Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Курс внеурочной деятельности «Сказочное турне» как средство развития читательского интереса младших школьников

Создание условий для повышения интереса к чтению, формирования читательской грамотности, стимулирования чтения и развития активной читательской общности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Районный заочный конкурс образовательных проектов «Инновации-2019»

Учебно-дидактический проект

курс внеурочной деятельности «Сказочное турне»

как средство развития читательского интереса младших школьников

Черткова Ольга Сергеевна

учитель начальных классов

Полудницына Валентина Витальевна

учитель начальных классов

Аннотация

Данный проект будет реализован для учащихся 1 б, д классов в урочной и во внеурочной деятельности. Проект направлен на развитие читательского интереса младших школьников. В ходе проекта будет спроектирована и апробирована модель «Сказочного турне». Благодаря реализации данного проекта будет создан методический комплект сценариев мероприятий и рекомендаций «Сказочного турне». Проект может быть интересен учителям начальных классов, завучам школ, педагогам дополнительного образования.

Актуальность проекта

В соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к предметным и метапредметным результатам обучающихся, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию:

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; - понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Каждому понятно: без привычки читать полноценная учеба невозможна. Поэтому в школе так важно приучить детей любить чтение, читать много и эффективно искать, извлекать и запоминать информацию из прочитанного. Однако в наш информационный век, когда скорость потребления информации, по идее, должна расти, дети читают все меньше.

Сегодня мы живем в мультимедийном мире ТВ и Интернета — это значит, что приоритет все чаще отдается аудиовизуальной информации, которая воспринимается легче, чем информация текстовая. Именно это, по мнению специалистов, методично убивает в детях и взрослых желание читать. Миллионы видеороликов на YouTube, всевозможные видеописьма и видео инструкции, анимация и многое другое приучают нас к мультимедийному стилю жизни и лишают воображения. Интернет-формат активно проникает и в печать: все больше становится изданий, в которых красивые картинки занимают 90% объема, а текст ограничивается короткими комментариями к ним.

Опаснее всего, когда такое мультимедийное мышление развивается с детства. Сегодня даже красочно оформленная бумажная книга с картинками уже не слишком привлекает ребенка — он подсознательно ждет от нее анимации, отклика на касание, забавных звуков. Не находя их, начинает скучать…

На уроках обучения грамоте учащихся сложно увлечь процессом чтения, дети читают неосознанно, по необходимости, не проявляя особого желания. Проект курса внеурочной деятельности «Сказочное турне» направлен на стимулирование чтения и развитие активной читательской общности обучающихся 1 б, д классов МБОУ «Сивинская СОШ».

Реализация нашего проекта позволит создать условия, при которых чтение станет интересным, поучительным. Участие в индивидуальном или совместном творческом деле станет позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительно влиять на поведение ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

Цель: повышение интереса к чтению, формирование читательской грамотности, стимулирование чтения и развития активной читательской общности.

Задачи проекта:

Содержание

Проект будет реализован во внеурочной деятельности в течение 1 года для учащихся и родителей первых б, д классов МБОУ «Сивинская СОШ» Сивинского муниципального района.

Издательство "Росмэн" провело опрос. Большинство респондентов хотят, чтобы их дети читали, т.к.

Реализация проекта предусматривает виртуальное турне по сказкам классами совместно с родителями учащихся на кораблях по островам Страны сказок. Каждый остров символизирует вид сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Вначале путешествия, учащиеся каждого класса получают макет карты-путеводителя, в которой будут фиксироваться результаты соревнования. Поощрение за активное, продуктивное участие в деятельности будет осуществляться в виде получения картинки сказочного персонажа. Количество персонажей суммируется по окончанию реализации проекта. По результатам соревнования, учащиеся самого читающего класса и их родители, самые активные семьи получают благодарственные письма и приз-сюрприз.

Мониторинг техники чтения в классах оформлен в виде заплыва кораблей. У каждого ученика персонифицированный корабль. После проверки навыков чтения учителем, данные фиксируются на борте корабля в числах. Корабли выстраиваются по убывающей.

Реализация проекта состоит из логически выстроенных последовательных этапов. Каждый из этапов представляет собой систему мероприятий, которые влияют на успешность реализации проекта, определяют траекторию достижения цели и поставленных задач.

В течении времени реализации проекта педагоги проводят мониторинг и анализ развития навыков чтения у учащихся 1 классов.

Сроки разработки и реализации проекта:

Проект будет реализован с октября 2019 года по август 2020 года.

Ресурсы проекта

Кадровые: учителя начальных классов.

Социальные партнёры:

План реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационный этап

1

Создание инициативной группы по написанию и реализации проекта

сентябрь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

2

Изучение Концепции развития детского чтения.

Сентябрь- октябрь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

3

Разработка социологического опроса для родителей первоклассников «Изучение читательского интереса»

Сентябрь- октябрь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

4

Проведение и анализ результатов социологического опроса родителей первоклассников «Изучение читательского интереса»

Сентябрь- октябрь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

5

Создание закрытой группы в социальной сети ВКОНТАКТЕ для родителей «Время читать!»

октябрь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

6

Вебинар для родителей «Как привить детям любовь к чтению и потребность в нём» (совместно с библиотекой).

октябрь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

7

Разработка программы курса внеурочной деятельности «Почитаем- поиграем».

октябрь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

Ожидаемые результаты:

Основной (реализующий этап)

Остров «Волшебных сказок» (ноябрь-январь)

1

Сетевая квест - игра «ВКонтакте» «Если был бы я волшебником»

ноябрь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

2

Игра-путешествие «В мир волшебных сказок»

декабрь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

3

Проведение акции «Подарок библиотеке»

ноябрь-январь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

4

Акция «Читаем вместе» (чтение детских книг учащимся 1 классов учеников 5 классов)

ноябрь-январь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

5

Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»

январь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

6

Проведение творческого мероприятия Буктрейлер «Мои любимые новогодние сказки»

декабрь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

7

Образовательное путешествие «В гости к Василисе Премудрой»

январь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

8

Фотоотчет о проведённых событиях на страничке группы «ВКонтакте»

ноябрь-январь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

9

Проведение мониторинга развития навыков чтения.

ноябрь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

Остров «Сказок о животных» (февраль- апрель)

1

Сетевое квест - исследование «ВКонтакте» «Мой любимый сказочный питомец»

февраль

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

2

Посещение выставки в районном краеведческом музее «Животные Пермского края»

март

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

3

Буккроссинг

февраль- апрель

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

4

Квест-приключение «Прощание с Азбукой» в РДК «В гостях у Мальвины с Артемоном»

апрель

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

5

Круглый стол «Технологии формирования и корректировки родительской позиции Е.В. Бачевой (ситуации)».

февраль

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

6

Квест- игра в районной библиотеке «По страницам сказок»

март

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

7

Празднование Дня книги (посещение районной библиотеки)

23.04.

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

8

Фотоотчет о проведённых событиях на страничке группы «ВКонтакте»

февраль- апрель

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

9

Проведение мониторинга развития навыков чтения.

ферваль

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

Остров «Бытовых сказок» (май- июнь)

1

Сетевая квест - игра «ВКонтакте» «В гости к Кощею бессмертному»

май

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

2

Акция «Подари книгу другу»

май- июнь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

3

Творческая мастерская совместно с родителями «Театральная фантазия» (инсценирование отрывков прочитанных произведений)

май

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

4

Школьный конкурс «Самый читающий класс» среди 1 классов

май

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

5

Коллективный проект «Мои любимые сказки» (создание лепбуков детьми совместно с родителями)

май

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

6

Образовательное путешествие в детскую музыкальную школу «Мелодии сказок»

май

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

7

Сетевое квест-приключение «В гостях у Барбоскиных» для учащихся 1 классов школ Сивинского района

май

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

8

Составление программы летней занятости детей «Лучшее лето с книгой»

май

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

9

Реализация программы летней занятости детей «Лучшее лето с книгой»

июнь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

10

Фотоотчет о проведённых событиях на страничке группы «ВКонтакте»

май-июнь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

11

Проведение мониторинга развития навыков чтения.

май

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

Ожидаемые результаты:

Аналитический этап

1

Анализ результатов реализации проекта

июнь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

2

Оформление продукта проекта

июнь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

3

Участие в районном Марафоне мастер-классов учителей начальной школы

июнь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

4

Выступление и проведение мастер- классов на краевых научно - педагогических конференциях

май – июнь

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

5

Публикации в районной газете «На родной земле»

июль

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

6

Публикации в журнал «Начальная школа»

август

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

7

Размещение методических материалов в сети Интернет на сайте «Инфоурок»

август

О. С. Черткова,

В. В. Полудницына

Ожидаемые результаты:

Апробация

Данный проект будет апробирован на базе 1 б, д классов МБОУ «Сивинская СОШ» в 2019-2020 годах.

Продукт проекта:

Методический комплект сценариев мероприятий по проекту:

Программа летней занятости детей «Лучшее лето с книгой» (для педагогов).

Методические рекомендации для участия в мероприятиях данного проекта (для родителей учащихся).

Электронный фотоальбом.

Видеофильм о проекте.

Лепбуки, сделанные детьми «Любимые сказки моей семьи».

Заключение

Проведённые мероприятия курса внеурочной деятельности «Сказочное турне» служат средством развития читательского интереса, читательских компетенций младших школьников. Родителям даны рекомендации о развитии процесса чтения у первоклассников, о формах и методах усовершенствования навыков чтения.

Данный проект может быть продолжен для учащихся начальной школы МБОУ «Сивинская СОШ». Развитие читательского интереса у учащихся может осуществляется во внеурочное время на занятиях кружка, серии классных часов.

Анализ нормативно-правовой базы

Проект разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. № 373;

Образовательными программами НОО;

Основной образовательной программой ОУ.

Список использованной литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области