Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие внимания младших школьников на уроках русского языка

определить педагогические условия развития внимания младшего школьника на уроках русского языка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Развитие внимания младших школьников на уроках русского языка»

Агафонова Т.В.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3

Глав 1. Психолого - педагогические аспекты развития внимания младших школьников в процессе обучения русскому языку младших школьников.

1.1. Психологические исследования по развитию внимания…………………………………5

1.2. Особенности развития внимания младших школьников………………………………....7

Глава 2. Развитие внимания младшего школьника на уроках русского языка……………..10

2.1. Выявление уровня развития внимания младших школьников на уроках

русского языка…………………………………………………………………………………………………………………………15

2.2. Система работы по развитию внимания младших школьников на уроках

русского языка…………………………………………………………………………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы………………………………………………………………………………………24

Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития образования, большое внимания уделяется формированию фундаментальных знаний в начальный период обучения детей младших школьников. Современные преобразования в российском обществе ориентированы на развитие творческой активной личности, способной к самореализации. В трудах таких исследователей, как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, определены отличительные особенности развития учебной деятельности младшего школьника.

Среди психических процессов внимание занимает особое место. Оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы, направленность личности. Младший школьник не может еще управлять своим вниманием, у него преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание развивается в работе требующей большой умственной и двигательной активности.

В процессе обучения русскому языку младшие школьники включаются в умственную, творческую и практическую деятельность, направленную на усвоение науки и культуры, накопленные человечеством. В младшем школьном возрасте развитие внимания становится ведущей деятельностью и определяет развитие всех психических функций ребенка. Внимание в младшем школьном возрасте приобретает ярко выраженный познавательный характер. Думается, что учителю выгоднее вырабатывать познавательные процессы именно на учебном материале. Такое состояние показало актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточную разработанность, что позволило определить тему нашего исследования «развитие внимания младших школьников на уроках русского языка».

Цель исследования: определить педагогические условия развития внимания младшего школьника на уроках русского языка.

Объект исследования: процесс развития внимания младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия развития внимания младшего школьника на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: процесс развития внимания младших школьников на уроках русского языка будет протекать наиболее эффективно, при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

-систематически вводить на уроках игры на концентрацию внимания;

-включать упражнения на увеличение уровня устойчивости и распределения внимания;

-использовать игровой материал для увеличения объема внимания.

Достижение цели исследования предполагало решение следующих задач:

-проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам развития внимания.

-определить эффективные педагогические условия развития внимания учащихся начальных классов на уроках русского языка.

-разработать и апробировать систему игр и упражнений по развитию свойств внимания школьников на уроках русского языка.

В исследовании были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы, материалов периодической печати по проблеме исследования; беседа, диагностика внимания; наблюдение за учебным процессом в исследуемом классе; педагогической эксперимент; анализ и обработка данных.

Теоретической основой исследования явились труды психологов: П.Я. Гальперина, Р.С. Немова, А.Л. Венгера о процессе и особенностях развития младших школьников, механизмах использования методов и приемов по развитию внимания в процессе обучения, организации и проведении упражнений по развитию внимания на занятиях по русскому языку в начальных классах. В исследовании существенным образом опирались на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, деятельностную теорию А.Н.Леонтьева.

Практическая значимость: исследования заключается в разработке системы по развитию внимания младших школьников на уроках русского языка, которые могут быть использованы учителями начальных классов.

Базы исследования: Чокурдахская начальная общеобразовательная школа.

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития внимания младших школьников в процессе обучения русскому языку

1.1. Психологические исследования по развитию внимания

Внимание-это такая деятельность, при помощи которой нам удается расчленить сложный состав идущих на нас извне впечатлений, выделить в потоке наиболее важную часть, сосредоточить на ней всю силу нашей активности и тем самым облегчить ей проникновение в сознание.

Л.С. Выготский был глубоко прав, когда пытался перенести в психологию, проблему внимания. Как понимать средство психической деятельности? Л.С. Выготский считал ими знаки, опираясь на которые человек может сделать то, что не может выполнить без них. Однако способ использования знака еще должен быть понят, и естественно, что вскоре Выготский обнаружил, что знак, выполняет, роль психологического орудия, поскольку сам получает значение. Приравнивая значение знака к понятию, Выготский ставил развитие произвольности психических функций в зависимость от развития понятий, т.е. от понимания того, как следует действовать в данном случае. Но такое рациональное понимание произвольности означает неправомерное сужение проблемы: конечно, произвольность требует понимания обстоятельств, однако не всякое даже правильное их понимание равнозначно произвольности - нужно еще иметь возможность действовать согласно такому пониманию и располагать необходимыми для этого средствами. Вопрос о средствах психической деятельности человека не сводится к пониманию, и решение этого вопроса у Выготского не может считаться окончательным. Историю развития, как и многих других психических функций, пытался проследить Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования, Он писал «Что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а в личности ребенка» [5,14.]

Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его внимание, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов - средств, посредствам которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Выготского представил А.Н. Леонтьев «Что с возрастом внимание ребенка его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место всех его видов».23, 584.

И.В. Страховым установлено, « Что у одних учащихся внимание может быть стойким, отличаться детской непосредственностью и эмоциональностью проявлений; у других - устойчивым, волевым, сознательно сосредоточенным, позволяющему школьнику справляться с отвлекающими побуждениями; у третьих внимание может выступать в виде более или менее сформировавшихся привычек умственного труда» [35.46]. Им установлены следующие состояния внимательности: действительная внимательность, кажущаяся невнимательность; кажущаяся внимательность и действительная невнимательность.

Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин [11,87] основные положения этой концепции сводятся к следующему:

Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, имеющегося в данный момент времени в психики человека.

Внимание как самостоятельный конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действия, в то время как внимание способствует его улучшению.

Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

«Действительная внимательность учащихся на уроке выражается в готовности ученика к учебной деятельности, в умственной активности его на протяжении всего урока, в преодолении отвлекающих раздражителей, в любознательности, выражающейся в вопросах учителю, в поправках и дополнениях, вносимых в ответ другого ученика. Признаками, характеризующими действительную внимательность школьника на уроке, является деловая, рабочая поза и мимическая выразительность сосредоточения во время работы. Наряду с действительной внимательностью на уроках можно наблюдать и кажущуюся невнимательность. Это относится к таким учащимся, за которых внешние признаки внимания выраженные слабо»[ 35, с48].

1.2. Особенности развития внимания младших школьников.

Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание. Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается. Даже при сосредоточении внимания младшие школьники часто не замечают главное и существенного, отвлекаясь на отдельные, броские, заметные признаки в вещах и явлениях. Кроме того, внимание детей тесно связано с мышлением и поэтому им бывает трудно сосредоточить внимание на неясном, непонятном, неосмысленном материале. Поэтому развитие мышления и интереса у младшего школьника приводит к развитию его внимания, формируется внимательность как свойство личности. Развитие произвольного внимания происходит при реализации цели деятельности, которую ставит взрослый и лишь потом сам ученик. С развитием внимания развивается умение самоконтроля.

В начальных классах происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка с формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно.

Большое значение в формировании произвольного внимания имеет четкая внешняя организация действий ребенка, сообщение ему таких образцов, указание таких внешних средств, пользуясь которыми он начинает руководить собственным сознанием. Общее направление в развитии произвольности внимания состоит в переходе ребенка от достижения цели поставленной взрослым, к постановке и достижению собственных целей.

Но и произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств само - регуляции. Эта неустойчивость обнаруживается в слабости умения распределять внимание, в легкой отвлекаемости и насыщаемости, быстрой утомляемости, затрудненной переключаемое внимание с одного объекта на другой. В среднем ребенок способен удерживать внимание в пределах 15-20 минут, поэтому учителя прибегают к разнообразным видам учебной работы, чтобы нивелировать перечисленные особенности детского внимания.

Развитие внимания связано, с расширенным его объема, умением распределять его. Поэтому в младших классах очень эффективными оказываются задачи с попарным контролем: контролируя работу соседа, ребенок становится более внимательным к своей работе. Внимание младших школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда они полностью заняты работой, когда работа требует максима умственной и двигательной активности, когда ею захвачены эмоции и интересы.

Основными видами внимания являются: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и о посредственное внимание, непроизвольное и произвольное, чувственное и интеллектуальное внимание.

Наряду с непроизвольным вниманием важнейшую роль в нашей жизни играет произвольное внимание. Произвольное внимание существует только в деятельности, направляется и корректируется ее целями и задачами, регулирует динамику исполнения. Произвольное внимание целенаправленно, оно выступает как ориентированность человека на конечный результат деятельности. Возникновение внимания обязательно предполагает целеполагание.

Внимание – это динамическая сторона протекания познавательных процессов. Оно не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других психических процессов. Чтобы быть внимательным надо хорошо запоминать, мыслить. Эта теория дает возможность развивать свойства внимания: объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрацию. [ 27,272].

Под объемом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трех – четырех символов. Поскольку объем внимания напрямую связан с величиной очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга. Устойчивость внимания – определяет время сохранения концентрации сознания на определенном объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам.

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Учащиеся, обладающие плохо развитыми свойствами внимания, свойствами внимания, образуют неоднородную группу по успеваемости и по поведению. Наиболее выраженная категория – это дети с повышенной заторможенностью. Они могут спокойно сидеть на месте, вертятся, мешают другим, беспричинно смеются. Наиболее часто двигательная расторможенность сочетания с психической незрелостью, т.е. преобладанием в проведением ребенка реакции, свойственных более младшему возрасту.

Среди невнимательных учащихся встречаются и такие, которым не свойственна повышенная двигательная активность. Они не отвлекаются от работы на уроках, не болтают и не вертятся – их поведение примерное, но они отличаются: вялым, пассивным, безынициативным вниманием – это рассеянные ученики. Их внимание не устойчивое и узкое. Они не способны распределить свое внимание, т.к. у них недостаточно развито активное непроизвольное внимание. Если у «вертунов» нужно вырабатывать чувство раскаяния за недисциплинированное поведение, демонстрировать обиду, лишать их поощрений, игнорировать капризы то «рассеянным» формировать адекватные навыки учебной деятельности, развивать способность регулировать свое внимание.

Несомненно, что большое влияние на формирование внимания школьников оказывает семья: в зависимости от условий жизни дома, от взаимоотношения с родителями от индивидуального опыта каждый ребенок находит свой собственный способ поведения и внимания учебной деятельности. Ребенок привыкает к «разорванному» вниманию, если родитель в течение занятия отвлекается: то кто-то пришел, то срочный звонок. И нет ничего удивительного в том, что он не собран в школе и дома. Формирования у детей способности работать, не отвлекаясь от дома, является специальной психолого-педагогической задачей. Простое напоминание о необходимости вернуться к работе дает очень кратковременный эффект.

Есть категория детей очень активных, любознательных, но не старательных. Они с удовольствием ходят в школу, выполняют задание, но выполняют их не аккуратно, могут не довести начатое до конца. Спеша объять необъятное, упускают вопрос качества, делают все поверхностно. Оценки их интересуют мало. Есть дети, которые имея хорошие способности, не могут долго заниматься одним и тем же делом. Они слишком быстро пресыщаются. Таким детям надо давать им возможность делать перерывы.

Глава 2. Развитие внимания младшего школьника на уроках русского языка.

Педагогический процесс (это понятие было известным отечественным педагогом П.Ф. Каптеревым) включает в себя процесс обучения, воспитания, развития, формирования, наставления детей. Все эти процессы в условиях школьного обучения переплетаются между собой, взаимодополняя друг друга.

Специфика уроков русского языка определяется особенностями самого учебного предмета. На современном этапе основная цель школьного обучения русскому языку - овладение им как средство общения. Исходя, из общих принципов современного урока русского языка можно охарактеризовать специфику обучения, вытекающую из возрастных возможностей и особенностей учащихся, а также конкретных целей и задач обучения.

«Урок – это часть того большого и целого, что является процессом обучения и воспитания. В ней, в этой части, как в фокусе, сосредотачиваются и отражаются все основные линии педагогического процесса». (М.М. Моро)

«Уроки русского языка плохо поддаются делению на уроки усвоения новых знаний, уроки выработки умений и навыков, уроки повторения. На уроках русского языка знания, умения и навыки представлены в единстве, они функционируют во взаимосвязи друг с другом, вот почему для современного урока русского языка и комплексность являются основополагающим лингводидактическими принципами». (М.Б. Успенский).

«Русский язык – один из богатейших языков мира. Овладение всеми сокровищами русского языка происходит постепенно: основой овладения закладываются в начальных классах и интенсивно расширяются в последующих. Успех в этом деле находится в прямой зависимости от того, на сколько, правильно отобран необходимый для развития и доступный для учащихся на данном этапе языковой материал» [42, 7-9]. И.И. Срезневский-выдвигает ряд положений которые должны быть реализованы в процессе преподавания русского языка-это прежде всего воспитание у школьника умения так вникать в смысл слушаемого и читаемого и толково передавать это в устной форме; умение выражать свои знания и мысли на письме правильно, отчетливо, последовательно, на сколько это достижимо в возрасте (т.е. в соответствии с возрастными особенностями).

«Учебный процесс по русскому языку является частью общего педагогического процесса, исходит из задач, стоящих перед ним, и в это же время из специфики, особенностей преподавания самого предмета, его своеобразия, значимость в жизни человека». [40, 562].

Знания по языку на уроках могут даваться одним из двух познавательных методов: объяснительным или поисковым. Объяснительный метод предполагает передачу учащимся готовой информации. Ему соответствуют такие приемы, как сообщение (или слово) учителя получения готовых знаний из учебника, передача и получение знаний через наглядные пособия. При помощи поискового метода учащиеся под руководством учителя сами приобретают знания в процессе наблюдений и размышлений над фактами языка. Нередко оба метода действуют комплексно, синтетично.

В методике русского языка на первое место выдвигается формирование и последовательное развитие умений и навыков во всех видах речевой деятельности: (слушание с пониманием, т.е. понимание со слуха), говорение, чтение и письме, а также формирование и развитие психологических процессов: внимания, памяти, мышления.

На начальном этапе формируются основные виды деятельности; на уроках развертывается разносторонняя деятельность учащихся, направленная на своевременное овладение умениями и навыками слушания, говорения, чтения и письма. При этом начальный этап обучения самое ответственное звено в выработке положительного отношения к урокам русского языка, к самому учебному предмету. В качестве учебного предмета русский язык призван обеспечить речевое и умственное развитие учащихся всех возрастных групп, формировать нравственному и эстетическому воспитанию.

В программах и учебниках русского языка дается материал по фонетике и грамматике, лексике, стилистики, а орфография и пунктуация изучаются в тесной связи с грамматикой, выделяется словосочетание, дается понятие о частях речи, усилено внимание к вопросам словообразования.

Учебник русского языка для начальных классов имеет свои особенности: воспитательная направленность всего материала, опора на лучшие образы русской речи; практическая направленность всех материалов и заданий и пропедевтический характер преподнесения теоретических сведений: простота и доступность, направленность на наблюдение фактов языка, постепенное поведение учащихся к абстракциям; взаимосвязь всех сторон языка.

В начальном обучении, по мнению Д.Н.Узнадзе «Важно не столько усвоение конкретных знаний и навыков, сколько развитие в детях тех психических сил, которые участвуют в процессе усвоения знаний и без которых учение не может состояться» [41, 97].

Великий педагог К. Д. Ушинский - считает, «Что, изучая язык, ученик должен развивать логическое мышление, что необходимо воспитывать у школьника стремление понять язык, осмыслить то или иное правило» [39, 333]. Обучение детей русскому языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка; и в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т.е. грамматические его законы в их логической системе. Эти три цели достигаются совместно. Первая цель-развитие дара слова, дар слова есть сила, врожденная в душе человека, и как всякая сила, телесная или душевная, крепнет и развивается не иначе как от упражнений. Упражнения дара слова должны быть систематические; должны быть изустные и письменные, и при том изустные должны предшествовать письменным Вторая цель в преподавании русского составляет усвоение форм языка, выработанная как народом, так и литературой. Третья цель, которая достигается при первоначальном преподавании отечественного языка, есть усвоение грамматики. Грамматика языка есть его логика, а потому логические упражнения больше всего подготавливают к изучению грамматики.

Современный этап обучения предоставляет учителю возможность выбора системы учебных пособий из ряда вариативных, параллельно существующих и рекомендованных для школы. Развивающее обучение предполагает формирование у учащихся предварительного умственного плана действия. Способа определения правильности выполняемых действий. Ориентации возникающих перед ними проблемных ситуаций, а также выработку умения переносить усвоенные способы действия в измененные условия, на решение новых познавательных задач. Сам процесс такого учения соответствует потребностям ребенка и его активности. Формирует положительные мотивы учения при формировании обобщенных действий на уроках русского языка.

Именно внимание дает возможность человеку из большего объема внешней и внутренней информации выделять лишь те позиции, которые соответствуют целям его деятельности, не допускать досадных, глупых ошибок. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Объяснительный диктант – вид слухового диктанта, проводится при закреплении темы, состоит в записи текста под диктовку с последующим объяснением орфограмм. Имеет варианты – по времени объяснения и по его полноте, а также по характеру диктуемого текста: отдельные слова, предложения, связный текст. Объяснительный диктант является одним из самых употребительных грамматико – орфографических упражнений.

Зрительный диктант – вид орфографических упражнений развивает орфографическую зоркость зрительную память и внимание. Записанный на доске текст прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается, а школьники пишут по памяти, затем проводится проверка. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Предупредительный диктант – вид слухового диктанта; его цель предупреждение ошибок путем объяснения орфограмм до записи текста слова. Предупредительный диктант рекомендуется проводить на ранних стадиях закрепления орфографического материала. Выборочный диктант – вид слухового или зрительного диктанта, в отличии от других видов диктантов, предполагает запись не всего диктуемого текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы (или грамматические формы) на изучаемого правило. Проводится с целью развития внимания, умения обнаружить изучаемые или повторяемые явления.

Таким образом, развитию внимания младших школьников в процессе обучения русскому языку способствуют:

2.1. Выявление уровня развития внимания младших школьников на уроках русского языка.

Внимание чаще всего начинается в развитии, которое исходит из целого ряда проявлений чисто двигательного характера. Акт внимания начинается с известных установочных реакций, которые сводятся к движениям различных воспринимающих органов. Если мы собираемся внимательно разглядывать что-нибудь, мы принимаем соответствующую позу, нужным образом приспособляем и фиксируем глаза. В акте внимательного слушания не меньшую роль играют приспособительные и ориентировочные движения уха, шеи и головы.

Смысл и назначения этих движений всегда сводятся к тому, чтобы поставить в наиболее удобное и выгодное положение воспринимающие органы, на долю которых выпадает самая ответственная работа.

По личному опыту всякий знает, на сколько темнота способствует внимательному слушанию, тишина внимательному разглядыванию, другими словами бездействие и покой не занятых органов способствуют сосредоточению внимания и работе главного органа.

Обучение в школе сильнейший стимул развитие внимания. Внимание одно из основных условий успешной учебной деятельности, в тоже время в учебной деятельности оно и развивается. В школе внимания ученика подчиняется распорядку учебной работе, от ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее интересно, но обязательно для него как ученика. Учебная деятельность требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, слушать. На этой основе происходит постепенный переход от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного и неустойчивого внимания. Умение управлять своим вниманием нарастает с каждым годом. У ученика необходимо постепенно и настойчиво воспитывать стремление добиваться цели, непременно сделать намеченное. Требовать, чтобы ученик при выполнении любой работы, даже если она привычна, легка, хорошо освоена был внимательным.

Учебная деятельность построена на основе произвольных умений. Ребенок становится обязательным делать то, что ему не хочется делать, он должен произвольно контролировать свое поведение, стабильно держать активное внимание, сосредоточенность, концентрацию на уроке.

Учителю необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Им бывает трудно и долго сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность быстро утомляет их, и они отвлекаются от работы.

Анализируя наблюдение и знание об учащихся учителю необходимо изучение внимание учащихся. В этом случаи учителю поможет психолого-педагогическое исследование внимания. Психолого-педагогическое исследование проводится с целью выявления рациональных психолого-педагогических условий развития и формирование того или иного качества. В научном исследовании должно быть обосновано изучение объективных закономерностей учебного процесса и ответа на вопрос «Почему так?».

На первом этапе для определения уровня развития внимания, были использованы следующие тесты: «Корректурная проба» на выявление скорости распределения и переключение внимания, его объема». «Переплетение линий» оценка устойчивости внимания.

2.2. Система работы по развитию внимания младших школьников на уроках русского языка.

Воспитание внимания на уроках русского языка – одно из условий успешного обучения. Внимание – направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуационную значимость. Благодаря вниманию происходит сосредоточение психической деятельности на объекте и торможения всего, что к объекту не относится.

Специфическая черта внимания – внимание к языку: умение слышать звуки в слове, замечать части слова, его родственные связи, осмысливать как общее значение слова, так и оттенки значения, эмоциональные окраски. На уроках русского языка воспитывается внимание к интонациям, к произношению,

Помочь ребенку полноценно включиться в учебную деятельность. Развивать «комплекс произвольности» (умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия) способствуют различные методики (пальчиковая гимнастика, физ-минутки, упражнения). На развитие внимания оказывает большое влияние следующие психические процессы: а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ, б) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм, в) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля самопроверки. Развитие орфографической зоркости развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Упражнения, направленны на развитие внимания, которые с одной стороны, развивают различные свойства внимания (избирательность, переключаемость, концентрация, объем, устойчивость), с другой стороны повышают уровень его производительности. Упражнения способствуют работоспособности и снятию утомления. Они направлены на достижение двух основных целей: во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира ослаблению психической напряженности, во-вторых, упражнения нацелены на развития внутренних психических сил, расширение самосознания. Учебная деятельность настроена на основе произвольных усилий. Ребенок становится обязательным делать то, что ему не хочется делать; он должен произвольно контролировать свое поведение, стабильно держать активное внимание, сосредоточенность, концентрацию на уроке.

Упражнение на развитие произвольного внимания (избирательность)

«Пронумерованные слова».

Содержание: Учитель просит учащихся внимательно посмотреть на пронумерованные слова. Задача учеников запомнить каждое слова и его порядковый номер. На это отводится, ровно 15 минут. К примеру:

1. Парта

2. Стол

3. Окно

4.Сосна

5.тетрадь

6.облако

7.пирог

8.ребенок

Затем слова закрываются, учитель просит учащихся посмотреть на те же слова, но расположенные уже в ином порядке и поставить рядом с каждым словам из них тот номер под которым оно было записано первоначально.

Упражнение на развитие произвольного внимания (объем) «Подбери слово»

Содержание: Учитель задает первый слог, а ученики должны подобрать другие слоги, чтобы получилось слово.

Упражнение на развитие способности к переключению внимания.

Называть ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, книга и т.д. ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда услышат слово обозначающие, например животное. В другой раз можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слова обозначающее растение. Такие упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.

Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости.

На бланке напечатаны в случайном порядке (пять строчек) в каждой строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Показатель успешности число найденных слов и скорость выполнения задания.

ФПИТЗМКУНЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВ

ТРПМЫМЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖ

КВИАИПШУБАЫВАКРТЬАМАМАОИПСАЗШ

ОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИО

ОДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГМИК

5.Упражнения на развитие устойчивости внимания.

Для развития устойчивости внимание дается ребенку небольшой текст и просматривая каждую строчку зачеркивать какую-либо букву (например: О)

Фиксируется время и количество ошибок, ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность. Для тренировки распределения внимания и переключения внимание измените инструкцию. Например: В каждой строке зачеркнуть букву «А», а букву «Б» подчеркнуть. Или так зачеркнуть букву «А», если перед ней стоит «Н» и подчеркни буква «А», если перед ней стоит буква «Л». Фиксируется время и ошибки.

Тест: «Графический диктант»

Тетрадный лист в клетку: на нем отступив 4 клетки от края, поставьте три точки одна под другой, на расстоянии 7 клеток друг от друга по - вертикале.

Первое задание тренировочное. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, не отрывая карандаша от бумаги, одна клетка на право, одна клетка вверх, одна клетка на право, одна клетка вниз, одна клетка на право, одна клетка вверх, одна клетка на право, одна клетка вниз, дальше дети рисуют узор сами. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. Диктуя, нужно соблюдать достаточно длительную паузу, чтобы ребенок успел закончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается 1,5-2 минуты.

Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх, одна клетка на право, одна клетка вверх, одна клетка на право, одна клетка вниз, одна клетка на право, одна клетка вниз, одна клетка на право. Дальше ребенок продолжает рисовать узор сам. И заключительный узор. Поставь карандаш на последнюю точку. Внимание! Три клетки вверх, одна клетка на право, две клетки вниз, одна клетка на право, две клетки вниз, одна клетка на право, три клетки вверх…ребенок продолжает рисовать сам. Учителю надо проанализировать, как ребенок выполняет задание под диктовку и самостоятельно. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй о степени самостоятельности ребенка. Если ребенок справился со вторым и третьим узорами практически без ошибок, или в одном из узоров встречаются отдельные ошибки - это говорит о хорошем уровне развития произвольной сферы. Низкий уровень развитие произвольной сферы, если ни один из двух узоров не соответствует.

Тест «Переплетенные линии».

Цель: Оценка устойчивости внимание.

Инструкция: Внимательно проследи за каждой линией, от начала до конца. Нельзя пользоваться ручкой или пальцем. Называй номер линии слева, и затем справа. Фиксируется время всего задания, ошибки в работе.

Тест: «Корректурная проба».

Цель: Выявление скорости распределение и переключение внимания, его объема и устойчивости.

1. Найди и вычеркни букву «А», фиксируется время, затраченное на выполнение всего задания.

2. Вычеркни ту букву, которая стоит в строке пятой……..

АПРОИМАЕКВПРОЛЛБЬТОРНАВЫЯЧЫФЦЙКЕПАМПРИНЕКЖЗДЩЛШОГЬ

3. Одну букву вычеркиваем, другую подчеркиваем. Например: «Е » вычеркиваем, «М» подчеркиваем.

ГОВОРИЛА МЫШКА МЫШКЕ, НЕ ХОЧУ ЧИТАТЬ Я КНИЖКИ.

«С» вычеркиваем, «О» подчеркиваем.

САША ДУНЕТ, ЗАСМЕЕТСЯ,
ПУХ ПО ВЕТРУ ПОНЕСЕТСЯ,
ТАМ, КУДА УПАЛ СУЛТАНЧИК,
БУДЕТ НОВЫЙ ОДУВАНЧИК.

Самые большие возможности для развития внимания представляет игровая деятельность (игра). Психологи доказали: В игре интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие. В игре ребенок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, более внимателен, лучше прыгает, быстрее бегает, даже острота зрения повышается во время игры. Игра наполнена позитивным эмоциональным отношениям, в ней содержится все компоненты произвольного поведения.

Игры по русскому языку вид дидактического материала, используемого на уроках и вне классных занятиях с целью повышения познавательных интересов учащихся. Содержат не только развлекательный материал, но обогащают учащихся новыми знаниями, умениями. Игра, викторина, ребусы, кроссворды, загадки, анаграммы.

Игры в словах (отгадай слово, продолжай начатое слово, подбери слова на букву). Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей, умственные силы ребенка.

Заключение.

Внимание – это динамическая сторона протекания познавательных процессов. Оно не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других психических процессов. Такой взгляд на вещи объясняет, почему невозможно в чистом виде работать над развитием внимания. Чтобы быть внимательным надо хорошо запоминать, мыслить. Эта теория дает возможность развивать свойства внимания: объем, устойчивость, переключаемость, концентрацию.

И.В. Страховым установлено, « Что у одних учащихся внимание может быть стойким, отличаться детской непосредственностью и эмоциональностью проявлений; у других – устойчивым, волевым, сознательно сосредоточенным, позволяющему школьнику справляться с отвлекающими побуждениями. Установлены следующие состояния внимательности: действительная внимательность, кажущаяся невнимательность; кажущаяся внимательность и действительная невнимательность.

В начальном обучении, по мнению Д.Н.Узнадзе «Важно не столько усвоение конкретных знаний и навыков, сколько развитие в детях тех психических сил, которые участвуют в процессе усвоения знаний и без которых учение не может состояться.

Школьное обучение, как известно, является организованным, целенаправленным, систематическим процессом, осуществляемым по учебным планам с помощью разнообразных технологий и в определенном режиме. На уроке ученик не волен выбирать себе занятие, а обязан заниматься тем, чем положено в данный момент. Очевидно, что такая организация деятельности предъявляет повышенные требования к вниманию учащегося. Нередко ученики остро нуждаются в том, чтобы учитель помог им организовать внимание в процессе работы.

В процессе обучения русскому языку младшие школьники включаются в активную, Умственную, творческую и практическую деятельность. Младшие школьники обладают высокой познавательной активностью, любознательностью заинтересованностью в познании. Но внимание младшего школьника подвержено значительным колебаниям, легко ослабевает и еще в основном непроизвольное. Многообразие проявлений внимания приводит к оцениванию индивидуальных особенностей внимания учащихся. Анализируя наблюдения и знания об учащихся учителю необходимо изучение индивидуальных особенностей их внимания. Иначе говоря, надо стремиться воссоздать наиболее полную картину реально существующих проявлений внимания школьников. Только анализ особенности внимания, выяснение сильных и слабых сторон дает основания для целенаправленной работы.

Среди психических процессов внимание занимает особое место. Оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы, направленность личности. Младший школьник не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений, у него преобладает непроизвольное внимание. Произвольное внимание развивается в работе, требующей большой, умственной и двигательной активности. В своей работе я стимулировала внимание детей через использование игровых приемов, упражнений.

В данной работе я попыталась:

Разобраться в теории, что такое внимания и влияние внимания на эффективность учебной деятельности учащихся.

Изучение возрастных особенностей младших школьников и влияние на развитие различных свойств внимание.

Подобрать тесты и методики, позволяющие выявить проблемы индивидуальных особенностей в развитие у учащихся.

Реализация данных методов, приемов и средств, способствовали развитию внимания младшего школьника на уроках русского языка.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии./ Л.С. Выготский М.: 1982 т.2, С.10-15.

2.Выготский Л.С. Развитие высших форм внимание в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию./ Л.С. Выготский 1976 – 212с.

3.Выготский Л.С. Психология 2000 164, 663, 859 с.

4.Гальперин П.Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по вниманию. 1976 40 с.

5.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.1985 – 129 с.

6.Гальперин П.Я. Психология как объективная наука.1988 – 87 с.

7. Гальперин П.Я. Ведение в психологию. 1976 – 54 с.

8. Гальперин П.Я. экспериментальное формирование внимание. 1974 – 112 с.

9. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий, т.1 1959 – 180с.

10. Горецкий В.Г. Обучение в первом классе. 1973 – 30с.

11. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития .1988

12.Немов Р.С. Психология, учебник для студентов. 272 с.

13. Оспицкий А.К. Само - регуляция деятельности школьника и формирование активной личности. 57-89 с.

14. Панов Б. Г. хрестоматия по методики русского языка.

15. Рибо Т. Психология внимания.

16. Страхов И. В. Воспитание внимание у школьника.

17. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Т. 5

18. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.

19. Рабочая книга школьного психолога.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области