Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Опыт работы по теме "«Развитие связной речи детей посредством инновационных развивающих технологий методы Дж.Родари»

Цель работы способствовать повышению уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста методами Дж.Родари. Задачи формирование у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков, способов работы и средств построения высказываний различных типов создание условий, способствующих применению полученных знаний в практической деятельности вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ по вопросам речевого развития детей

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Я представляю Вашему вниманию презентацию опыта работы по теме:
«Развитие связной речи детей посредством инновационных развивающих технологий (методы Дж.Родари)»

Актуальность темы исходит из требований к дошкольному образованию (ФЗ, ФГОС, программа).

В настоящее время актуальным становится вопрос о необходимости развития понятной, связной речи у детей дошкольного возраста. И чтобы увидеть проблему, даже не обязательно заниматься научной деятельностью и проводить какие-то сложные исследования. Дело в том, что в связи с широким распространением не только телевизионных передач, но и мобильных гаджетов, многие родители стали меньше времени уделять общению со своим ребёнком, стараясь освободить своё время, пока ребёнок занят играми. Это, соответственно, являет собою «молчаливый» образ жизни у ребёнка в то время, когда ему необходимо общаться. Многие дошкольники способны общаться лишь посредством слогов или односложных изречений. Таким образом, уровень развития речи у дошкольников довольно низкий и педагогам ДОУ необходимо применять какие-то специальные технологии для того, чтобы поддерживать развитие личности на должном уровне.

Одной из таких технологий смело можно назвать  методы Джани Родари.

Цель моей работы звучит так: способствовать повышению уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста методами Дж.Родари.

Были поставлены задачи, которые направлены на формирование умений и навыков, способов работы и средств построения высказываний различных типов; а также на создание условий, способствующих применению полученных знаний в практической деятельности; и, конечно же, на вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ по вопросам речевого развития детей.

Слайд

На слайде представлены необходимые условия для эффективной и действенной работы по развитию связной речи дошкольников.

Слайд .

Работа бала разделена на этапы: подготовительный, практический (основной), результативный.

подготовительный этап 

Перед тем как преступить к разработке данной темы мною были изучены научные труды об использовании ТРИЗ - технологий в дошкольных образовательных учреждениях (Т.А. Сидорчук, С.И. Гин, Н.Н.Хоменко, Дж.Родари).

Слайд

Чтобы определить уровень сформированности связной речи у детей дошкольного возраста на начало учебного года была поведена диагностикадетей по проблеме.
Автор педагогической диагностики Ушакова О.С. Критерии, по которым производилась диагностика представлены на слайде:

Как видно из диагностики, на начало года выявлено 12% (4 чел.) детей с высоким уровнем развития связной речи, 61% (16 чел.) со средним уровнем, и 27 % (7 чел.) с низким уровнем развития связной речи.

Слайд.

Так же в начале года было проведено анкетирование родителей, после анализа которого видно, не все родители достаточно хорошо знакомы развивающими технологиями по развитию связной речи ребенка, но большинство из них готовы стать активными участниками мероприятий по предложенной теме.

Слайды

Для реализации поставленных задач, необходима соответствующая организация предметно-развивающей среды группы.

Предметная среда насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно обогащал свой словарный запас, речь становилась бы эмоционально выразительной, грамматически правильно оформленной.

Слайд

На данном слайде Вы видите методики и технологии, на основе которых был разработан перспективный план на год по следующим направлениям: творческие задания и обучение детей составлению сказок и рассказов; также разработаны алгоритмы решения заданий по обучению дошкольников связной речи, конспекты занятий, определены разнообразные формы совместной деятельности с детьми.

Слайд

Для реализации цели и поставленных задач мною были выбраны следующие методы работы с детьми:

Слайд

Постепенно я подошла ко 2му этапу — основному.

На данном этапе была проведена следующая работа. Проведение серии занятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с использование ТРИЗ- технологий, взаимодействие с родителями, социумом.

Работа по развитию связной речи детей была разделена на два направления. Первое направление –это творческие задания: составление сравнений, загадок, рифмованных текстов и лимериков.

На слайде представлен алгоритм по составлению сказки по методике Джанни Родари «Камень, брошенный в пруд».

Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово. Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Дж.Родари назвал этот метод – камень в пруду… Он рассматривает разные способы подбора слов-ассоциаций:

- все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);

- слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон, питон);

- слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);

- слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);

- слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни).

Любой набор слов, образованный по ассоциации может стать началом или основой для сочинения истории. Автор предлагает записать слово и придумать на каждую букву другие слова. Теперь можно придумывать невероятную историю, в которой обязательно встречаются все эти слова. Чем случайнее будет набор слов, тем интереснее получиться сочинение.

Помимо выстраивания ассоциативного ряда создатель рассказа (ребенок или взрослый) работает со словом: Дж.Родари: «Одно слово … оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности». Подбор слов, начинающихся на определенные буквы – это задание, с которым успешно справятся даже дети 4-5 лет. Последующее сочинение истории по набору слов может быть осуществляться в коллективной форме или вместе с воспитателем.

Например:

П-поросенок

Е-енот/еж

Н- нос/нож

А-адрес

Л-лампа

Вот какая история получилась у нас с детьми на основе вышеприведенных слов:

«Однажды поросенок собрался в гости к еноту на День рождения. Он хотел подарить ему нож для праздничного торта. Поросенок знал, что у енота его также ждет ежик. Но внезапно поросенку на нос села оса и ужалила его. Нос распух, поросенок испугался своего больного вида, от страха забыл адрес енота и не пошел в гости. Наступил вечер, поросенок все еще сидел дома и плакал. Стало темно, он зажег настольную лампу и стал смотреть, как вокруг нее роятся светлячки. Вдруг он услышал стук в дверь, потом взял лампу и подошел к двери. Открыв дверь, он увидел енота и ежика с тортом. Они спросили, почему поросенок не пришел в гости. Поросенок всё им рассказал. Енот с ежиком пожалели поросенка и решили съесть торт. Вот тут и пригодился подарочный нож!»

Слайд

Следующий метод, который предлагает писатель, называется «Бином фантазии».

Такой метод не только хорош в сочинении собственных историй, но также активизирует словарный запас детей. На слайде представлен алгоритм по составлению сказки по данной методике.

В начале подбираются два слова, которые по смысловому ряду стоят совершенно в противоположных сторонах. Слова можно придумывать совершенно случайным образом, методом тыка или методик придумывания новых слов. Далее с помощью изменения по падежам, с помощью союзов и предлогов эти два слова нужно соединить во всевозможные сочетания и выбрать из них самое необыкновенное. Полученное необыкновенное сочетание может служить главной темой сказки. К примеру, берутся слова «кот и тыква». Таким образом, получаются следующие словосочетания: «тыква для кота», «кот в тыкве», «тыквенный кот» и так далее.

Или возьмите мешочек и положите в него несколько предметов. Пусть ребенок достанет из этого мешочка два из них. Например, это конь и машинка.
Объедините два выбранных слова при помощи предлогов: конь в автомобиле, автомобиль для коня, автомобиль на коне... Любая связка развивается в историю.

При таком способе, мы еще задействуем развитие моторики рук, тактильные ощущения.

Слайд

Следующий метод называется «Салат из сказок». (Алгоритм работы представлен на слайде.) Салат из сказок – Предлагаю детям подумать и назвать сказки.

В 1 столбик мы записываем названия сказок, во 2 столбик – одного персонажа из данной сказки, в 3 столбик – место действия в данной сказке.

- Предлагаю детям объединить этих трёх персонажей в одну сказку.  Дети самостоятельно придумывают сказку. Они могут взять свои любимые сказки, поменять персонажей.

Детям нравится фантазировать, это доставляет им радость и развивает воображение, память, речь.

Правил для смешивания сказочных персонажей и их приключений — нет. Вы ограничены лишь возможностями собственного воображения, а оно вас обязательно приятно удивит, как только вы вступите в игру переплетения нескольких персонажей и их историй в один сказочный сюжет.

Наш пример сказочного «салата»

Как пример, очень быстро придуманная детьми история:

«Волк пришел съесть козлят, а тут неожиданно вошла Красная шапочка. Она перепутала домик козлят с домиком своей бабушки. И у нее с собой было ружье для самозащиты. Она выстрелила в волка. А потом его посадили в клетку и отправили в зоопарк».

Слайд

Д. Родари предлагает всем взрослым еще один очень интересный и увлекательный метод - перевирание сказки.

Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Кроме того, условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться, исправлять запрограммированные ошибки взрослых. Важно во время демонстрации этого метода быть по возможности актером - удивиться своей забывчивости с помощью тона, мимики, жестов, а также восхититься находчивостью и памятливостью своих детей.

Конечно, сказка должна быть знакома детям и любима ими. В качестве примера талантливы и сказочник приводит перевирание сказки «Красная Шапочка»: «Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка», - начинаете вы свой рассказ. «Нет, нет, не Желтая, а Красная», - спешит поправить вас ребенок. «Да-да, я забыла, конечно, Красная… Так вот, отправилась Красная Шапочка в гости к тете». - «Нет, не к тете, а к бабушке! Ты опять все перепутал(а)», - сердится ваш слушатель. Ему, конечно, очень хочется, чтобы любимая сказка была рассказана как раньше. В то же самое время дети охотно принимают правила новой игры. Разве это не замечательно для дошкольников! И малыши просят маму еще раз рассказать смешную, веселую сказку (так трактуют дети 5 и более лет). Сама уже их трактовка подтверждает правильность избранного пути.

Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях, действиях. Вот еще один пример перевирания сказки «Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т.д.)…».

Слайд

Далее «Техника фантастических гипотез» так же строится на основе двух слов. Но для ее составления надо придумать подлежащее и сказуемое. Детям дошкольного возраста можно предложить придумать слова – ответы на вопросы: Кто? Что? Что делает? Затем соединяем пары слов в фантастическое предположение – гипотезу. Сочинения детей на такие темы позволяет увидеть необычное в знакомых предметах и явлениях.

Примеры работы представлены на слайде.

Например: Что было бы, если бы слон летал? Что будет, если мороженое запоет?

Еще один способ действия - приписывание обычному объекту несвойственных качеств:
стеклянный человек, шоколадный щенок, Придумывание стран, в которых живут люди, сделанные из определенного материала. (Мыльная страна, Бумажная страна, Ледяная страна. Сливочная страна, Шоколадная страна и т.д.)

Спросите ребенка, можно ли увидеть мысли стеклянного человечка? Чего боится стеклянный человечек? А с кем он дружит? И т.д.

Слайд

В сочинениях часто используется словотворчество – придумываются новые герои, их имена, страны, в которых они живут. Придумать новое слово очень легко, если воспользоваться методом деформирования слова при помощи известных приставок. Дж. Родари прибавляет к обычным словам такие приставки как: анти-, мини-, макси-, супер-, вице- и др. Получаются слова: антимышь, миникит, максимоль, суперспичка и т.д. Каждое из этих слов может стать героем новой невероятной истории.

Слайд

При работе с детьми я стремлюсь создать единую для всех дошкольников эмоционально-творческую атмосферу, которая существенно помогает мне активизировать как само творчество, так и решать представленные в перспективном плане задачи. Было использовано множество интересных форм работы с детьми, вы их можете видеть на слайде.

Особо хотелось бы выделить такую форму работы, как драматизация сказок и придумывание историй. Т.К именно здесь в ребенке раскрывается творческий потенциал, максимально стимулируется речевая активность, воображение и память.

Слайд

На этом слайде представлены формы взаимодействия с семьей. В моей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках (например, выставка сказок и загадок, придуманных и оформленных вместе с детьми), с детьми участвуют в различных праздниках и развлечениях, участвуют в мастер-классах, и семинарах- практикумах, оказывают посильную помощь в создании и обогащении ПРС.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность позволяет

- создать атмосферу общности интересов;

Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.

Слайд

И завершает работу заключительный этап.

На заключительном этапе вновь была проведена диагностика детей и анкетирование родителей. (Результаты обследования представлены на слайде.)

Видно, что у детей повысился уровень развития связной, грамматически правильной речи;

появился устойчивый интерес к составлению

творческих рассказов; дети проявляют инициативность, самостоятельность в высказываниях. А родители стали активными участники педагогического процесса; общительные, доброжелательные, инициативные.

Анализируя проделанную работу, пришла к выводу, что использование инновационных технологий является уникальным средством для создания условий речевого развития ребенка, являются очень важным аспектом в работе, как дошкольного образовательного учреждения, так и в воспитании ребенка вне его.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области