Муниципальное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Мастер-класс
«Использование метода эксперимента
в создании юбилейной композиции
«7 чудес Кузбасса»
Автор-составитель:
Бабешко О. А., педагог дополнительного образования
Тисуль
2020
Мастер-класс
«Использование метода эксперимента
в создании юбилейной композиции
«7 чудес Кузбасса»
Педагог: Бабешко О. А.
Цель мастер-класса: знакомство с опытом использования метода эксперимента посредством выполнения практической работы.
Задачи мастер-класса:
Форма: практическое занятие
Оборудование: заготовки устройства для резиномотора, заготовки из бумаги для призмы с изображением «7 чудес Кузбасса», карта Кемеровской области.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Бабешко Олег Александрович, я педагог дополнительного образования.
Помню, как в детстве я из подручных материалов сделал танк, который двигался с помощью энергии закрученной резинки, вот по такому принципу (запускает тюрючок). Показал друзьям, заинтересовал их, и потом все вместе конструировали и проводили военные танковые баталии.
Сегодня резиномотор потерял свою значимость. Хотя в разновидности моделей есть потенциал.
(Проводится демонстрация устройства резиномотора).
- Как вы думаете, каково несовершенство двигателя данного типа?
(происходит быстрый выброс энергии)
- Так вот, сегодня мы с вами проведём эксперимент, в ходе которого решим противоречие: как замедлить выброс энергии скрученной резинки и обеспечить условие плавного вращения продукта на более продолжительное время.
- Уважаемые участники мастер-класса, как вы предлагаете решить эту проблему? (вносятся предложения участниками мастер-класса)
1. Взять резинку другого качества. (демонстрация)
2. Увеличить силу трения.
- А как можно, по-вашему, увеличить силу трения в данном продукте? (ответы участников мастер-класса)
3. Практическая часть
Цель эксперимента: найти оптимальный вариант уменьшения или увеличения силы трения с помощью замены прокладки из различного материала.
- На рабочих столах одинаковая конструкция резиномотара. Давайте его поэтапно соберем.
1. Брем основание и крепим к нему рамку.
2. Берем резинку и накидываем 2 резинки на крючок в верхней части устройства
3. Берем ось вращения, накидываем резинку и вставляем ось в отверстие.
4. Берем кольца трения, изготовленные из различного материала и соединяем с осью.
5. Фиксируем на подставке и закрепляем чекой.
А теперь закручиваем резиномотор на 20 оборотов. Ставим на столы и по команде «Пуск» отпускаем. Готовимся. «Пуск».
Каждый понаблюдал за своим устройством.
- Скажите, у кого устройство вращается очень быстро (поднимают руки). Из какого материла у вас изготовлено кольцо трения? (Ответы)
- Поднимите руки те, у кого вообще не вращается? (подмимают руки)
- Из чего у вас изготовлено? (Ответы)
-Скажите, а у кого устройство плавно вращается? (Поднимают руки) Из чего у вас изготовлено кольцо трения? (Мыло)
- Уважаемые участники мастер-класса, сделайте вывод из эксперимента
(кольцо из мыла способствует более равномерной работе резиномотора).
- Коллеги, чтобы идея создания плавного и медленного вращения резиномотора была завершенной, я предлагаю вам создать юбилейную композицию, посвященную 300-летию Кузбасса «7 чудес Кузбасса».
- Какие достопримечательности региона – исторические, природные, культурные и архитектурные – представляют культурный бренд «7 чудес Кузбасса»?
Ответы участников мастер-класса: «Поднебесные Зубья», «Томская писаница», «Кузнецкая крепость», «Азасская пещера», скульптура «Золотая Шория», музей под открытым небом «Город Мариинск», монумент «Память шахтёрам Кузбасса»)
Итак, у вас на столах лежат бумажные заготовки.
- Коллеги, уберите свои рабочие места, приступаем к монтажу и демонстрации композиции «7 чудес Кузбасса».
-А теперь давайте заведем резиномотр, установим на контур Кемеровской области призмы и одновременно запустим.
- Итак, подведем итоги. Что мы установили в ходе эксперимента?
(можно использовать энергию резиномотора в различных режимах).
- С какой целью, по-вашему, можно использовать энергию резиномотора?
(игрушки, праздничные композиции, вращающиеся конструкции и др.)
Уважаемые участники мастер-класса, если вы сегодня почерпнули что-то новое и мастер-класс вызвал у вас положительные эмоции просим вас установить на карту Кемеровской области флажки красного цвета, а если для вас мастер-класс показался сложным – установите флажки зеленого цвета.