Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Мой отчий край ни в чем не повторим"

Цель. Создать систему работы по формированию у детей знаний и представлений о родном городе, его истории, культуре, национальности, достопримечательностях. Задачи Заложить основы гражданско-патриотической позиции личности. Сформировать социальные умения, способствующие ориентации в современном мире, развивающие стремление жить в мире и согласии с людьми других национальностей. Развивать национальное культурное самочувствие ребенка через самоидентификацию его личности. Углубить знания по истории республики и родного края Способствовать речевому, музыкальному, художественно - эстетическому, нравственному, социальному развитию детей. Воспитать чувство уважения и интерес к культуре и национальным традициям татарского народа чувство гордости за принадлежность к народу Татарстана.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Ты вспоминаешь не страну большую,

которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой ее ты в детстве увидал».

К. Симонов

Введение

Патриотизм – многогранно по своему содержанию социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Воспитание патриотизма требует творческих усилий и педагогических поисков

Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Согласно концепции (КОНЦЕПЦИЯ государственной национальной политики Республики Татарстан) объектом государственной национальной политики является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития представителей народов, проживающих в Республике Татарстан. Концепция определяет цель, задачи и основные направления государственной национальной политики Республики Татарстан в сфере межнациональных отношений, в создании оптимальных условий для удовлетворения этнокультурных потребностей представителей каждого народа, проживающего на территории республики.

Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на формирование нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуре региона, к родной природе, чувства сопричастности. Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы формы и методы патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. В современных условиях нет задачи важнее, чем формирование патриотизма. Таким образом, патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитания. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

Данный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы.

Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту родного края. Помогает воспитывать любовь к Родине, интерес к общественным событиям родного города и нашей страны, уважение к труду. Знакомит с историческими данными малой Родины, ее значимостью в политической жизни Республики Татарстан.

Актуальность

В дошкольном детстве – закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем мире, этические представления, воспитываются патриотические чувства. В старшем дошкольном возрасте появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.

Обращение к отеческому наследию, к культуре и традициям воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знания истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт.

Наша задача, помочь растущему человеку – углубить его знания о Родине, о том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, зажечь в детском сердце искорку любви к Родине.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле. Формировать такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, городу формировать чувство гордости за достижения страны, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Новизна: создание системы формирования патриотического сознания дошкольников.

Проблема.

Недостаточный уровень сформированности духовного, нравственного, патриотического воспитания; знаний об истории и традициях Родного края. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно с интересом относиться к культурным традициям других народов. Этно – национальная культура помогает сформировать у детей эмоционально- положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость открытий.

Проблемные вопросы.

Каким образом ребенок формирует представление о родном крае? В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить?Какое приемущество имеет детский сад в воспитании у дошкольников любви к Малой Родине?Какие сведения и понятия о родном крае способны усвоить дети?

Проблема патриотизма актуальна также и при постановке вопроса о построении единого, социально ориентированного и прогрессивно развивающегося поликультурного государства посредством внедрения инновационных технологий. Полиэтничность большинства субъектов Российской Федерации побуждает сформировать в общественном сознании идею патриотического единства, нацеленную на сохранение социокультурного единства народов.

Цель.

Создать систему работы по формированию у детей знаний и представлений о родном городе, его истории, культуре, национальности, достопримечательностях.

Задачи проекта:

Заложить основы гражданско-патриотической позиции личности.

Сформировать социальные умения, способствующие ориентации в современном мире, развивающие стремление жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

Развивать национальное культурное самочувствие ребенка через самоидентификацию его личности.

Углубить знания по истории республики и родного края

Способствовать речевому, музыкальному, художественно - эстетическому, нравственному, социальному развитию детей.

Воспитать чувство уважения и интерес к культуре и национальным традициям татарского народа; чувство гордости за принадлежность к народу Татарстана.

Методические задачи

Проанализировать педагогическую и методическую литературу. Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования. Создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом. Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей и родителей. Организовать выставки рисунков и фотовыставки.

Гипотеза проекта

Введение проекта в воспитательно-образовательную работу позволит расширить знания детей о ближайшем окружении и родном крае, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.

Практическая значимость: результат работы указывает на то, что систематическая работа является одним из основных и эффективных методов по патриотическо-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели групп, музыкальный руководитель, воспитатель татарского языка.

Тип проекта: групповой, с привлечением родителей.

Сроки проведения: долгосрочный на один год.

Вид проекта

Информационно-практико-ориентированный проект.

Ресурсное обеспечение проекта: информационные ресурсы (научная и педагогическая литература), материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические и развивающие пособия) .

Реализация проекта: подбор видеоматериалов, беседы с детьми о татарском творчестве, экскурсия в краеведческий музей города, разучивание песен, танцев, пословиц, поговорок, чтение татарских народных сказок, слушание народной музыки, рассматривание картин, предметов быта, оформление выставок детских работ, изучение карты городов Татарстана; изготовление татарских блюд.

Этапы реализации проекта.Реализация проекта рассчитана на один год: с сентября по май и включает в себя три этапа:

Организационно – подготовительный (сентябрь).Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно – образовательный процесс.

Основной (октябрь – апрель).Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание уголков краеведения в группах.

Заключительный (май). Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами. Презентация. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Предварительная работа:

Чтение народных сказок, былин, песенок. Заучивание стихов, потешек.

Слушание песен, музыки. Сбор, рассматривание предметов быта. Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.

Предполагаемые результаты

Для детей

Сформированность у детей ключевых компетенций, представлений о родном крае и родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.

Сформированность чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свою Родину.

Умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей.

Для педагогов

Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.

Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, быту.

Развитие музыкально-творческих способностей.

Для родителей

Совершенствование уровня знаний, компетентности родителей по теме проекта.

Совместное чтение художественной литературы о родной республике.

Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды, созданию проектов.

Осознание каждым участником проекта своего вклада в ознакомление дошкольников с историей родного края.

Основная часть

Блоки

Задачи

Моя малая  родина  - родная Республика, родной Нурлат.

Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление о том, как начиналось создание города Нурлата..

«О чудный край…»

Дать представление о природных богатствах нашего района. Вызвать интерес к жизни родного края.

Культура и традиции

Знакомить с жилищем татарского народа. Дать представление о продуктах питания. Вызвать интерес к традициям татарского народа, гостеприимству, почитанию старших и родителей. Дать представление о народных праздниках (карга туй, сабантуй, навруз).

«Сказка ложь, да в ней намек…»

Знакомство с видами устного народного творчества. Творчество Г. Тукая. Дать представление о писателях, поэтах – земляках.

Народы нашего края

Дать представление о людях разных национальностях нашей Республики Татарстан

Масленица

План реализации проекта

   Блок

Содержание  работы с детьми

Содержание    работы с родителями

Итоговое мероприятие

Моя малая  родина  - родная Республика, родной Нурлат.

Игра – путешествие по карте Республики .

Знакомство с городами республики Татарстан и ее столицей.

Просмотр слайдов «Исторические места города Казани, Нурлата».

Беседа: «Что такое Родина», «Столица –  это главный город».

Рассказ воспитателя о больших реках республики.

 Консультация для родителей:  «Патриот воспитывается с детства»

Оформление уголка для родителей: «С чего начинается Родина?».

 Анкетирование родителей: «Что мы знаем о городе?».  

Праздник «День знаний»

Презентация  для детей на тему: «История моего города».

Беседа  и рассматривание иллюстраций с видами родного края.

 Аппликация на тему: « Герб  моего города».

 Составление рассказа:  «Моя улица». Пословицы и поговорки о родном крае, городе. Как мы понимаем пословицу: «Где родился, там и пригодился»

Конкурс рисунков: «Мой любимый город».    

Встреча  с ветеранами труда.

Экскурсии   «Достопримечательности  города Нурлата».

Конкурс творческих семей «Будущее моего города».

Посещение музея города.

   - Изготовление  альбома «Моя малая родина».

«О чудный край…»

Игра-путешествия «Родные просторы»(знакомство с картой района)

Экскурсия по городу «Парки и скверы моего города».

Беседа «Леса и его обитатели»

Экспериментальная деятельность «Черное золото»

Знакомство с профессиями людей добывающих нефть.

Выставка рисунков на тему:  «Животные наших лесов».

Домашнее   задание: изготовление самодельной книги с детьми « Родные просторы»

Приглашение родителей «Расскажите нам о своей профессии»

Татарский праздник

Культура и традиции

Рисование на тему: «Татарская  красавица».    - Разучивание элементов татарского народного танца.

Рассматривание альбома «Национальные  блюда».

Беседа о татарском народе;

татарские народные игры.

Знакомство с творчеством нашего земляка- поэтаГ.Сагирова

Изготовление  альбома: «Орнаменты - душевные узоры татарского народа».

Выставка ручных работ «Наши руки не знают скуки».

Чтение стихов ГакиляСагирова.

«В гостях у Кыш Бабая»

Просмотр слайдов «Татарские  народные узоры».

Беседа на тему: «Национальные костюмы, украшения   татар». Чтение стихотворения Резеды Валеевой  «Тюбетейка и  калфак».

 Аппликация на тему:   «Тюбетейка». Разучивание татарской народной игры «Тимербай».

Разучивание стихотворений о родном крае на русском и татарском языках.

Папка- передвижка на тему:  «Татарские народные, праздники».

Выставка «Национальные блюда».

Татарский праздник «Сембеле»

«Сказка ложь, да в ней намек…»

Рассказывание татарских народных сказок  «Бедняк и два бая»,

«Добрый совет»,

«Три совета отца».

Просмотр слайдов «Татарские национальные праздники.

Вечер поэзии с участием родителей. Творческий вечер «Поэзия А.С.Пушкина и Г.Тукая»

Татарский праздник Навруз

Просмотр слайдов «Жизнь  

и  творчество Габдуллы Тукая».

Беседа на тему: « Г. Тукай — детский  писатель».

Рассказывание сказки  Г. Тукая  «Коза и Баран».     -Драматизация сказки «Водяная».

Разучивание песни на слова  Г. Тукая «Родной язык».

Рассматривание  видеофрагментов из постановки   балета «Шурале» (Либбретто Ахмата Файзи, музыка  Фарида  Яруллина)

Конструирование  из природного материала (коллективная  работа) «Шурале».

   Инсценировка  стихотворения  Габдуллы  Тукая   «Забавный ученик».

Папка-передвижка:«Г. Тукай известный детский сказочник,  писатель и поэт».

Конкурс игрушек: «Любимые герои»

Выставка рисунков  по сказкам Г. Тукая.

 - Изготовление  костюмов к празднику.

Утренник

«День поэзии Г.Тукая»

Народы нашего края

Просмотр слайдов «Дружный народ нашей республики».

Просмотр альбомов «Русские и чувашские народные костюмы, узоры».

Просмотр  презентация  «Чувашские народный праздник — «Сёрен».

Рисование на тему: «Любимые праздники народов Татарстана».

Фотовыставка «Традиции моей семьи».

Разучивание национальных игр народов Поволжья.

Рассматривание фотоальбома

«Одежда и быт народов Поволжья».

Экскурсия в Дом Дружбы Народов

Оформление   уголка на тему: «Дружба народов».

Выставка  рисунков  «Национальные костюмы моего народа».

Анкетирование «Знаете ли  вы традиции своего народа».

Презентация «Я люблю свой родной край»

КВН «Люблю тебя мой Татарстан»

Критерии оценки эффективности проекта.

1. Сформировать основы гражданско-патриотической позиции личности;

2.Освоение наиболее значимых российских  культурных традиций и традиций родного города;

3.Получить и расширить  знания о республике и родном городе; его истории, культуре, географии, традициях, достопримечательностях, народных промыслах, архитектуре, выдающихся земляках, природе и т.д..

4. Воспитывать чувство гордости  за свой город Нурлат, за заслуги выдающихся земляков.

Заключение

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Использованная литература:

1.М.Шаймиев  «Республика Татарстан. Увлекательное путешествие». 
2. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Пед. соч.: в 6 т. – Т.

3.Богомолова М.И., Шарафетдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане(младший возраст)-Набережные Челны-Альметьевск,1993

4.Богомолова М.И. Индивидуальный подход к детям в историческом развитии (учебное пособие)-Набережные Челны, 1996 5.Д.И.Латышина По берегам Идели Татарский народ.-Москва, Центр гуманитарного образования, 1995.

6.Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 144 с. (Развитие и воспитание).

7.Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под редакцией А.М. Виноградовой. – М., 1989.

8.Галиглузова Л. Н., Мещерякова Ю. «Развитие у детей представления об истории и культуре», 2000.

9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  « От рождения до школы»   под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,   М. А. Васильевой  -  Москва,  Мозаика - Синтез, 2011. 10.  Фахрутдинов Р.Г. «История Татарского народа и Татарстана» Казань,«Магариф», 2000.

11. Тукай  Г.М. «Мальчик с дудочкой», издательство «Малыш», 1986.

12.Тукай  Г. М.  «Шурале», Ленинград- 1967.  

13. Тукай  Г. М.   «Водяная», Казань-2011.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области