Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Совместный проект "Как хорошо уметь читать"

Помочь родителям в обучении грамоте

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Выполнила:

Баширова Гульнара Ямильевна

(ФИО)

Воспитатель

(должность)

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка»

(место работы)

Пояснительная записка

«Испокон века книга растит человека» (русская пословица)

Чтение детей - это ключ к жизни в современном информационном пространстве. Не секрет, что многие родители хотели бы, чтобы их ребенок научился читать еще до поступления в школу. И в этом есть рациональное зерно, ведь ничто не способствует интеллектуальному развитию так, как чтению. Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать. В законе «Об образованиист. 44 п. 1 сказано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». А в ст. 44 п. 2 в законе «Об образовании сказано: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Но часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.

Актуальность: поэтому одной из задач из дошкольного учреждения является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросе интеллектуального развития детей разработала проект «Как хорошо уметь читать».

Участники: дети 5-7 лет, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой

Основная часть

Цель проекта: Осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

-сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкуск самостоятельному чтению;

-способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;

-познакомить с новыми терминами (звук, гласный, согласный, предложение, текст).

-легко и весело ввести ребенка в письменность;

-развивать желание читать.

- воспитывать старательность;

- воспитывать любовь к чтению.

Сроки реализации проекта: 2019-2021 г.

Ожидаемый результат реализации проекта

Участники проекта

Результат

Дети

Родители

Педагоги

Технология проекта

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско – родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем в данном направлении. В процессе реализации этого проекта проводились: анкетирование, создаются газеты и альбомы с фотографиями мероприятий, сотрудничество со средствами массовой информации, проводятся съемки праздников и многое другое. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.

Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.

Условия реализации проекта

Учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого ребенка;

Учет принципов: индивидуализации, интегративности и тематичности при организации и проведении непосредственной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельностей.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Цель

Задачи

Поисковый

Научиться читать

• Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки общения, разговора.

• Развивать познавательные способности, творческое мышление.

• Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки исследовательской и поисковой деятельности.

• Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.

Аналитический.

Анализ и подбор ресурсов:

Сбор и изучение информации:

• Обсудили с детьми, наличие игр в группе, как будем оформлять новые игры, что для этого нужно и где возьмем материал? Что нужно, чтобы материал получился красочным? (дома нарисовать, записать, найти в интернете что– то интересно, сделать поделки и рисунки, фотографии)

• Вечером в присутствии детей предложила родителям участие в проекте, родители согласились и выбрали различные задания (найти историю создания букв, игры с буквами, советы – подсказки о том, как надо научиться читать).

Практический.

Провести мероприятия проекта

.• В ходе коммуникативной деятельности дети продолжают знакомство с буквами, рассматривают буквы, элементы, из которых они состоят, сравнивают с другими предметами, буквами, делают попытки слогового чтения. Читающие дети помогают всем остальным, читают адаптированные рассказы для малышей.

• В процессе деятельности по художественному творчеству, познанию дети изготовили игры для ознакомления с буквами: «Отгадай букву», «Построй букву из элементов», разобрали набор пластмассовых букв и разложили их по алфавиту для составления и чтения слогов, слов.

• В экспериментальной деятельности дети пробовали выкладывать буквы из шерстяных ниток на бархатной бумаге, писали на песке, на манке, составляли буквы из элементов.

• В процессе совместной деятельности с родителями дети сделали дома игру «Отгадай букву на ощупь», а также нарисовали рисунки – загадки с буквами.

Заключительный

Обобщение полученного опыта.

•Дети принимали активное участие: демонстрировали знание ими букв, пытались прочитать слоги, слова.

Представить опыт  работы на муниципальном уровне.

График проектных мероприятий с детьми

№ п/п

Содержание работы

Формы работы

Сроки и время

1.

Поисковый этап

Беседа с детьми с целью определения темы, целей, продукта проекта. Определение степени участия детей, родителей, педагогов.

Уточнить тему проекта, продукт. Определить степень участия каждого.

Первая неделя сентября

2

Аналитический этап.

Уточнение информации об имеющихся играх, обсуждение списка игр, которые можно изготовить самостоятельно.

Привлечение родителей к сбору информации о буквах. Изготовление альбома об истории возникновения букв.

Подготовка материала для изготовления игр.

Наметить список игр для изготовления.

Изготовить альбом об истории возникновения письменности.

Подготовить материал для изготовления игр.

Первая неделя сентября

3

Практический этап.

Разработка перспективного планирования занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Разработать перспективный план НОД по обучению грамоте и реализовывать его.

Вторая неделя сентября

4.

Родительское собрание: «Подготовка детей к школе», выступление на тему: « Как научить ребенка читать» и ознакомление с памятками.

 Познакомить родителей с правилами обучения детей чтению.

Середина сентября

5.

Чтение детям.

В.Берестов « Читалочка»,

Е.Благинина «Букварик»,

З. Александрова «Осенью Мишутка пошел учиться», Л. Каминский «Троечка за тигра», С. Могилевская «Приключения буквы У»,В. Волина «Коллекция Кирилла Кукушкина».

Познакомить детей с стихами, рассказами по данной теме, воспитывать любовь к чтению.

Сентябрь – ноябрь.

6.

Изготовление игр и участие в них:

«Составь букву из элементов»,

«Подбери букву», «Отгадай букву на ощупь»,

«Сравни буквы», «Составь слова из букв», «Помоги Буратино научиться читать», «Похожие буквы», «Бабочки»,

«Буквенное лото», «Буква растет»,

«Буква – путешественница», «Найди и зачеркни», «Похожие буквы» и участие в данных играх.

Уточнять, расширять, закреплять знание детьми букв, формировать, развивать умения и навыки чтения слогов, слов.

Сентябрь

7.

Составление описательных рассказов о буквах.

Упражнять в составлении рассказов о буквах, обобщать представления о зрительном образе буквы.

Нод,

8.

Аппликация «Буквенное поле» (объемная аппликация из крупы).

Закреплять знание букв.

2неделя октября.

9.

Работа с изографами.

Уточнять зрительный образ буквы.

По мере изучения букв.

10.

Изготовление букв из разного материала

Развивать умения изготовления букв из разного материала.

Октябрь.

11.

Выполнение заданий в тетрадях: «Шагаем по клеточкам».

Развивать ориентировку на листе бумаги.

Октябрь.

12.

Изготовление касс букв, составление и чтение слогов, слов.

Способствовать овладению чтением слогов, слов.

Октябрь

13.

Рисование «На что похожа буква?».

Обобщение зрительного образа букв.

Октябрь

14.

Составление и чтение слогов, слов с помощью кубиков с наклеенными на них буквами.

Использовать игровые приемы для овладения чтением.

Октябрь – ноябрь

15.

Подбор табличек с названиями предметов к самим предметам.

Упражнять в чтении слов.

Октябрь, ноябрь

16.

Чтение слогов, слов по таблицам для чтения

Упражнять в чтении по таблицам.

Октябрь, ноябрь

17.

Выкладывание букв из шерстяных ниток на бархатной бумаге.

Развивать навыки конструирования букв.

Ноябрь.

18.

Письмо букв, слогов, слов «волшебными палочками» на песке, на манке.

Использовать элементы песочной терапии при знакомстве с буквами.

Октябрь, Ноябрь

19.

Читающие дети читают адаптированные тексты для малышей.

Автоматизировать умения чтения.

Ноябрь.

20.

Развлечение «Занимательные буквы».

Обобщить знания детей о буквах, применять полученные знания в различных играх, развивать познавательную активность.

Ноябрь..

21.

Презентационный этап.

Презентация проекта.

Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей.

Конец ноября

22.

Мониторинг знаний детьми

Апрель

Педагоги групп

23.

Литературная викторина

Апрель

Педагоги

Механизм реализации проекта с родителями.

Этапы

Содержание работы

Срок

Ответственный

1

2

3

4

I Подготовительный
(сбор информации по проблеме)

Изучение нормативно-правовой базы

Анкетирование родителей по проблеме «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге)

Сентябрь

Январь

Педагоги

Творческая группа

II Концептуальный

Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности

Подходы к взаимодействию с специальными

Выбор концепции реализации проекта

Обоснование, предсказания путей реализации проекта

Апрель

Ноябрь

Педагоги

IIIОсновной (практический)

Обеспечение условий для реализации проекта.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс

эффективных методик обучения детей грамоте. Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (создание информационного стенда для родителей)

Внедрение в практику работы с детьми серия занятий “Я – читаю”

В ходе реализации проекта

Сентябрь

В ходе реализации проекта

Сентябрь – ноябрь

Сентябрь - май

Сентябрь - май

Заведующий

Педагоги, методист

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме

Организация работы по следующим направлениям:

-Организованные мероприятия

- Досуговые мероприятия

- Тренинговые занятия

- «Справочное бюро»

(консультирование)

- Открытые просмотры

-Творческо-оформительская

деятельность и др.

В ходе реализации проекта

Апрель - май

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

Ответственный педагоги

IV Заключительный (аналитический)

Презентация проекта на заседании педагогического совета МАДОУ

Обработка результатов по реализации проекта.

Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем

Май

Май

Сентябрь следующего года

Ответственный педагоги

Ресурсный эффект проекта.

1. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в образовательном учреждении).

2. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, обмен опытом, аттестация и др., самообразование).

3. Обеспечение интеллектуальных условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций, проведение семинаров).

4. Обеспечение материально-технических условий (тиражирование методических материалов, передового педагогического опыта на различных носителях - бумажных, электронных CD, DVD, видео).

5. Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения, включающие: наличие условий в помещениях, в которых осуществляется образовательная деятельность. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса.

Оценка эффективности проекта (вывод):

В результате реализации проекта были решены все поставленные задачи:

-У детей привился интерес к самостоятельному чтению книг. Познакомились с терминами ( буква, звук, согласный, гласный, предложение, слово, текст).

-Родители осознали причастность к воспитанию личности дошкольника.

-Педагоги приняли на реализацию проект по обучению чтению.

Моя гипотеза подтвердила о том, что мы научим детей читать, если их познакомим с буквами, будем знать их, дружить их, т.е. научимся читать по слогам.

Список источников:

Нормативно-правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьёй:

Семейный кодекс РФ

Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Статья 65. Осуществление родительских прав

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 38Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Статья 43 Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44. п.1, п.2 Права и обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся родителей по воспитанию и образованию детей)

Декларация прав человека РФ

Статья 26 Каждый человек имеет право на образование.

Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.

Закон об образовании РФ

Статья 13. Устав образовательного учреждения.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство » МАДОУ г. Нижневартовска ДС №32 «Брусничка»

Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС№32 «Брусничка»

Библиографический список используемой литературы:

1. Александрова З. «Осенью Мишутка пошел учиться» (Хрестоматия для детей ст. дошк. возраста.стр.3 60).

2. Берестов В « Читалочка» (Хрестоматия для детей ст. дошк. возраста.стр. 375).

3. Благинина Е. «Букварик» (Хрестоматия для детей ст. дошк. возраста.стр. 359).

4. Волина В. «Коллекция Кирилла Кукушкина» (В.Волина “Праздник букваря” стр. 141).

5. Волина В. «Праздник букваря». (В.Волина «Праздник букваря» стр. 268).

6. Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно».

7. Каминский Л. «Троечка за тигра»

8. Могилевская С. «Приключения буквы У»

Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

__________________________ ____________________________

подпись расшифровка подписи «_____»_____________________20__г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области