Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Общая характеристика общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Теоретически изучить мотивы общения со сверстниками в период старшего дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Общая характеристика общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Сфера общения в последние два — три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Своеобразие общения, его субъективные и возрастные особенности, условия, механизмы протекания и изменения - стали основой изучения философов, психолингвистов и психологов, таких как: И.С. Кон, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин и другие[18].

Среди специалистов по социальной, детской и возрастной психологии, общение рассматривали: Г.М Андреева, Я.Л. Коломенский, В.С. Мухина, Б.Ф. Поршнев. Анализ ряда работ ученых, занимавшихся, природой общения показывает, что единого подхода к трактовке понятия «общение» нет. Представляется целесообразным в нашей работе уточнить понятие «общение».

Такие ученые, как Н.М. Аксарина и Н.М. Щелованов трактуют «общение», как ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу[12,16].

 Несколько иную роль понятию «общение» отводит А.А. Бодалев. По его мнению, общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми[7].

Наиболее признанным в литературе считается определение А.А. Леонтьева, который рассматривал общение не как интериндивидуальный, а как социальное явление, субъект которого не следует рассматривать изолировано. Такой же характер понятия общения раскрывается у В.Н. Панферова[13].

Известно, что и за рубежом предложены различные этимологии общения. А.А. Леонтьев, делая отсылку на данные Д. Денса сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 г. было предложено около 96 определений понятия общения.

И все же неизбежно каждый, начиная писать об общении, дает еще одно, свое определенное общения.

В нашей работе мы опираемся на понятие М. И. Лисиной, которая толкует общение, как: взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата[14,c.145].

Анализ работ ученых, занимавшихся проблемой общения, позволяет отметить, что общение есть не просто действие, оно выступает как взаимодействие, то есть осуществляется между участниками, из которых каждый в равной степени является носителем активности и предполагает ее наличие в своих партнерах.

Уточнив понятие общения, считаем целесообразным, в нашей работе раскрыть общую характеристику общения детей дошкольного возраста.

Содержание общения существенно изменятся от трех к шести-семи годам, поэтому считаем, необходимым в нашей работе остановится на характеристике определенных возрастных периодов общения.

Известный французский психолог Р. Заззо, описывая особенности проявления общения новорожденных детей со сверстниками, указывает, что в первое время после появления на свет ребенок не контактирует с окружающими людьми, а реакции новорожденных на плач сверстников, носят характер заражения, имеют, безусловно, рефлекторную природу и, конечно, не являются коммуникацией. Когда же у ребенка складывается общение со сверстниками[14,21]?

На основе работ А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной и, А. Г. Рузской и других ученых, занимавшихся проблемой общения, в своей работе мы выделили четыре критерия, позволяющих установить, сложилась ли у ребенка коммуникативная потребность:

Согласно первому критерию, ребенок разворачивает активность, направленную на ознакомление со своим партнером;

Второй критерий основывается на  обнаружении эмоционального отношения к воздействиям, которые оказывает на него партнер;

В третьем критерии, М. И. Лисина описывает то, как ребенок стремится проявить перед партнером свои способности и умения – то есть показать себя, и тем позволить партнеру ознакомиться с собой;

Четвертый критерий заключается в проявлении ребенком чувствительности к тому, как относится к нему партнер, эмоционально-окрашено реагируя на отношение последнего[13,14,15,21].

Согласно выше описанным критериям мы можем установить наличие у ребенка стремления к оценке и самооценке, которые являются оформлением у него потребности в общении. Мы полагаем, также, что критерии позволяют выявить, сформировалось ли у ребенка отношение к другому человеку как к партнеру по общению.

Обзор психолого-педагогической литературы, позволил сделать вывод о том, что общение с взрослым формируется у детей уже к двум месяцам жизни[14].

Многие ученые, занимавшиеся проблемой общения, а именно К.Л. Печора, Э. Л. Фрухт, К.Л. Якубовская, и другие, констатируют, что взаимодействие детей старше 8–9 месяцев, является первой формой общения. В своем выводе они опираются на тот интерес, который демонстрируют друг к другу дети указанного возраста[18,25].

Несколько иное мнение прослеживается в работах Т.А. Репиной, которая приходит к выводу, что наличие социальных контактов детей раннего возраста побуждается не особой потребностью в общении друг с другом, а ростом потребностей во впечатлениях, активной деятельности, так же как и потребностью в общении с взрослыми. Это обосновывается тем, что в основе этого вывода лежит установление факта неспецифических контактов между детьми, которые были бы невозможны, если бы младенцы видели друг в друге потенциального субъекта общения[18,c.86].

Важно отметить, что в промежутке времени, который равен второму и третьему году жизни, у детей происходят существенные изменения в отношениях друг с другом.

При изучении характерологических особенностей общения детей дошкольного возраста, нами было замечено, что среди опубликованных данных можно встретить разногласия мнений по вопросам вступления во все более тесные практические контакты, и возникновение между ними эмоциональных связей.

Известный американский педиатр Б. Спок, в своей работе «Ребёнок и уход за ним» считает, что дети двух лет, которые еще не играют вместе, любят наблюдать за играми друг друга и «просто быть неподалеку»[18].

В своей работе B. C. Мухина, также сообщает об интересе детей раннего возраста к играм друг друга и утверждает, что он является основой для дальнейшего сближения детей. Однако она констатирует, что уже в полтора года ребенок импонирует сверстникам – проявляет сочувствие, оказывает помощь. Помимо этого детям свойственна щедрость, и наличие робкой улыбки при встрече[16].

Анализируя работу Л. Н. Галигузовой, нами было замечено, что результаты проведенных исследований позволяют проследить становление деятельности общения со сверстниками, ее рождение из смежных видов активности и на их основе[6].

Целесообразно отметить, что после трех лет взаимодействие детей стремительно меняется. Также мы можем наблюдать попытки инициативы в общении; четко прослеживается коммуникативная потребность детей в общении друг с другом: ребенок этого возраста уже не проявляет беспричинно агрессию по отношению к другим детям; он щедро делится личными вещами, и получает эмоциональное удовольствие от общения со сверстником.

Таким образом, мы можем констатировать наличие между детьми истинной коммуникативной деятельности, что позволяет выделить в этом процессе 4 этапа.

Первый этап охватывает первый год жизни и характеризуется периодом отсутствия у ребенка самостоятельной и специфической потребности в общении со сверстниками.

Становление общения со сверстниками на втором году жизни охватывает второй этап, который является этапом первичного оформления специфической потребности детей в общении со сверстниками. Анализируя исследования Л. Н. Галигузовой, Р. И. Желеску Т. М. Землянухиной, Т. М. Сорокиной, мы пришли к выводу, что помимо двух первых критериев в поведении ребенка проявляются также третий и четвертый: ребенок раннего возраста прибегает к попыткам привлечь к себе внимание сверстников, и на основе этой цели меняет свои действия. Исходя из этого, мы можем наблюдать попытки проявления отношения друг к другу как к субъекту потенциального общения. Контакты со сверстниками начинают удовлетворять потребности детей, как во впечатлениях, так и в развитии активности, а также выстраивать совместную деятельность, а именно: перебрасывание друг другу предметов, переглядывания, смех, веселье. Особенно отчетливо прослеживается раскованный, свободный характер действий детей и яркая эмоциональная окраска. Однако, место общения с ровесниками в общей иерархии потребностей ребенка на втором этапе очень скромное[6,7].

На третьем этапе развития общения детей со сверстниками, который равен третьему и четвертому году жизни, прослеживается закрепление и стабильность успехов, которые были достигнуты детьми концу второго этапа. В поведении детей мы можем наблюдать постоянство проявления всех четырех критериев потребности в общении друг с другом. Одновременно с увеличение контактов детей происходит и развитие их практических умений, речи, воображения. Однако следует заметить, что дети по–прежнему в большей степени ориентированы на взрослого, без которого согласие и сотрудничество между детьми не будет достигнуто.

На четвертом этапе происходит развитие общения детей со сверстниками. Также этот этап характеризуется и тем, что взрослый сохраняет значение наиболее авторитетного, любимого и необходимого человека в его жизни, но сверстник, как партнер по общению, обгоняет взрослого по своей привлекательности и становится предпочитаемым[6,7].

Стоит отметить, в дошкольном возрасте в общении со сверстниками прослеживается наличие избирательных привязанностей между детьми. Анализируя работу Р. А. Смирновой, мы пришли к выводу, что, во-первых: в основе дружеских отношений детей лежит потребности в доброжелательном внимании сверстников; во-вторых для формирования дружеских связей характерно удовлетворение потребности детей в игровом сотрудничестве; в-третьих дети стремятся разделять взгляды и мнения сверстников[23].

Наряду с особенностями общения детей дошкольного возраста, считаем целесообразным выявить и формы общения.

Изучив и проанализировав работы М. И. Лисиной, А.Г. Рузской, мы пришли к выводу, что ситуативно деловая форма общения со сверстниками складывается у детей в возрасте от четырех до шести лет. А. Г. Рузская считает, что с изменением ведущего вида деятельности, сверстник для ребенка становится предпочитаемым партнером по общению, нежели взрослый. Наряду с формированием сюжетно ролевой игры, для которой характерно взаимодействие нескольких партнеров, ребенок учится, и моделировать человеческие отношения. Также важно отметить, что ситуативно деловое общение предполагает наличие общего дела, для которого характерно согласование в достижении цели, выполнение роли. В игах детей прослеживается два типа отношений: реальные и ролевые, которые дошкольники без труда могут отличить[14,15,21].

Стремление получить признание и уважение сверстника является основным содержанием коммуникативной потребности. В рамках ситуативно-делового общения дети нуждаются в том, чтобы стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Это отражается, в их попытки поймать на себе взгляд ровесника, в мимике и жестах уловить признаки отношения к себе, при этом, даже не успевая, как следует приглядеться к самим партнерам. На пятом году жизни дети проявляют интерес к успехах ровесников, делают попытки дать совет, а также просят скрыть от сверстников свои промахи и неудачи.

Далее, в своих работах М. И. Лисина и А. Г. Рузская выделяют внеситуативно – деловую форму общения, которая присуща детям шести – семи лет. Для этой формы общения характерно наличие избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Внеситуативный характер приобретает и обращения к сверстнику. Дети сообщают подробности своей жизни, делают попытки в составлении плана совместного времяпрепровождения, а также нередко можно наблюдать обсуждение своих и чужих поступков. В играх детей на первый план выступают правила игры, несоблюдение которых в дальнейшем, приводит к возникновению конфликтов. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых[14,21].

Также в этом возрасте у детей наблюдается доброжелательное отношение к сверстнику, и стремление к взаимопомощи и взаимовыручке, умение учитывать его желания, предпочтения. Однако не следует исключать и наличие конкурентного, соревновательного характера в общении со сверстниками. И если на начальном этапе становления внеситуативно – деловой формы общения, дети рассказывали в большей степени о себе, о своих достижениях, то теперь они все больше обращаются с вопросами к сверстнику: чем он хотел бы заняться, что ему нравится, какие места он посещает, и так далее. На основе этого мы можем полагать, что общение детей становится внеситуативным[14,15,21].

Таким образом, изучив и проанализировав разные трактовки понятия: «Общение», в своей работе мы опираемся на понятие М. И. Лисиной, которая толкует общение, как: взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Раскрыв понятие «Общение», проанализировав, общую характеристику общения детей дошкольного возраста, на основе работ М. И. Лисиной и А. А. Леоньтьева, А. Г. Рузской и других ученых, занимавшихся проблемой общения, в своей работе мы выделили отличительные особенности общения детей со сверстниками в возрасте 5-6 лет, и отличительные особенности общения детей со сверстниками в возрасте 6-7 лет.

Считаем целесообразным перейти к рассмотрению мотивов общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Список литературы:

1. Блакитная, Е. Детские контакты и их мотивы [Текст] / Е. Блакитная // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 6. - С.31-35.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. - 672с.

3. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446, [1] с. - (Высшее образование).

4. Воробьёва, М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам [Текст] / М.В. Воробьёва // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7. - С. 54-61.

5. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина; 2-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 416с.

6. Галигузова, Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л.Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 111-113; С. 118-120.

7. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]: б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 1992.- 143 с.: ил.

8. Детская практическая психология [Текст]; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 295с.

9. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2008.- 568 с.: ил.

10. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова. - Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 317с.: ил.

11. Клюева, И.В. Учим детей общению [Текст] / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1997. - 207с.

12. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. - Минск: Нар. асвета, 1984. - 239с.

13. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений. - 4-е изд. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия» , 2007. - 368 с.

14. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]: / М.И. Лисина; - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

15. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с.

16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. - 2-е изд., испр.и доп. - М.: Издательский центр «Академия». - 456 с.

17. Межличностные отношения от рождения до семи лет [Текст]; под ред. Е.О. Смирновой. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 392с.

18. Общение детей в детской саду и семье [Текст] / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. - 280с.

19. Психологический словарь. 3-е изд., доп.и перераб. / Авт.-сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 640 с. (Серия «Словари»).

20. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К.Н. Поливанова. - М.: Педагогика, 1989. - 284с.

21. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]; под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 211с.

22. Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т.А Репина. - М.: Педагогика, 1978.

23. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 342с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области