстников, родителей, сеть интернет. Поэтому в какой – то мере может стать САМ ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ.

Давайте обратимся ко второму понятию «интерактивность» и порассуждаем, что такое «Интерактивность»?

Как вы понимаете (Обратиться к залу, порассуждать)

Интер – взаимный; активность – действовать – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Слайд 4

Как вы считаете, что является ОСНОВЫМ ЭЛЕМЕНТОМ интерактивности?

Основной элемент интерактивности – это диалог, то есть способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.

Интерактивность включает в себя следующие понятия:

Интерактивное взаимодействие – это специальная форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при котором каждый ребёнок чувствует свои успехи (парные, групповые, коллективные).

Интерактивные методы обучения – это способы целенаправленного взаимодействия педагога с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

- Групповые (дискуссионные – обсуждение, анализ ситуации; игровые)

- Индивидуальные

Сейчас мы вам предлагаем ….упражнение «Завтрак с героем»

Слайд 5

Интерактивное упражнение «Завтрак с героем» (листочки, карандаши)

Представьте себе следующую ситуацию: у каждого присутствующего есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость «настоящего» или историческая личность «прошлого», или обыкновенный человек, который произвёл на вас впечатление в какой – то момент жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Рефлексия: Почему остался именно этот герой? Легко ли было уступать и соглашаться с чужой точкой зрения?

Итог: Эта игра наглядный пример, в которой все участники охвачены общением и равноправным обсуждением, для достижения определённой цели.

Как вы думаете, какие качества формирует у ребёнка интерактивное взаимодействие: (с залом)

Слайд 6

Все перечисленные качества это и есть целевые ориентиры, которые должны быть сформированы у ребёнка к концу дошкольного детства.

Поэтому, для реализации требований ФГОС ДО целесообразно проводить занятия с использованием интерактивных методов и форм обучения, которые бы способствовали активному взаимодействию

Мы предлагаем вместе порассуждать о том, какие «трудности» и «плюсы» интерактивной модели коммуникации.

(на доске)

Плюсы всем понятны… «ПЛЮСЫ»

Уважаемые коллеги, наверно в условиях нашего детского сада, с детьми со тяжёлыми нарушениями речи, реализовать в полной мере не всегда доступно.

Остановимся на трудностях интерактивного обучения

Скорее всего существуют некие «ТРУДНОСТИ»

А кем становится взрослый в интерактивном обучении, мы сейчас узнаем.

Слайд 7

Игра «Собери слово»

Предлагаем активным участникам выйти и попробовать собрать слово – определение, которое обозначает «КЕМ» становится взрослый использующий в своей работе с детьми интерактивные методы и приёмы.

Перед вами пять слогов, вам необходимо собрать слово, взрослый он КТО?

ФА СИ ЛИ ТА ТОР

Остальных участников попросим разделиться на две подгруппы и собрать значение слова, которое собирает первая группа педагогов.

ПО – МОЩ – НИК НО – СИ – ТЕЛЬ ЗНА – НИЙ

Слайд 8 Слово «ФАСИЛИТАТОР» происходит от англ. «Фасилитате» - «помогать»

Педагог – фасилитатор

- обращается к личному опыту детей,

- побуждает их к самостоятельному решению проблем,

сбору новых знаний.

Его задача – поддержать процесс выработки нового опыта, создать условия для успешной работы.

Для формирования коммуникативных умений дошкольников наиболее подходят именно интерактивные формы и методы работы. Мы рассмотрим формы организации интерактивного взаимодействия и связанные с ними методы работы:

Следует заметить, что эти формы/методы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Также следует обратить внимание на то, что цель занятия или другой формы работы с детьми может быть целиком посвящена именно формированию у детей коммуникативных умений (например, «Как познакомиться с людьми»), а может преследовать познавательную и/или исследовательскую цель (например, «Устройство аквариума»), но также включать в себя интерактивные формы и методы, предусматривающие совместные действия, общение, иные коммуникативные акты. Другими словами, интерактивные формы и методы являются сквозными в любом мероприятии или виде деятельности детей, где предусматривается коммуникация с людьми.

Парная работа

Работа в парах предполагает, что задание выполняют два человека по очереди или совместно, сверяют результаты друг с другом или с контрольным материалом (образцом). Кроме того, дети могут обучать друг друга, работая в парах в процессе так называемого организованного диалога. То есть дети, изучив различные темы (или владея некой интересной неизвестной другим информацией), могут объяснять их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивать их объяснения и усваивать новый материал.

Работа в парах позволяет детям:

Преимущества такой формы работы (КРН):

Например, - Интерактивная игра «Растения Южного Урала».

Мы создавали альбом по данной теме: съедобные и ядовитые грибы и ягоды, лекарственные растения, луговые и полевые цветы, садовые цветы. Детям предложили объединиться в пары, самостоятельно выбрать себе партнера, раздел альбома, необходимый материал.

Данная форма работы моет включать в себя методы:

- «Вдвоём» - метод работы, в ходе которого дети образуют рабочие пары и выполняют предложенное задание, например, по очереди описывают картину.

- «Круг идей» - каждая подгруппа выполняет одно задание, например, составляют сказку по-новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым; как помочь Колобку обхитрить лисичку и тому подобное).

- «Ассоциативный цветок» - дети объединяются в несколько подгрупп для решения общей задачи: на доске закрепляется «середина» цветка с изображением определенного понятия, например, «игрушки», «цветы», «фрукты», «животные». Каждая группа подбирает слова-ассоциации или картинки-ассоциации, которые вклеивают вокруг этого понятия. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветок (с наибольшим количеством подобранных картинок-ассоциаций или слов-ассоциаций).

- «Предвидение»- предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы. Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца. Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях: «Я — первый месяц осени — сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что начинают ходить в школу…».Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом месяце.

Обсудить: экспериментально-исследовательская деятельность «Предметы в воде» (тонет – не тонет): - деление на пары

- материал

- определение цели работы

- работа

- выводы по работе

- задачи КРН.

Работа в парах «Мышка в домике». (рисование одним карандашом).

Цель: выявить стратеги и позиции участников в процессе совместной работы.

Форма организации: работа в парах.

Ход выполнения:

Педагог объединяет детей в две группы. Членам первой группы даётся лист бумаги (формат А-4) и задание нарисовать домик. Членам другой группы даётся карандаш (фломастер) и задание нарисовать мышку. Затем детям предлагается самим найти себе пару из другой группы и используя один карандаш одновременно выполнить свое задание. Обычно рисуя, участники пары берут карандаш правой рукой, при этом рука одного человека захватывает руку другого.

Обсуждение результатов проходит в общем круге. Каждая пара выкладывает на пол перед собой «совместное произведение» и комментирует полученный результат и ход выполнения упражнения.

Комментарии: часто дети, стараясь как можно скорее выполнить свою задачу, (хотя время выполнения не задастся) пытаются насильно принудить «партнёра» рисовать то, что им было задано. Со стороны это выглядит как поединок двух борцов в борьбе вольного стиля. Поэтому необходимо обсудить выбранные парами стратегии «выиграть-проиграть», когда каждый зачастую применяя насилие, старается победить другого и «выиграть- выиграть», когда партеры поочерёдно выполняют свою задачу, не ущемляя интересов другой стороны. И тот результат (он виден на рисунке), к которому приводит выбор той или иной стратегии.

Вывод: - данная форма работы с детьми способствует выработки навыка сотрудничества в ситуации камерного общения. Но требует от педагога подготовки большого количества материала, умение организовывать и вести детей для достижения цели.

Подгрупповая работа (работа в малых группах)

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем детям (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Эта форма дает детям больше возможностей для участия и взаимодействия.

Данную организационную форму целесообразно использовать для повышения активности детей, если нужно решить задачи, с которыми трудно справиться индивидуально, и, если имеются ресурсы для взаимного обмена. Малые группы могут состоять из 3-7 детей.

Преимущества такой формы работы (КРН):

- дети учатся выстраивать диалог, договариваться друг с другом;

- правильно, точно высказывать свои мысли, строить самостоятельное высказывание;

- выполнять правила;

- выполнять инструкции, помогать друг другу.

При использовании форм подгрупповой работы воспитатель должен быть организатором и режиссёром занятия, соучастником коллективной деятельности.

- Как вы думает, в чем будет заключаться действия педагога при работе в малых подгруппах?

Его действия должны заключаться в следующем:

Работа малых групп должна завершаться презентацией групповой работы и обсуждением ее результатов. Поэтому воспитателю необходимо предусмотреть в ходе занятия специальное время для этого.

Например, интерактивная игра «Спасем планету». Как часть интегративного занятия по теме «Космос».

В ДС пришло голосовое письмо с просьбой о помощи: планеты Формодос и Альфа-центавра погибают. Мы обсудили с детьми, по каким причинам могут погибнуть планеты и как можно из спасти. Дети разделились на две группы, «сели» в космические корабли и «улетели» на планеты.

Детям был предложено выбрать материал, самостоятельно выбрать пути решения проблемы, чтобы «умирающую» планету превратить в «живую».

В ходе игры дети решили подружить жителей планет, поэтому нарисовали инопланетян и поместили их вместе.

Данная форма работы моет включать в себя методы:

- Снежный ком — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о четкую последовательность действий каждого члена группы. Например, строят дом, где заранее договариваются об очередности действий каждого члена команды и о цвете, с которым будет работать тот или иной ребенок.

- Синтез мыслей — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги. Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

- Круг идей — интерактивные методы обучения, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание, например, составляют сказку по-новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым; как помочь Колобку обхитрить лисичку и тому подобное).

- Общий проект — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3-4).Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них. Каждая группа представляет свой «проект» — коллективную работу «Зимние развлечения» и совместно обсуждают его.

- Ассоциативный цветок — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп для решения общей задачи: на доске закрепляется «середина» цветка с изображением определенного понятия, например, «игрушки», «цветы», «фрукты», «животные». Каждая группа подбирает слова-ассоциации или картинки-ассоциации, которые вклеивают вокруг этого понятия. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветок (с наибольшим количеством подобранных картинок-ассоциаций или слов-ассоциаций).

- «Что? Где? Когда?» — активный метод, в ходе использования которого преобладает сотрудничество, творческое решение проблем, взаимный обмен мнениями, собственными знаниями и умениями и тому подобное.

- «За и против» — метод работы с детьми, в ходе которого детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, ставится задача рассказать, почему нравится зима (аргумент — «за») и почему не нравится зима (аргумент — «против»).

быстро сварилась».

- Сказка наоборот — метод работы, в ходе которого предлагается детям поделиться на две команды и составить свою сказку по-другому, заменяя основные понятия на противоположные. Каждая команда получает задание: сочиняет свою сказку и отгадывает сказку другой команды, составленной по-другому.

Пример: «Жили себе дед и баба. И был у них собака Жук. И принес им Жук косточку, не простую, а сахарную. Баба варила ее, варила, и не сварила. Дед варил-варил и не сварил. Кошка прыгнула, котелок перевернула, косточку забрала и понесла. Дед смеется, баба смеется, и Жук весело лает: «Принесу я вам еще косточку, но не сахарную, а простую, чтобы быстро сварилась».

- Коллаж — метод работы, в ходе которого предлагается детям поделиться на две команды и дорисовать на листе бумаги свою картину (например, фигуру неправильной формы) всеми подручными материалами и рассказать о ней 2-3 предложениями.

- Реклама — метод работы, в ходе которого детям предлагается поделиться на две команды, каждая из которых выбирает любой предмет и пытается назвать все его положительные качества и функции, которые помогут привлечь к нему внимание других.

- Увлекателен и интерес для детей.

«Дерево решений» — метод работы, который включает несколько этапов:

Выбора проблемы: проблема инициируется педагогом, как закрепление пройденной темы (месячник здоровья) или возникает по инициативе детей (опасность во дворе, я потерялся в городе), или неожиданно возникает (скучно играть одному, потерялась кошка).

Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), прямые линии — «ветки» (пути ее решения), а «листочки» (решение проблемы).

Решение проблемы: дети обсуждают проблему, находят способы ее решения, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор. Зеленые листья – правильные решение, красные листья – опасность, неправильное решение.

Коробка проблем.

Обсудить: метод «Ассоциативный цветок». Проблема «Самоизоляция».

- по подгруппам

-общий вывод.

Вывод:

- не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

Коллективная форма работы

Воспитатели привыкли работать фронтально, когда дети сидят за столами, расположенными в несколько рядов. От такого вида коллективного обучения не стоит совсем отказываться. Однако, можно предложить общение воспитателя и детей на одном уровне, «глаза в глаза».

Преимущества такой формы работы (КРН):

- слушать друг друга, не повторять ответы

- самостоятельно выстраивать свое высказывание

Например, - Интерактивная игра «Все профессии важны» («круг идей»).

Мы предложили детям порассуждать на тему «Какая профессия самая важная и главная?». Дети сделали вывод: нет такой профессии, которую можно считать главной. Все профессии одинаково важны, потому что они приносят пользу людям.

Данная форма работы моет включать в себя методы:

- Микрофон — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

- Дебаты — метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.(Например, у Сережи плохое настроение, поэтому дети предлагают способы, как поднять настроение или устранить проблему, которая повлияла на настроение мальчика).

- Цепочка — метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированный цепочку. Например, составляют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках. Другой вариант использования данного метода: первый ребенок называет объект, второй — его свойство, третий — объект с теми же свойствами. Например, морковь — морковь сладкая — сладким бывает сахар — сахар белый — белым бывает снег… и т.д.

-Круг идей — интерактивные методы обучения, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание, например, составляют сказку по-новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым; как помочь Колобку обхитрить лисичку и тому подобное).

- Дискуссия — это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети. В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти. Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы. Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «По моему мнению…», «Я согласен, но…», «Я не согласен, потому что…».

- «Мозговая атака (мозговой штурм)» — один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов. Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин.), а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения. Дети — участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.

- Викторина — метод-познавательная игра, которая состоит из речевых задач и ответов на темы из различных отраслей знаний. Она расширяет обще-познавательное и речевое развитие детей. Вопросы отбираются с учетом возраста, программных требований и уровня знаний детей.

 — метод, направленный на соучастие детей с тем, кто выступает. В ходе занятия с подачи знаний, закрепления материала воспитатель ставит сопровождающие вопросы к детям, с целью проверки понимания ими представленной информации.

- «А что было бы, если бы… ?» — метод работы, в ходе которого предлагается детям подумать и высказать свои предположения, например: «А что было бы, если бы исчезли все деревья на Земле?», «А что было бы, если бы хищные животные в сказках стали вегетарианцами?» и тому подобное.

- Воображаемая картина — метод работы, в ходе которого предлагается детям встать в круг и каждому ребенку по очереди описывать воображаемую картину (первому ребенку дают чистый лист бумаги с будто нарисованной картиной, затем он передает лист с мысленной картиной другому участнику игры, и тот продолжает мысленное описание).

Рефлексия

Метод «Микрофон»

- Какие коммуникативные умения и навыки помогают выстраивать эффективное общение педагога с детьми?

(умение убеждать, находить аргументы..)

Вывод:

Суммируя вышеизложенное, подведем итог: в процессе интерактивного обучения дети выступают не пассивными обучаемыми, а активными деятелями, полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт педагога, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску; у воспитанников формируются коммуникативные умения, способствующие ему быть эффективным в процессе общения с другими людьми; каждому ребенку предоставляется возможность найти свой способ решения. Дети - соавторы педагога в создании занятия.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области